Таможенно-тарифная система. Виды таможенных пошлин. Административные меры выступают в двух видах: таможенно-тарифные методы регулирования u нетарифные ограничения

Административные методы регулирования

Таможенно-тарифная система. Виды таможенных пошлин. Административные меры выступают в двух видах: таможенно-тарифные методы регулирования u нетарифные ограничения.

Первый вид административных мер опирается на таможенно-тарифное законодательство государства. Его основными инструментами являются таможенные пошлины и таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Основой этого вида регулирования выступают таможенные пошлины.

Таможенные пошлины уже в Средние века играли значительную роль в системе экономических инструментов государства. Функции пошлин в то время были в основном финансовые, то есть они обеспечивали денежными средствами центральную и местную власть. Экономические и торгово-политические их функции начали вырисовываться уже во времена меркантилизма. Эта роль таможенных пошлин стала особенно важной в XIX в. и приобрела исключительное значение в ХХ в.

Таможенная пошлина- это такое экономическое и торгово-политическое средство защиты внутреннего рынка, которое выступает в форме государственного налога и реализуется в цене переходящих через границу товаров.

Из данного определения можно выделить три тесно связанные между собой важнейшие функции таможенной пошлины: фискальную, защитную, ценообразующую. Таким образом, таможенная пошлина - это государственный налог, экономическое и торгово-политическое средство защиты внутреннего рынка и ценоформирующий фактор.

Пошлина является налогом, потому что посредством нее бюджет получает доходы. В то же время пошлина выступает опосредованным налогом и обладает специфической чертой: только цены товаров, переходящих границу, нагружаются ее бременем. Особенно важно отметить и то, что пошлина - ценообразующий фактор. Без этого таможенная пошлина не может исполнять свою первичную функцию, т. е. функцию налога.

Необходимо рассматривать первичное и вторичное влияние пошлины на экономические процессы. Ее первичное воздействие заключается в том, что пошлина для бюджета страны означает доход, но одновременно с этим происходит повышение цен на импортные товары и ограничение импорта. Вторичное воздействие пошлины проявляется в изменении соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке на импортные товары, что влечет за собой сдвиги в структуре потребления, которые влияют на уровень жизни. Это означает, что таможенная пошлина оказывает воздействие не только на торговые и торгово-политические отношения, но и на другие сферы социальной и экономической жизни.

Пошлина выполняет и особую, специфическую функцию - она может быть средством дискриминации, поскольку является торгово-политическим средством. О дискриминационном характере пошлины можно говорить тогда, когда страна-импортер требует от иностранных партнеров выплачивать различные пошлины за один и тот же вид товара.

Интересно рассмотреть, кто и насколько заинтересован в повышении таможенных пошлин. В каждой развитой стране есть сторонники более жесткого таможенно-тарифного протекционизма, представляющие интересы национальных фирм, реализующих большую часть своей продукции на внутреннем рынке, и противники такой политики, выступающие за более либеральный таможенный режим. С этих позиций особого внимания заслуживает вопрос об отношении транснациональных корпораций (ТНК) к вопросам таможенно-тарифной политики. Эти отношения противоречивы. С одной стороны, ТИК производят товары в разных странах, осуществляя широкую кооперационную торговлю ими между зарубежными предприятиями, принадлежащими одной ТИК. Поэтому они заинтересованы в снижении таможенных пошлин, мешающих масштабному использованию международной кооперации на внутри корпоративной основе. С другой стороны, характерная особенность ТНК - одновременное производство одинаковых товаров в разных странах и реализация этих товаров на рынках тех же стран - делает их заинтересованными в поддержании высоких пошлин на те виды товаров, которые конкурируют с товарами, продаваемыми данными корпорациями на местном рынке.

Весьма острыми являются противоречия по вопросам таможенно-тарифной политики между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами. Проблемы таможенно-тарифной политики в современном мире оказались одним из участков борьбы развивающихся государств за перестройку на более справедливых условиях всей системы экономических взаимоотношений. Суть проблемы заключается в том, что в интересах охраны национального производства уровень пошлины повышается в зависимости от степени переработанности товара, т. е. пошлина на полуфабрикаты выше, чем на сырье или основные материалы (эскалация ставок импортных таможенных пошлин). Готовая продукция имеет самый высокий уровень пошлин. Таким образом, развитые страны-импортеры стимулируют развивающиеся страны - производители сырья, нуждающиеся в валютных поступлениях, вывозить в больших объемах именно эти товары. Однако страны с развивающимися рынками (в том числе и бывшие социалистические), безусловно, заинтересованы вывозить свои традиционные товары в обработанном виде.

В науке и практике международной торговли различают несколько подходов к систематизации пошлин. Приэтом они характеризуются:

• по правовому статусу. Таможенные пошлины обычно устанавливаются законодательством данной страны, т. е. они рождаются автономно. Но активная таможенно-тарифная политика предполагает, что в этом процессе учитываются рекомендации международных организаций, а также взаимные уступки основных торговых партнеров. Поэтому по юридическому статусу можно выделить автономные (устанавливаемые государством без консультаций с партером по торговле) и договорные (конвенционные) пошлины.

• по направлению движения товара. Таможенные пошлины используются во всех сферах внешней торговли, т. е. в экспорте, импорте и переходящем (транзитном) обращении. Поэтому в аспекте внешнеторгового обращения можно выделить экспортные, импортные и транзитные пошлины.

Целью экспортной: пошлины является стимулирование вывоза уже обработанных товаров или полуфабрикатов, поскольку она устанавливается чаще всего на стратегическое сырье с целью предотвращения его чрезмерного вывоза. Применение экспортных пошлин ограничено правилами ВТО и разрешается в исключительных случаях для защиты экспортного потенциала.

