Культура европы рубежа xix-xx веков
Решающие открытия в области науки, техники и искусства. Различия
творческого процесса в науке и искусстве. Нобелевские премии и
Нобелевские лауреаты. Постимпрессионизм.
Рубеж XIX-XX вв. характеризуется серьезными изменениями культуры. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства.
Наиболее значительными достижениями культуры этого периода стали:
- 1880 г. - начало применения железобетона в качестве строительного материала;
- 1885 г. - первый рейс автомобиля;
- 1890 г. - К. Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;
- 1895 г. - братья Люмьер изобретают кинематограф;
- 1896 г. - А. Беккерель открывает естественную радиоактивность;
- 1899 г. - появление аспирина и т. д.
В 1900 году появляется слово «ген» - главное понятие современной биологии, и в это же время ключевой категорией физики становится термин «квант». Зарождавшаяся в это время революция в науке пошла по двум генеральным направлениям: в физике и в биологии. С точки зрения науки о наследственности - генетики, биология сформулировала понятие «ген». Физика приступила к изучению элементарных частиц, сформировав разделы, теории и системы квантовой физики. Новая эпоха в искусстве началась с того, что искусство увидело движение - движение человека в пространстве. Идеи движения было подчинено и изобретение автомобиля.
Можно сделать вывод о том, что новый XX век в Европе начинался не только календарно. В основных сферах культуры: в науке, технике, искусстве его начало было связано с тем, что люди осознали себя движущимися, увидели время и мир в движении.
Изобретения и открытия, по смыслу своему, события неожиданные. И тем не менее, они не могут возникнуть из ничего. Однажды великий Эйнштейн высказал мысль о том, что теоретику необходимо предоставить неограниченную возможность фантазировать. Воображение ученого должно быть и оставаться чистым, отрешенным от классических достижений прошлого. Это и есть, по его мнению, единственный путь к открытиям.
Аналогичный процесс открытия нового произошел в искусстве рубежа XIX-XX вв. Люди, занимавшиеся в тот период художественным творчеством, обладали чистым воображением. В этой связи достаточно напомнить, что воображение художника прошлых веков не уводило его далеко за пределы традиции и школы. На «стыке веков» произошел взрыв. Новая плеяда художников увидела мир иным и, соответственно этому, поняла свои задачи. Осознание цены времени, а точнее его мгновения, стало главным сюжетом искусства XX столетия. Между тем, заботясь о том, чтобы отразить в своем произведении какое-то мгновенное впечатление, художник представлял это как часть того целого, выражению чего в искусстве он посвятит, в дальнейшем, всю свою жизнь.
Рубеж веков, помимо новаций, подтвердил ряд старых истин. Было наглядно продемонстрировано различие творческого процесса в искусстве и науке. В искусстве - рождение нового: формы, стиля, образного языка никогда не требовало отмены того, что было уже создано поколениями художников. Шедевры прошлого и настоящего всегда живут рядом. В науке все иначе. Практически каждый прорыв к новому знанию — это отказ от старых представлений и законов, от прежних незыблемых истин. Так было у Коперника и Ньютона, Лобачевского и Дарвина, так было веками на протяжении тысячелетней истории науки. На «стыке веков» едва ли не все области знания разом вышли на рубеж нового. К столь значительной научной динамике, к отказу от простого, привычного, понятного ученых толкало стремление к истине, не боязнь признаться в собственных ошибках, личных заблуждениях.
Важным международным событием рубежа XIX-XX веков в сфере духовной культуры стало учреждение Нобелевской премии, то есть создание общечеловеческой культурологической традиции поощрять все самое ценное, оригинальное, выдающееся, что создает человечество в различных ипостасях культуры. И хотя на сегодняшний день в мире существует огромное количество различных поощрений, премий - Нобелевская, безусловно, самая престижная. Ее отличает высокий профессиональный и моральный авторитет лауреатов и достойное денежное вознаграждение. Среди тех, кто в разные годы становился нобелевским лауреатом, были: В. Леонтьев, А. Камю, А. Сахаров и многие другие.
В заключение следует подчеркнуть, что XX век начинался со значительных изменений в различных сферах культуры. Происходил не столько отказ от классического мышления в науке и искусстве, сколько шли поиски нового современного пути развития нашей цивилизации.
Конец XIX в. ознаменован развитием в русле импрессионизма нового художественно-образного явления западноевропейского искусства. Постимпрессионизм - таково условное обозначение группы художественных течений во французской живописи рубежа XIX-XX веков. Живописные полотна постимпрессионистов отличали продуманная композиция, синтез цвета, форма и вещественность предметов. Причем, цвет для постимпрессионистов – не конечная цель (как у импрессионистов), а исходная точка – элемент, необходимый для того, чтобы овладеть глубочайшей правдой жизни.
Постимпрессионизм проявил повышенный интерес к философским и символическим началам бытия, жадно «вживался» в природу, стремился выразить само существо ее внутренней жизни, создать монументальные образы человека и природы. Ведущими постмодернистами были П. Сезанн, В. Ван-Гог, П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек.
