Реформы Александра I. Деятельность М.М. Сперанского
Александр 1 вступил на престол 12 марта 1801 г. Воцарение Александра приветствовалось практически всеми слоями общества. С первых дней своего вступления на престол Император Александр I заявил, что собирается провести в России ряд реформ, с целью недопущения в дальнейшем деспотичного правления. Более того, от Александра I ждали преобразований. Он намеревался осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права.
В 1801г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла. Причём, запреты были сняты как в вопросах личной, частной жизни (о свободе передвижения), так и в экономической сфере (снятие большинства ограничений при ввозе и вывозе товаров за границу).
Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П.А.Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Пятым членом Негласного комитета, формально не участвовавшим в заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе 1801 года. Основными вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.
Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа». Начали с центрального управления.
Изменения в системе государственного управления не могли не отразится на положении православной церкви, которая во многом была частью государственного аппарата. Здесь единовластным начальником становится обер-прокурор, который в 18 веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.
Одновременно была осуществлена реформа Сената. Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим. Но вскоре Сенат фактически был низведен до прежнего положения.
Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. Затронут был щекотливый вопрос о крепостном праве. Александр 1 принимал меры к облегчению положения крестьян, но шаги в его решении этой проблемы были крайне осторожными.
12 декабря 1801 года был издан указ, предоставить право владеть землей купцам, мещанам и казенным крестьянам, которые отныне могли покупать ненаселенные земли.
Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Реформацией в этой области, а также в области печати было призвано руководить учрежденное в 1803 году Министерства народного просвещения. В этом же году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.
Послевоенные реформы
Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское. В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры.
В 1822 Александр запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за “дурные поступки” ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.
Деятельность М.М.Сперанского.
В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы в 1802 г. он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана.
Сперанский предлагал "обустроить Россию" наподобие нынешних процветающих монархий. План государственного переустройства начинался с первой российской конституции. Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органы власти четырех степеней - на уровне волости, губернии и империи. Но участие в управлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом.
План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений законодательных, судебных и исполнительных, или административных.
Высшим распорядительным органом являлась Государственная дума, которая стояла во главе законодательных учреждений и руководила сетью волостных, окружных и губернских дум. Предлагалось создать министерства во главе исполнительной власти и Сенат - во главе судебных органов, с соответствующими нижестоящими учреждениями.
Учреждался также и другой верховный орган, призванный объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, - Государственный совет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха.
Законодательный ряд образовали «думы» волостные, уездные, губернские и государственная. Исполнительной властью являются правления волостные, уездные и губернские, избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть, министры, назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды, затем уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии. Сперанский был искренне убежден, что его проект по ограничению самодержавия полностью отвечает чаяниям государя.
В 1810 -1811 гг. последовало преобразование министерств, учрежденных в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено.
В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз, Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что касается создания Государственной думы, то о ней в 1810 - 1811 гг. и речи не было. Государственные труды его были незначительны. Он принимал участие в заседаниях совета, был членом сибирского комитета и принялся опять за прежнюю работу над гражданским уложением; но все эти занятия оставались почти без результатов. На них отражался тот застой, который после 1815 года понемногу овладел общественной жизнью.
23. Николаевская Россия: от восстания декабристов к крымской катастрофе.
Николай I стал императором 14 декабря 1825 г. В этот день на Сенатскую площадь в Петербурге вышли Московский полк, гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего более 3 тыс. чел. Их вывели офицеры тайного Северного общества, которые решили воспользоваться ситуацией. После смерти Александра I, не имевшего сыновей, которые могли бы наследовать трон, должен был править следующий брат - Константин Павлович. Но он вступил в морганатический брак (с женщиной не королевской крови) и таким образом отказался от престола в пользу Николая Павловича. Заговорщики хотели не допустить переприсяги, потребовать от Сената созыва «великого собора» для решения вопроса о форме правления. Восставшие вели себя пассивно и были рассеяны артиллерийским огнем по приказу Николая I, который сохранил контроль над большинством воинских частей. На юге вскоре было подавлено восстание Черниговского полка, организованное Южным обществом.
В 1816-1825 гг. будущие «декабристы» создали ряд тайных организаций («Союз спасения», «Союз благоденствия» и др.), разработали различные варианты преобразования страны («Конституция» Никиты Муравьева, «Русская правда» П.И.Пестеля и др.).
В государственно-политической сфере был укреплен полицейский аппарат. В составе Собственной его императорского величества канцелярии в 1826 г. было создано III отделение, занимавшееся политическим сыском. Был создан отдельный корпус жандармов, выявлявший любые проявления антимонархического движения. Важное место царь отводил борьбе со взяточничеством, совершенствованию законодательства. В государственно-политической сфере усилилась милитаризация: министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы. Бюрократический аппарат, чиновничество за полвека выросло в 5 раз.