Важнейшей функцией импортной пошлины является осуществление экономической и торговой политики в области защиты внутреннего рынка. Транзитные пошлиныбыли распространены с XV до начала ХХ В., когда из-за неразвитости инфраструктуры и транспорта, из-за опасностей в пути товары продвигались только по определенному маршруту (страны, через которые проходили торговые пути, находились в исключительном положении). В настоящее время транзитные пошлины используются значительно реже (например, при перекачке нефти и газа из страны добычи потребителям по трубопроводу, проходящему по территории другой страны).

• по целям использования. Использование пошлин может осуществляться в двух основных целях:

1) увеличение доходов бюджета;

2) осуществление задачи защиты рынка. Поэтому различают фискальные и защитные пошлины. Применение фискальной пошлины проводится не для ограничения торговли, а для пополнения бюджета, так как государство с ее помощью стремится увеличить свои доходы и по этой причине заинтересовано в росте товарооборота. Целью установления защитных пошлин, наоборот, является ограничение нежелательного импорта.

• по типам ставок выделяют постоянные и переменные пошлины.

• по способу установления различают:

1. Адвалорные (начисляются в % к таможенной стоимости товара).

2. Специфические (устанавливаются в определенном размере на единицу измерения товара: штуку, метр, литр и т. д.).

2.1. Сезонные (срок их действия не может превышать 4 месяцев).

2.2. Специальные (используется особый режим применения),

2.3. Антидемпинговые (применяются в случае демпинговых поставок).

2.4. Компенсационные (вводятся при необходимости компенсации 'потерь от снижения цен).

2.5. Преференциальные (льготные) - при установлении учитываются специальные межгосударственные договоренности и соглашения.

3. Комбинированные (сочетаются 1 и 2 методы, начисляются на основе одновременного применения двух способов установления таможенных пошлин).

4. Альтернативные устанавливаются на основе выбора одного из первых двух способов по конкретному критерию (например, 10% от таможенной стоимости, но не менее 5 евро за 1 кг). Иначе говоря, применение альтернативных пошлин основывается на использовании адвалорной и специфической ставки таможенных пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.

Таможенно-тарифное регулирование, если оно вызвано фискальными целями, является стоимостным инструментом торговой политики стран. Оно в определенной степени удорожает импортный товар и, соответственно, снижает его ценовую конкурентоспособность по сравнению с аналогичным товаром местного производства, тем самым ограничивая доступ иностранного товара в страну. Однако последнее слово остается за потребителем, который при выборе товара руководствуется критериями цены, качества, личным предпочтением.

Таможенные тарифы и пошлины выступают основными инструментами внешнеторговой политики государств в соответствии с международными нормами.

Существует несколько определений таможенного тарифа, взаимодополняющих друг друга.

Таможенные тарифы играют значительную роль в регулировании внешней торговли путем воздействия на объем и структуру импорта (а в отдельных случаях и экспорта), Сдерживание импорта происходит посредством введения высоких ставок пошлин и увеличения объемов таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров.

При этом следует отметить, ЧТ9 традиционная функция таможенных пошлин и тарифов - фискальная (увеличение доходов государственного бюджета) - в настоящее время в большинстве развитых стран уже не является столь значимой. Однако в странах менее развитых (и в том числе в России) эта функция все еще является весьма важной.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли включает в себя, кроме пошлин, еще два важнейших элемента: таможенный тариф (свод ставок таможенных пошлин) u правила применения таможенного тарифа.

Первый из них - основа всей системы таможенно-тарифного регулирования - является экономическим инструментом. Таможенно-тарифные меры, воздействуя на внешнеторговый оборот посредством изменения цен находящихся в нем товаров, влияют на конкурентоспособность. Это, в свою очередь; сказывается на уровне накопления капитала, темпах и нормах прибыли в отдельных отраслях производства, уровне жизни населения;

Второй элемент включает в себя правила применения-ставок таможенного тарифа, определения таможенной стоимости и страны происхождения товара.

От страны происхождения товара зависит размер ставки ввозной пошлины. Принципы определения страны происхождения товара основываются на существующей международной практике.

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

• полезные ископаемые, добытые на ее территории, в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

• растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории;

• животные, родившиеся и выращенные в ней;

• продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных; .'

• произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

• продукция морского промысла, добытая и произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными ею;

• вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производительных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

• продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

• товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной выше.

Если в производстве товара участвуют две и более страны, то происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки,

Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:

• изменения товарной продукции (классификационного кода товара по ТН ВЭД) на уровне любого из первых 4 знаков, произошедшие в результате ее переработки;

• выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той же страны, где эти операции имели место;

• изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара (правило адвалорной доли).

В случае, когда критерий достаточной переработки выражен через адвалорную долю, стоимостные показатели рассчитываются:

• для импортных товаров'- по стоимости, подлежащей таможенному обложению при ввозе (на условиях СИФ). В случае если происхождение товаров неизвестно, - по установленной цене первой продажи на территории страны, где осуществляется производство;

• для готовых товаров - по цене франко-завод - изготовитель товара.

Считаются не отвечающими критерию достаточной переработки

• операции по обеспечению сохранности товаров в период хранения - или транспортировки;

• операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка; переупаковка);

• простые сборочные операции;

• смешивание товаров (компонентов) без придания получен. ной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;

• комбинации из двух или более операций, указанных выше.

При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства электроэнергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

Таможенный тариф признан ВТО основным инструментом регулирования. На перспективу он должен стать единственным видом мер по регламентированию внешнеторговых операций:

Необходимо отметить, что национальные системы таможенно-тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, так как основываются на единых принципах и стандартах, которые разрабатываются Всемирной таможенной организацией (бывшим Советом таможенного сотрудничества). Эта схожесть во многом облегчает проведение международных операций купли-продажи.

Наши рекомендации