Словарь основных юридических терминов
Абсолютное правоотношение – правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона – это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).
Акт применения права – правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании установленных фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К А. п. п. предъявляются требования законности, обоснованности, целесообразности.
Аналогия закона – способ преодоления пробела в законодательстве путем применения к неурегулированному спорному отношению нормы права, регулирующей сходные отношения.
Аналогия права – способ преодоления пробела в законодательстве путем применения к неурегулированному спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть ничто иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые).
Бюрократизм (в буквальном смысле – власть «бюро») –характеристика деятельности государственных (муниципальных) служащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обществу, но в рамках закона. Формы проявления Б. – формализм, волокита и др.
Гарантии законности – объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. К объективным гарантиям (условиям) относятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые. К субъективным факторам относятся состояние правовой науки, эффективность деятельности политического руководства и др. Специальные средства обеспечения законности – юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Они делятся на организационные и юридические.
Гарантии прав человека и гражданина – система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
Гипотеза – структурный элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. В зависимости от количества и содержания обстоятельств, изложенных в норме, Г. бывают простые, сложные и альтернативные.
Государственная власть – система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Государственное принуждение (как метод осуществления государственной власти) – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Г. п. бывает правовым и неправовым.
Государственный орган – первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Г. о. имеет внутреннее строение. Полномочия Г. о. осуществляют государственные служащие (чиновники). В государстве все органы взаимосвязаны между собой, но их можно классифицировать. По принципу разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные; по способу возникновения – на первичные и производные; по объему властных полномочий – на высшие и местные; по широте компетенции – на органы общей и специальной компетенции; по способу формирования – на выборные и назначаемые; по порядку принятия решения – на коллегиальные и единоличные.
Государственный суверенитет – политико-правовое качество, сущностная характеристика государства, выражающаяся в верховенстве, самостоятельности и независимости реализуемой им политической власти.
Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К основным признакам Г. относятся: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие Г. и права; наличие у Г. публичной (политической) власти; государственный суверенитет; территориальная организация населения; система налогов, сборов, займов.
Гражданское общество – свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Дееспособность – предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями Д. являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность – предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Декларативная норма – норма, включающая в себя положения программного характера, определяющая задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержащая нормативные объявления.
Демократический режим – вид политического режима, при котором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.
Дефинитивная норма – норма, формулирующая определения тех или иных правовых явлений и категорий.
Диспозитивный метод правового регулирования – метод, при котором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения.
Диспозиция – структурный элемент нормы права, который содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения Д. может быть прямой, альтернативной и бланкетной.
Естественное право (естественные права) – система социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.
Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность – общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц. Принципами З. являются единство, всеобщность, целесообразность.
Законодательная инициатива – принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган.
Законодательный процесс – урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения и принятия проектов нормативных правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.
Закономерности развития государства – устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной З. р. г. считается постепенное историческое превращение из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества.
Запрещение – способ правового регулирования, который выражается в возложении обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
Злоупотребление правом – деяние, при котором субъект не нарушает правовые предписания, однако своими действиями наносит ущерб окружающим, т. е. реализует свое субъективное право «во зло» другим субъектам.
Императивный метод правового регулирования – метод, предписывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме.
Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.
Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве). В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.
Интерпретационные акты – правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
Источник (форма) права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные И. п. – официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.
Кодификация – вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).
Коллизионная норма – норма, призванная устранить противоречия, возникающие между правовыми предписаниями.
Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).
Корпоративная норма – правило поведения, создаваемое в организованном сообществе, распространяющееся на его членов и направленное на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
Коррупция – подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы К. – взяточничество, подкуп, протекционизм и др.
Легальность государственной власти – юридическая характеристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление, функционирование в режиме законности.
Легитимность государственной власти – степень доверия и поддержки государственной власти широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть – власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу.
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов и формирующих самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с правовыми системами государств. Предмет регулирования М. п. – отношения между государствами (межгосударственные отношения) и отношения с участием различных участников международного общения (иные международные отношения). Наряду с этим нормы М. п. в определенной мере предназначены для регулирования отношений в пределах юрисдикции государств (внутригосударственные отношения).
Метод правового регулирования – совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.
Методология юридической науки – относительно самостоятельная область юриспруденции, в которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических исследований.
Методы юридической науки – применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. К М. ю. н. относятся философские, общенаучные, частнонаучные.
Механизм (аппарат) государства – специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. К элементам, составным частям М. п. р. относятся юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.
Мировой правопорядок – система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.
Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. М. бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительская, конституционная).
Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.
Недемократический режим – вид политического режима, при котором на первый план выходят методы насилия, осуществляется неправовое государственное принуждение, права и свободы человека и гражданина не защищены. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил.
Норма права – общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Нормативность – признак права, означающий, что право регулирует общественные отношения посредством конкретных, формально определенных правил поведения – норм, т. е. права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующим законодательством. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Право, таким образом, выступает мерой свободы.
Нормативный акт – официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Нормативный договор как источник права – соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор и др.).