42 ВОПРОС
КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XX ВЕКА
Социокультурная ситуация XX века. Основные тенденции развития общественного сознания. Кризисные состояния XX в.: становление,
развитие и преодоление тоталитаризма как социокулътурного
феномена; глобальные проблемы. Художественный вклад модернизма.
Постмодернизм как форма существования современной культуры
и его основные черты.
В уходящем веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты - в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX-го века сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В. И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление»(1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым» //Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. -М, 1991.-С. 240.
Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя:
- индустриализацию производства и массовое потребление;
- единые средства передвижения и передачи информации;
- интернациональную науку и доступное, практически всем, образование;
- стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.
Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличали индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем, западная культура XX века была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.
В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:
- фрейдизм - общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;
- феноменология - наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;
- экзистенциализм - поставивший в качестве анализа сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в т. н. «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека.
Практически все, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционирование западной культуры XX века едины в том, что она страдала серьезными недугами, ей были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достижения. В ряде западноевропейских стран (Италия, Германия) в 20х гг. XX в. складывались тоталитарные государственные режимы.
Тоталитаризм (латан, totalitas - целый, полный) представляет собой антигуманную общественно-политическую систему, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека.
Слово «тоталитарный» было впервые употреблено в Италии, когда Муссолини утверждал однопартийную систему в стране и провозглашал своей целью создание «тоталитарного государства» (siato totalitario). Позднее термин «тоталитарное государство» стали употреблять нацистские правители при создании фашистского режима в Германии. Главными признаками тоталитарного государства являются:
- сращивание партийного и государственного аппарата;
- ликвидация гражданских свобод;
- полный контроль государства над всеми областями человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, политической, семейной);
- создание в стране активно действующего механизма репрессий.
После второй мировой войны, в условиях «холодной войны» между Западом и Востоком происходит более расширенное употребление понятия «тоталитаризм», которое содержит как политологическую, так и социологическую характеристику данного явления. Однако социокультурный опыт XX века показал не только несостоятельность тоталитарных режимов, но и выработал у западноевропейцев устойчивое неприятие насилия и репрессий. Развитие демократии, признание прав человека определяющими в жизни общества, гуманизация всех сфер общественной жизни создают фундамент для самого главного социокультурного завоевания Западной Европы XX века - свободы человека.
Не менее сложной проблемой ушедшего столетия стала и возможность самой жизни человека на Земле. XX век, с его большими и малыми войнами, революциями, слепой верой в научно-технический прогресс - не только стал временем массового уничтожения людей, но и исподволь подготовил сознание оставшихся в живых к разрушению цивилизации в целом. После окончания второй мировой войны стало ясно, что международное сообщество должно совместно, согласованно разрешить ряд глобальных проблем (от франц. global – всеобщий; лат. globus - шар), затрагивающих его жизненные интересы, К первоочередным из них относятся:
- предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранение и упрочение мира;
- установление справедливого порядка в экономических отношениях между народами;
- преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности;
- обеспечение сбалансированного роста народонаселения;
- защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса;
- обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т. д.
Чтобы предотвратить глобальные катастрофы и сохранить положительные тенденции в развитии современной цивилизации, в 1968 году была создана международная организация, объединившая ученых разных стран и получившая название – Римский Клуб. Он стал ведущим в глобальном моделировании перспектив развития человечества. Среди представленных исследований и разработок был и проект американского ученого О. Тоффлера. В ряде своих сочинений и, прежде всего, в книге «Future Shake» (1970), Тоффлер пишет, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации. По мысли ученого, в эпоху супериндустриализма будут применены такие высокие технологии, которые изменят не только лицо планеты, но и саму суть человека как социального существа. В эпоху супериндустриальной цивилизации любой дефицит материальных благ будет устранен и общество столкнется с прежде невиданным, гипертрофированным выбором материальных и духовных благ, который в сочетании с колоссально высоким темпом социально-экономических, политических и культурных изменений грозит сломать саму способность индивида адаптироваться к ним. Разрешению этой проблемы и посвящена работа О. Тоффлера.
В послевоенный период японцем Е. Масудой и канадцем М. Маклюэном разрабатывается концепция информационного общества, основой которого станут материальные ценности. В своих книгах «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура - наше дело» (1970) Маклюэн утверждал, что смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации: языком, печатью, компьютером, телевидением и т. д. Динамично развивающаяся в конце XX века компьютеризация всех сторон жизни современных высокоразвитых стран на практике вновь и вновь подтверждает многие аспекты культурологической теории Маклюэна. Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе и о самом себе.
Панорама художественной культуры XX века весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.
Модернизм (от франц. modern - новейший, современный) - общее условное обозначение направлений искусства XX века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:
- декадентством (dekadentia - упадок) - т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;
- авангардом (франц. - avantgarde - передовой отряд) - манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.
Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости, преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно, в различных видах искусства это выразилось:
- в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;
- в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;
- в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.
Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX века: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.
Большое влияние на практику модернизма оказали:
- идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;
- учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;
- психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга;
- экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю;
- теории социальной философии Франкфуртской школы: Т. Адорно и Г. Маркузе.
Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.
Характерными чертами стиля модерн были:
- стремление к эстетизации окружающей человека среды;
- подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;
- зрелищность и декоративность.
Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства и даже в праве именоваться стилем.
В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн - X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.
В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмагорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX века.
Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном. Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.
Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм (от франц. fouves — дикие). Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и другие. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902-1907гг.
Фовисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа. Максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного произведения - все это и является характерными признаками фовизма. Цветовые эксперименты художников - фовистов оказали определенное влияние на формирование изобразительного искусства XX века.
Другим направлением модернизма стал дадаизм (франц. dadaisme от dada – лошадка, конек; в переносном смысле – бессвязный детский лепет) – авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время 1-й мировой войны (1916).
Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу. Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара и Р. Гюльзенбек, художник Г. Арп и другие. Дадаисты выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (1916-1917), своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.
В 1919 г. во Франции образовалась группа так называемых «абсолютных дадаистов», в которую входили Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар и др. Группа выпускала литературные журналы «Дада», «Литература», «Поговорка», «Каннибал», в которых выступала за «чистое», лишенное социальных функций, искусство. В Германии появились так называемые «политические дадаисты» - Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против буржуазного строя и военной угрозы. Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы, в частности. Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы, импровизация, фотомонтаж, набор звуков. Среди живописцев-дадаистов лидером стал М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную культуру так называемую ready - made (англ, «вещь промышленного производства») - например, экспонировать на выставке сушилку для посуды или велосипед и тем самым, по его мнению, стереть грань между искусством и жизнью. В 20-е годы во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а в Германии - к экспрессионизму.
Сюрреализм (от франц. surrealisme - надреализм, сверхреализм) – авангардистское направление в художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х годах XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Бретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга.
В литературе данного направления определяющим стал принцип «автоматического письма», то есть скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» - эссе, 1924). Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения - весь этот опыт бессознательного выражения духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма - это господство чистой случайности при его возникновении. Весьма популярны были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.
Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи. Сам принцип соединения несоединимого нагляден, а следовательно, живописен. Полотна сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали.
На современном этапе сюрреализм как творческое направление во многом себя исчерпал. Однако его художественные приемы используются в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров), театре абсурда (С. Бек-кет, Э. Ионеско), книжной графике, на телевидении и т. д. Сюрреализм вошел в опыт искусства XX век как его неотъемлемая составная часть, мобилизовав мощные силы человеческого подсознания как одного из источников художественного творчества.
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) - художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников Дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хеккель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Марка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы - в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и Й. Бехера напоминала памфлеты и воззвания. Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матисс, Дерен и др.). Так же, как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х годов XX века. Однако, главная его черта -' обостренно-контрастное видение мира - серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки.
Супрематизм (от лат. supremus - высший) - разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом супрематизма. Текстовый вариант своего манифеста он назвал «От разума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматривает новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения».
Будучи свидетелем проявлений различных направлений и течений в искусстве начала XX века, Малевич был одержим идеей создать единый стиль эпохи. И решение этой проблемы художнику виделось главным образом в распространении принципов супрематизма на новые сферы культуры: архитектуру, кинематограф, оформление быта. При этом стройность и чистота супрематических геометрических линий соединяется с отвергнутой им ранее предметной живописью. Постепенно в творчество супрематистов, в их картины возвращается и человек.
Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу. Весь сложный состав художественных приемов, который сформировался к началу нашего века, модерн реализовал и в новом виде искусства, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и тем самым собственно кино, как искусство по преимуществу изобразительное. Модернистским, по сути, был дореволюционный кинематограф русского режиссера Е. Бауэра, чьи фильмы можно поставить в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова - Мусатова, с современными им театральными постановками начала XX века.
Постмодернизм – понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы XX века.
Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны:
- поиски универсального художественного языка;
- сближение и сращивание различных художественных направлений;
«анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.
Характерными чертами постмодернизма являются:
- ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»);
- существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.);
- стилевой плюрализм;
- широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;
- иронизирование над художественными традициями прошлых культур;
- использование приема игры при создании произведений искусства.
В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма творчество неравно творению. Если в допостмодернистских культурах работает система «художник - произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства - зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника. Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от «художественного произведения» к «художественной конструкции».
Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра«Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985) и другие.
В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX века культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений:
- сохранение среды обитания человека;
- создание благоприятных условий для развития личности;
- формирование достойного качества жизни людей;
- реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой деятельности.
Задача на будущее состоит в том, чтобы использовать на практике в форме диалога и сотрудничества все ценности западноевропейской культуры, с учетом меняющихся исторических условий.