В социально-экономических отношениях производилось упорядочение, но без разрушения самой системы. Помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или землю без крестьян, запрещалось отдавать крепостных крестьян на заводы. Было запрещено продавать крестьян с публичного торга «с раздроблением семейств», «удовлетворять казенные и частные долги», расплачиваясь за них крепостными с отрывом их от земли, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них земли. Дворянам, не имевшим имений, запрещалось покупать крестьян без земли
В 1837-1841 гг. Министерство государственных имуществ под руководством П.Д.Киселева провело реформу государственных крестьян. В эту сословную категорию были объединены различные группы крестьян. «Свободные сельские обыватели» выбирали волостное правление, волостного писаря, сельского старшину, сотских и десятских для исполнения полицейских функций, а также волостные и сельские «расправы» (суды). Ситуация в государственной деревне была улучшена, но чиновничья опека и податной гнет сохранялись и вызывали массовые выступления государственных крестьян.
Жизнь государственных крепостных была лучше, чем жизнь помещичьих крестьян. Из среды государственных крестьян вышло немало купцов, предпринимателей. Крестьянские строительные артели выполняли огромные объемы работ в Санкт-Петербурге, Москве.
В 1839 г. министр финансов Е.Ф.Канкрин провел денежную реформу. В 1837 г. была построена Царскосельская железная дорога, а в 1851 г. вошла в строй дорога Петербург-Москва. Стратегическое значение имела дорога Петербург-Варшава.
В духовной сфере николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию («теорию официальной народности»), внедряло ее в образовательные учреждения. Русскими национальными началами были объявлены православие, самодержавие и народность. После казни декабристов духовные искания, споры о путях развития страны не прекратились. Идеи Чаадаева в 40-50-х гг. развивали западники - В.П.Боткин, Т.Н.Грановский. Они считали историю России частью общемирового исторического процесса и были сторонниками развития страны по западноевропейскому пути. Их современниками и оппонентами были славянофилы – И.С. и К.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и другие. Они выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути развития России, усматривали ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в наличии крестьянской общины, православия как единственно истинного христианства. Они выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т.д.
Николай Павлович был человеком с большими политическими амбициями, которые особенно проявлялись во внешней политике. Огромного напряжения потребовала Кавказская война 1817-1864 гг. Горцы под руководством имама Шамиля, при поддержке Англии, Турции и Ирана вели упорную борьбу, в которой Россия потеряла 77 тыс. человек и огромные средства. В 1830-1831 гг. было подавлено восстание в Польше. В мае 1849 г. царские войска подавили революционное движение в Венгрии и помогли восстановить власть австрийских Габсбургов.
В 1853 г. Николай I воспользовался спором из-за того, кому быть блюстителями храмов в Иерусалиме и Вифлееме – православному или католическому духовенству. Николай I полагался на русскую армию, одну из самых больших в Европе. На начало 1853 г. в регулярной армии было 27850 генералов и офицеров и 911 тыс. солдат, в иррегулярных войсках – 3647 генералов и офицеров и 242 тыс. солдат.
Турецкий султан отдал предпочтение католикам. На стороне Турции выступили Англия и Франция. В ходе начавшейся войны Австрия заняла недружественную, внешне нейтральную позицию. Союзники блокировали Кронштадт и Свеаборг, пытались взять Петропавловск-Камчатский. Главные события развернулись в Крыму, где русские потерпели ряд поражений и были вынуждены после 349-дневной осады сдать Севастополь.
Крымская война наглядно показала цивилизационное отставание России. Против паровых судов у России был парусный флот. Против дальнобойных нарезных штуцеров англичан и французов (с боем на 1300 шагов при любой погоде) у русских солдат были устаревшие гладкоствольные кремневые ружья, стрелявшие на 200-300 шагов в сухую погоду. Подвоз припасов в Крым был затруднен плохим состоянием дорог. Перед Крымской воной протяженность рельсовых дорог в России равнялась всего лишь 979 верстам. В Англии протяженность железных дорог составляла 11 тыс. верст. Война обошлась в 544 млн. рублей золотом (противнику война стоила 600 млн.). К 1856 г. дефицит бюджета России составил около 232 тыс. рублей. На 80% были израсходованы национальные запасы вооружения и снаряжения, отсутствовали продовольственные резервы. Общее число погибших в Крымской войне превысило 300 тыс. человек. Потери России составили половину итоговой цифры.
После смерти Николая I Александр II подписал Парижский мирный договор 1856 г. Россия возвратила Турции взятую штурмом крепость Карс. Молдавскому княжеству Россия уступала устье Дуная и часть Южной Бессрабии. Черное море объявлялось нейтральным, Россия и Турция не могли держать там военный флот. Россия была унижена.
