Особенности формирования связей с общественностью в России

Первыми внешними проявлениями демократизации государственного управления на территории бывшего СССР стало введение должности пресс-секретаря (создание пресс-службы) у первых лиц: Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, у первых секретарей обкомов КПСС. Хотя их обязанности сводились в основном к написанию текстов речей и статей лидеров, организации встреч с прессой, заслуживает внимания само стремление руководителей советского периода к открытости.

В конце 80-х годов ХХ века в Москве открываются отделения международных ПР-агентств. В 1989 году создаются отечественные агентства «Никколо М», «Имидж-Контакт», «Миссия Л», чуть позже – «Имиджленд паблик рилейшнз», Международный пресс-клуб, которые начинают оказывать простейшие ПР-услуги. Едва ли стоит считать этот период (80-е годы ХХ столетия) первым этапом развития общественных отношений как профессии. Потому что социально-экономические основы для развития ПР в России появляются лишь после 1991 года.

I. 1991 – 1994 годы – период начального формирования ПР-рынка.

Важной вехой является создание Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) – 3 июля 1991 года. Александр Юрьевич Борисов, профессор МГИМО, в 1990-е годы декан факультета международной информации, был инициатором создания РАСО и много лет избирался ее президентом. А.Ю. Борисов добился открытия специальности «связи с общественностью» в МГИМО.

Первый период развития ПР в России характерен тем, что начинает формироваться рынок ПР-услуг. Появляются десятки отечественных ПР-фирм (правда, пока только в столицах – регионы значительно медленнее осваивают новую сферу).

Кроме того, закладываются основы системы ПР-образования, государственного и частного. Коммерческие курсы, семинары. Специальность «паблик рилейшнз» («связи с общественностью») получила квалификационный номер, подготовка по этой специальности лицензируется Министерством высшего и профессионального образования.

II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.

После 1994 года были созданы более благоприятные условия для формирования ПР-отрасли.

В 1995 году появляются Федеральные законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об общественных объединениях».

Рынок ПР-услуг в середине 90-х годов стремительно развивается. Например, в 1993 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывалось около 400 фирм, предлагающих ПР-услуги, а в 1997 году их было уже более 1000.

В 1997 году учреждена национальная премия в области связей с общественностью – «Серебряный лучник». Среди учредителей – Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России, РАСО. Учреждаются региональные премии в области связей с общественностью: PRоба (Санкт-Петербург), «Белое крыло» (Екатеринбург). Активно вовлекается в творческое состязание молодежь: общероссийский конкурс «Хрустальный апельсин» - на лучшие студенческие проекты в области со.

За 90-е годы ХХ века сформировалась система профессиональной подготовки. К концу 1990-х годов уже более 60 вузов страны получили лицензии на подготовку ПР-специалистов.

Развитость отрасли в определенной степени характеризует наличие периодических профессиональных изданий. К концу 2002 года - ежемесячные журналы «Советник», «СО-общение», «PR в России». А также журнал «PR-диалог», объявленный как ежемесячник, но выходивший нерегулярно.

На первом этапе развития ПР россияне осваивали новую сферу деятельности по переводным источникам, преимущественно американских и британских авторов. Значительную роль сыграл учебник С. Блэка «Паблик рилейшнз. Что это такое?», изданный в 1990 году большим тиражом СП «АСЭС-Москва». Позднее, на втором этапе, появляются труды российских авторов-исследователей в области общественных отношений. Самые известные и востребованные авторы: А. Чумиков, М. Шишкина, И. Алешина. Среди русскоязычных авторов, чьи труды являются адаптированными к условиям СНГ переводами американских классиков, особую известность приобрели Г. Почепцов и В. Королько.

Участие в международных ассоциациях – важный фактор развития отрасли. С 1997 года Россия является полноправным членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP). Представителем РАСО в CERP и членом исполкома CERP избирается президент РАСО С.Д. Беленков (2001 год). Вице-президент РАСО, руководитель консалтинговой группы «Имидж-Контакт», профессор А.П. Ситников является представителем России в Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA).

РАСО была разработана и принята Декларация профессиональных и этических принципов 1994 года, а также Хартия «Политические консультанты за честные выборы» (1999 год). К осени 1999 года РАСО завершила разработку национального Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, который был принят исполнительным советом РАСО 26 сентября 2001 года. В мае 2000 года по инициативе РАСО создается Общественный комитет по профессиональной сертификации в области связей с общественностью. В него вошли авторитетные и признанные ПР-специалисты. Ими разработан Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью, а также система критериев, по которым определяется уровень подготовки претендентов на сертификат.

В 2001 году РАСО выступила с инициативой о включении профессии «связи с общественностью» в официальный реестр Министерства труда и социального развития РФ и профессия «связи с общественностью» получила официальный статус.

III. 2003 год – начало нового периода, обретение нового качества ПР-отрасли.

Многие специалисты сходятся во мнении, что, несмотря на довольно солидный уровень развития отрасли, ПР в России пока не достигли зрелости. Объясняется это прежде всего тем, что сама страна (государство, социальные, политические институты) все еще не вышла из стадии переходного периода. Слишком много неопределенности как в экономической сфере, так и в государственном строительстве, развитии правовой базы, институтов гражданского общества.

Имена:

РАСО – руководитель – Наумов Станислав Александрович (фонд «Сколково»). Должность:Вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и общественностью;

Глазырин Валерий Борисович (Место работыPR-агентство i-Public);

Алексей Петрович Ситников - президент консалтинговой группы "Имидж-Контакт";

Писарский Игорь Владимирович - Вице-президент Ассоциации Коммуникационных Агентств России;

Александр Николаевич Чумиков, генеральный директор PR-агентства "Международный Пресс-Клуб. Чумиков, PR и консалтинг".

Игорь Евгеньевич Минтусов,председатель Совета директоров и основатель Группы компаний "Никколо М". Окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Имеет семнадцатилетний опыт работы на рынке политического консалтинга.

Наши рекомендации