Обеспечительная норма – норма, содержащая предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
Общедозволительный тип правового регулирования – дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливается строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.
Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка О. п. образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д.
Общество – исторически сложившаяся на определенной территории в результате совместной деятельности совокупность людей, характеризующаяся многообразием отношений (экономических, политических, этических, религиозных и др.) и целостностью организации жизни.
Объект правонарушения – то, чему правонарушением нанесен вред. Это могут быть жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т. д.
Объект правоотношения – реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Объективная сторона правонарушения – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности.
Объективно противоправное деяние – деяние, при котором лицо, нарушая нормы права, наносит ущерб. Однако иные элементы состава правонарушения – субъект или субъективная сторона – отсутствуют. К О. п. д. можно отнести нарушение норм уголовного права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости и др.
Обычай – общее правило, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшее в привычку людей.
Обязывание – способ правового регулирования, который выражается в предписании совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Оперативная норма (норма-инструмент) – норма, устанавливающая даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
Относительное правоотношение – правовая общественная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик).
Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. О. п. подразделяются на материальные и процессуальные. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.
Охранительная норма – норма, фиксирующая меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. О. н. определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
Позитивное право – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм. П. п. – право, «исходящее от государства», закрепленное в официальных источниках.
Политическая система общества – система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
Политический режим – методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды П. р. – демократический и недемократический.
Права гражданина – совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативных правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.
Права личности – правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации.
Права человека – естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать по сферам жизнедеятельности общества: личные права, экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные.
Право – система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Главными признаками П. выступают сознательно-волевой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.
Правовая культура – обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав свобод и человека.
Правовая семья – совокупность правовых систем, выделенная на основе общности генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных отношений; единства терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяются следующие П. с.: 1) англосаксонская (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германская (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическая (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) система обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Правовое государственное принуждение – принудительное государственное воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).
Правовое государство – государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. П. н. может выступать в двух разновидностях (формах): теоретической (идеологической) и практической.
Правовой обычай – правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени, признанное государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которой обеспечивается государственным принуждением.
Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие П. р. наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом.
Правовой статус личности – положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный П. с. л.
Правомерное поведение – общественно необходимое, желательное или социально допустимое волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права. По субъективной стороне П. п. подразделяется на социально активное, законопослушное, конформистское и маргинальное.
Правонарушение – общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. По степени общественной опасности и юридическому оформлению П. подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые и дисциплинарные).
Правоотношение – возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. П. характеризуется сложным составом, состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание. П. можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д.; по характеру содержания – на общерегулятивные, регулятивные и охранительные; в зависимости от степени определенности сторон – на относительные и абсолютные.
Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм. Принципами П. являются определенность, системность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость, единство.
Правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах. В структуру П. входят рациональный компонент – правовая идеология и эмоциональный компонент – правовая психология.
Правоспособность – предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) лица быть участником правоотношений.
Правотворчество – деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм.
Предмет правового регулирования – фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен: трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).
Предмет теории государства и права – явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. К ним относятся: государство и право как явления цивилизации и культуры; основные понятия государства и основные понятия права; основные правовые принципы; основные ценности государства и права; основные закономерности развития государства и права
Применение права – властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Стадии П. п.: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юридическая квалификация; вынесение решения по юридическому делу.
Принцип разделения властей – рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Принцип права – руководящая идея, характеризующая содержание права, его сущность и назначение в обществе. П. п. подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Основными общеправовыми принципами являются: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие, добросовестность, разумность, справедливость.
Принципы правотворчества – основные начала осуществления правотворческой деятельности. К наиболее важным П. п. от-носятся: принцип законности, принцип научности, принцип использования правового опыта, принцип демократизма и связи с практикой.
Принципы юридической ответственности – основные начала, в соответствии с которыми применяется юридическая ответственность. Это принципы законности, гуманизма, ответственности за вину, справедливости, равенства перед законом, целесообразности, недопустимости удвоения наказания, неотвратимости наказания, индивидуализации наказания, оперативности.
Пробел в законодательстве – отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Способами преодоления П. з. выступают аналогия закона и аналогия права.
Разрешительный тип правового регулирования – запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений данного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены.
Реализация права – осуществление требований юридических норм в поведении людей. Основными формами Р. п. являются: использование субъективного права, исполнение обязанности, соблюдение запрета.
Регулятивные нормы – нормы, непосредственно направленные на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида Р. н.: управомочивающие предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).
Результаты толкования – итог уяснения подлинного смысла, закрепленного в письменных правовых актах. Р. т. в зависимости от соотношения смысла нормы и ее текстуального выражения являются: буквальное толкование, распространительное толкование и ограничительное толкование.
Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современные Р. подразделяются на парламентарные и президентские.
Санкция – структурный элемент нормы права, который указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности С. подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет), альтернативные.
Система законодательства – совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние и содержательные характеристики права. Выступает внешним выражением, формой системы права.
Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.
Систематизация законодательства – целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективности применения.
Содержание правоотношения – субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
Сознательно-волевой характер права – признак, означающий, что право есть проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Право регулирует общественные отношения, взаимодействуя с волей индивидуумов и социальных групп.
Состав правонарушения – совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения. С. п. включает в себя объект правонарушения, субъекта правонарушения, объективную сторону и субъективную сторону правонарушения.
Социальная власть – система отношений подчинения одних людей воле и действиям других. Структура любого властного отношения (властеотношения) состоит из властвующего субъекта (народ, класс, община, род, совет старейшин, вождь) и подвластного объекта (индивид, коллектив, организация).
Социальное управление в обществе – целенаправленное воз-действие на людей и их объединения для достижения определенных результатов. Предполагает наличие особых органов управления.
Социальная норма – связанное с волей и сознанием людей правило взаимодействия в обществе, возникшее в процессе его исторического развития, соответствующее определенному типу культуры и направленное на организацию общественных отношений.
Способ (прием) толкования – совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. К С. т. относятся: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический, функциональный.
Структура общества – внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. В С. о. входят социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Структура правовой нормы – логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо. Субъектом может быть как индивид, так и организация.
Субъективная сторона правонарушения – то, что характеризует отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т. е. его вина.
Субъективное право – предусмотренная в норме права мера возможного поведения, предоставленная управомоченному лицу для удовлетворения его интересов, обеспеченная действиями (бездействием) обязанного лица. С. п. включает в себя право на собственные фактические действия, право на юридические действия, право требования и право притязания.
Субъект правоотношения – участник правоотношения, имеющий субъективные права и юридические обязанности, иначе говоря – субъект права. С. п. могут быть индивиды, их организации и, как исключение, – социальные общности.
Судебный прецедент – решение суда высокой инстанции по конкретному делу, которому придан нормативный характер. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи («ratiodecidendi»).
Сущность государства – легитимная и обеспеченная соответствующими средствами политическая власть.
Теория государства и права как наука – обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явления цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействие и назначение в обществе.
Теория государства и права как учебная дисциплина – учебная методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции. Структура Т. г. п. как учебной дисциплины включает в себя разделы, главы, пункты научно-учебного материала, выражающие его единство и дифференциацию.
Тип государства и права – идеальный, выраженный в понятии образ государства и права, в котором объединяются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которому соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных правовых систем.
Типология – учение о классификации, т. е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы, согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; учение об упорядочении и систематизации сложных объектов (в данном случае таким сложным объектом выступают государство и право).
Толкование права – интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. По субъектам толкования подразделяется на официальное (аутентическое, легальное, правоприменительное) и неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное).
Убеждение (как метод осуществления государственной власти) – метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей.
Унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.
Управомочивание – способ правового регулирования, который выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Учредительная норма – норма, отражающая исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляющая устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Служит эталоном, позволяющим установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. К У. н. относятся конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.
Фактический состав – совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий.
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) обладают государственностью и не имеют суверенитета. Федерация строится на началах «нецентрализации» функций государственной власти.
Форма государства – организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Основные Ф. г. у. – унитарная и федеративная.
Форма правления – способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Основные Ф. п. – монархия и республика.
Формальная определенность права – признак права, означающий, что его нормы закреплены в официальных письменных источниках, изданных государством.
Функции государства – основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Ф. г. можно подразделить по причинам возникновения на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.) и б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел» – экономическая, экологическая и др.); по направленности на: а) внутренние (экономическая, социальная, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, экологическая, стимулирования научно-технического прогресса и ограничения его вредных последствий, информационная) и б) внешние (обороны, интеграции в мировую экономику, обеспечения мира, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка).
Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесоциальные функции (экономическую, политическую, воспитательную) и конкретные (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную).
Функции теории государства и права – направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки. К ним относятся: теоретико-познавательная (гносеологическая), методологическая, политико-управленческая, идеологическая, прогностическая функции.
Юридическая обязанность – предусмотренная в норме права мера необходимого поведения обязанного лица в интересах упра-вомоченной стороны, обеспеченная возможностью государственного принуждения. Ю. о. имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно-принудительного воздействия.
Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм. Основаниями Ю. о. являются норма права, правонарушение и правоприменительный акт.
Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, вызывающее в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридический процесс – урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
Юридические гарантии законности – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия. Среди Ю. г. з. различают средства выявления (обнаружения) правонарушений; средства предупреждения правонарушений; меры пресечения правонарушений; меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений; юридическую ответственность; процессуальные юридические гарантии. К организационным средствам относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности. Это кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков) и др.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины………………………….............. 3
2. Требования к результатам освоения дисциплины………… 4
3. Содержание дисциплины………………………………….... 5
4. Темы семинарских занятий…………………………............. 18
5. Литература ………………………………………………….. 31
6. Оценочные средства…......………………………………….. 36
7. Словарь основных юридических терминов………………….. 39
Подписано к печати 16.04.2012. Формат 60х84 1/16. Гарнитура «Таймс».
Печать офсетная. Усл. печ. л. . Тираж 60 экз. Заказ № ___
________________________________________________________________
Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ.
650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39.