1826, июнь. – 1828, янв. – Русско-персидская война
1828, 10 (22) фев. - Туркманчайский мир между Россией и Персией. Присоединение Восточной Армении к России
1828, апр. – 1829, сен. – Русско-турецкая война
1829,2 (14) сен. - Адрианопольский мир между Россией и Турцией. Переход к России устья Дуная и Черноморского побережья Кавказа (от Кубани до Поти). Право прохода русских судов через проливы. Признание автономии Греции, Сербии, Молдавии и Валахии
1853, окт. – 1856, март. – Крымская (Восточная) война
24. Отмена крепостного права в России: проблемы аграрного развития страны.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и другие законодательные акты. Изменился статус 22 млн. помещичьих, 19 млн. государственных и 2 млн. удельных крестьян. Все они составили сословие свободных сельских обывателей и получили гражданские личные права: могли вступать в брак без разрешения помещика или начальства; выбирать место жительства и род занятий и т.д. Крестьяне одного помещика или одной деревни обычно составляли сельское общество, выбирали сельского старосту и других должностных лиц. На волостном сходе избирали волостного старшину.
До заключения уставной грамоты относительно размеров надела и повинностей крестьяне считались временнообязанными, то есть были обязаны за пользование наделами до всех расчетов отбывать барщину или платить оброк. Взаимоотношения между помещиками и крестьянами регулировали мировые посредники, назначавшиеся Сенатом из местных дворян. За надельную землю, которой они пользовались и которая должна была перейти от помещика к крестьянам, они должны были помещику заплатить выкуп. Но, поскольку свободными средствами крестьяне не располагали, то 80% суммы за них помещикам платило государство, а 20% суммы должны были собрать сами крестьяне. Выкупная сумма выдавалась помещику (за вычетом долга кредитным учреждениям) специально выпущенными 5-процентными бумагами и выкупными свидетельствами, которые принимались казначейством в уплату по платежам. Помещикам было выдано 902 млн. руб., из которых 316 млн. было зачтено в уплату их долгов банкам. В результате реформы возникло несколько долговременных проблем.
1. Государству крестьяне должны были выплачивать свой долг – выкупные платежи – в течение 49 лет, что отрицательно сказывалось на развитии крестьянских хозяйств. Выкупные ссуды и платежи устанавливались из расчета оброка, который крестьяне платили до реформы. В 1861-1906 гг. правительство взыскало с бывших помещичьих крестьян свыше 1,6 млрд. руб. и получило доход около 700 млн. руб. Подушная подать была отменена в середине 80-х годов. Выкупные платежи были отменены только в 1906 г. под напором первой русской революции.
2. С помещиками крестьяне сразу также не смогли рассчитаться и продолжали за право пользования землей выполнять разные работы и повинности. Временнообязанное состояние крестьян было официально прекращено в 1883 г. У помещиков было достаточно времени, чтобы приспособиться к новым условиям ведения хозяйства. Выкуп земли в великорусских губерниях был завершен к 1895 г.
3. При определении размеров надельной земли, которая должна была остаться у крестьян, в зависимости от местных условий часть земли считалась «лишней», была больше установленной нормы и помещиками у крестьян «отрезалась». В виде «отрезков» помещики изъяли из крестьянского обихода до 20% земель: луга, выпасы, водоемы, другие ценные угодья, за которые крестьянам пришлось платить высокую арендную плату. Ее размеры снизились только в 1906 г.
4. Крестьяне не стали частными собственниками земли. Сельское общество было связано круговой порукой, отвечало за уплату выкупных платежей, расчет с помещиками, выполнение различных повинностей на государство. Крестьяне не могли даже отказаться от надела и оказались прикрепленными к общине. С общиной самодержавному государству было удобнее иметь дело, чем с множеством разобщенных крестьянских хозяйств, дворов, семей.
Крестьяне справедливо посчитали, что их обманули. Но бунты в отдельных местностях были подавлены. А крестьяне стали мечтать о «черном переделе», о справедливом перераспределении земельных угодий.
Крестьянскую реформу нельзя оценить однозначно. Отмена крепостного права вызвала процесс необратимых перемен во всех сферах русской жизни, обусловила проведение ряда других реформ. В пореформенный период быстро росло сельское население, сократилась смертность. Фабрики и заводы получили значительные контингенты дешевой рабочей силы. Началось переселение крестьян в Сибирь, куда приезжало до 100 тыс. человек ежегодно. В сельское хозяйство усилился приток техники, которую стали применять помещики, компенсируя потерю бесплатного крепостного труда. В самом крестьянстве усилилось социальное расслоение: одни богатели, другим удавалось поддерживать свой статус середняков, многим приходилось батрачить, арендовать землю на кабальных условиях, уходить на заработки в города. Крестьянская реформа ускорила развитие капитализма в России.