Понятие и элементы системы права
Система права -внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система права отражает объединение и дифференциацию правовых норм.
Отличительные черты системы права:
1) складывается в соответствии с потребностями общественного развития;
2) состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей;
3) характеризуется наличием прямых и обратных связей;
Элементы системы права:
I. норма права;
II. институт права – совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений (примеры: институт права собственности в гражданском праве, институт избирательного права в конституционном праве).
Особенности правового института:
а) его содержание выражено в специфической группе понятий, общих положений и терминов;
б) наличие комплекса равноправных нормативных предписаний;
в) юридическая разнородность предписаний. Они потому и связаны в отдельный комплекс, что обеспечивают разностороннее воздействие на данный участок общественных отношений;
г) наличие между нормами права устойчивых закономерных связей, которые выражены в общих предписаниях, а главное - в юридической конструкции;
д) закрепление в законодательстве посредством помещения в отдельный нормативно–правовой акт или в какую–либо главу нормативно–правового акта. И лишь в редких случаях нормы правового института помещаются в различные нормативно – правовые акты.
Виды правовых институтов:
По связи с элементами системы права:
- отраслевые – состоят из норм одной отрасли права;
- комплексные - состоят из норм различных отраслей права.
По функциям права:
- регулятивные – проводят регулирующую функцию права;
- охранительные - проводят охранительную функцию права.
По способу обособления юридических норм:
- предметные – относятся к одному предмету регулирования;
- функциональные – обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений.
III. подотрасль – совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например: общая и особенная части гражданского права);
IV. отрасль - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения (например: гражданское право).
Виды отраслей права:
1. По предмету правового регулирования:
- конституционное;
- гражданское;
- административное;
- уголовное;
- семейное;
- трудовое;
- иные отрасли права.
2. По назначению правового регулирования:
- материальные – состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения. К материальным относятся: гражданское, административное, уголовное, трудовое право и др.;
- процессуальные – состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права. Процессуальные отрасли представлены гражданским, уголовным и арбитражным процессуальным правом.
3. По предметному единству:
- основные – в их состав не могут входить нормы других отраслей права (гражданское, уголовное и др.);
- комплексные – состоят из норм, взятых из различных отраслей права (хозяйственное право и др.)
Критериями деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права.
Указанные общественные отношения должны отвечать следующим условиям:
- жизненная необходимость и важность вступления индивидов и их объединений в указанные отношения;
- волевой характер и целенаправленность отношений;
- устойчивость, повторяемость, типичность отношений;
- возможность установления внешнего контроля за указанными отношениями.
Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры отрасли права.
Метод правового регулирования –совокупность приемов, способов воздействия на поведение людей в процессе установления, осуществления общественных отношений.
Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.
При регулировании общественных отношений используются различные методы:
- императивный (категорический, властный) – воздействие, не допускающее отступления от правовых предписаний, построен на отношениях субординации, властного соподчинения одних субъектов права другим, характерен для административного, уголовного, уголовно – исполнительного, налогового и иных отраслей публичного права;
- диспозитивный (автономный) – воздействие, предоставляющее субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом, предполагает равенство сторон и наличие свободного волеизъявления к вступлению в различного рода общественные отношения, присущ гражданскому, предпринимательскому, семейному и другим отраслям частного права;
- поощрительный – воздействие, стимулирующее социально – полезное, активное поведение путем поощрений;
- рекомендательный – воздействие, предлагающее субъектам права наиболее целесообразный вариант поведения.
Применение конкретного метода правового регулирования зависит от содержания отношений. Указанные методы могут действовать либо самостоятельно, либо во взаимодействии друг с другом.
Наиболее распространены в правоприменительной практике императивный и диспозитивный методы регулирования общественных отношений.
Система законодательства – совокупность нормативно – правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права.
Выделяют следующие виды системы законодательства:
1. Горизонтальное (отраслевое) строение - обусловлено предметом правового регулирования.
2. Вертикальное (иерархическое) – отражает иерархию нормативно- правовых актов и их юридическую силу в зависимости от органов государственной власти, принявших указанный нормативный акт.
3. Федеративное строение основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации в сфере законодательства.
4. Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления.