Государственный строй Древней Месопотамии
В Месопотамии наиболее ранняя форма государственной организации – города-государства. Во главе – правитель-царь энси (“возглавляющий род”, “закладывающий храм”) или лугаль (“большой человек”, “хозяин”). Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали и низвергали правителей, определяли объем их полномочий. У собраний финансовые, законодательные и судебные функции. Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов.
В результате победоносных войн роль правителей усиливалась и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.
Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.
Страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения. Также они контролировали назначение глав общин.
Вместе с тем у деспотии в Месопотамии имелись особенности: наличие общинных органов управления, которые сохраняли ряд административных, судебных и хозяйственных функций; некоторые города имели особый юридический статус и могли освобождаться от налогов и повинностей. Храмы также пользовались определенной самостоятельностью из-за крупного землевладения и большого количества подневольных лиц. Только Хаммурапи удалось подчинить их в административном и хозяйственном отношении. Хаммурапи назывался “богом царей”, его имя писалось со словом “бог”, но он не был ни самим божеством, ни верховным жрецом. Религия подчеркивала человеческую природу царя.
Армия первоначально набиралась из лиц, зависимых от храма или лично от правителя. При Саргоне появилось постоянное войско из 5400 чел., сформированное из малоимущих земледельцев-общинников, получавших земельный надел. При Хаммурапи происходит отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воинам предоставляли наделы из царской земли, которая исключалась из оборота. Служба была “вечной”. Профессиональные воины исполняли и полицейские функции. Во время крупных походов созывалось общинное ополчение.
Суд. До Хаммурапи главную роль играли общинные и храмовые суды, но уже в Шумере появились царские суды и должность верховного судьи. С усилением царской власти появляются коллегиальные общинные суды из старейшин, которые действовали под руководством царского чиновника. Этим судам оставались неподсудны дела, касающиеся царских людей и царского имущества.
При Хаммурапи царские суды действовали во всех больших городах. Судьи несли ответственность за изменение решения вплоть до лишения права отправлять правосудие. Царь не являлся высшей апелляционной инстанцией – он обладал правом помилования приговоренных к смерти. Но царь принимал жалобы, которые передавал в соответствующие инстанции. Царские наместники пользовались правом вызова в суд, ареста и розыска преступников. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали должности глашатаев, судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов.
В судопроизводстве участвовали храмы: принимали клятвы, свидетельствовали сделки, творили “божий” суд (ордалия).