Накануне войны. советско-германские отношения

Трудный выбор.После заключения Мюнхенского соглашения главы правительств Англии и Франции провозгласили наступление в Европе «эры мира». Иначе думало и действовало германское правительство. Пользуясь дальнейшим попустительством западных держав, Гитлер 15 марта 1939 г. ввел войска в Прагу и окончательно ликвидировал Чехословакию как независимое государство. Но и этого ему показалось недостаточно.

Весной 1939 г. Германия предъявила требования к Польше о присоединении к рейху Данцига, имевшего статус вольного города, и части польской территории. Это несколько отрезвило правящие круги Англии и Франции и вынудило их начать переговоры с Советским Союзом. Одновременно Англия и Франция предоставили «гарантии» Польше и некоторым другим странам на случай немецкого вторжения.

Гитлер, не отказавшись от силового решения «польского вопроса», также предложил СССР начать переговоры о заключении пакта о ненападении. Перед Сталиным встал нелегкий выбор. И чем труднее шли переговоры с западными державами, тем больше Сталин склонялся к выводу о необходимости подписать мир с фашистской Германией, который не только обещал ему территориальные приобретения и внешнеполитические преимущества, но и предоставлял возможность выиграть время для укрепления советской обороны, тем более что на восточных границах Япония начала широкомасштабные военные действия против Монгольской Народной Республики, и СССР, имеющий договор с Монголией, ввел на ее территорию свои войска. Начались тяжелые бои с применением танков и боевой авиации. Перед Советским Союзом вырисовывалась реальная перспектива ведения войны на два фронта.

В августе 1939 г. весь мир был взбудоражен шокирующим известием: СССР и нацистская Германия подписали договор о ненападении, а затем договор о дружбе. Этот факт стал полной неожиданностью и для советских людей. Но никто не знал самого главного — к договорам прилагались секретные протоколы, в которых был зафиксирован раздел Восточной Европы на сферы влияния между Москвой и Берлином. Согласно протоколам, устанавливалась линия разграничения между немецкими и советскими войсками в Польше; Прибалтийские государства, Финляндия и Бессарабия относились к сфере влияния СССР.

Несомненно, в тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват первого бастиона на востоке и одновременно убедить свой генералитет в том, что Германии не придется воевать сразу на нескольких фронтах. Сталин, заключив договор с Германией, значительно отодвинул от СССР исходные позиции потенциального врага, получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны и реальную возможность восстановить Советское государство в границах бывшей Российской империи. При этом нельзя сбрасывать со счета и гот факт, что советско-англо-французские переговоры фактически зашли в тупик, ибо западные державы пытались навязать СССР односторонние военные обязательства.

Уладив дела на западе, СССР активизировал военные действия на востоке. В конце августа советские войска нанесли решительное поражение японской группировке войск в районе р. Халхин-Гол. Угроза эскалации войны на Дальнем Востоке была ликвидирована. СССР приступил к реализации условий секретных протоколов в Восточной Европе.

Секретные протоколы в действии.1 сентября 1939 г. началось вторжение немецких войск в Польшу. Советское руководство в условиях начавшейся войны в Европе приступило к реализации подписанных с Германией секретных протоколов. 17 сентября 1939 г. войска Красной Армии перешли польскую границу и взяли под свой контроль Западную Белоруссию и Западную Украину. В ноябре этого года они были законодательно включены в состав Белорусской и Украинской ССР.

Осенью 1939 г. Советский Союз заключил с Эстонией, Латвией и Литвой договоры о взаимной помощи, согласно которым в эти страны были введены советские войска. В июне 1940 г. правительство СССР потребовало от Румынии вернуть Советскому Союзу Бессарабию, захваченную румынскими войсками в 1918 г., и передать Северную Буковину, населенную в основном украинцами. Румыния, не найдя поддержки у Германии, занятой завершением военных операций на западе, вынуждена была удовлетворить советский ультиматум. Летом 1940 г. Советское правительство, воспользовавшись благоприятными внешними условиями, предъявило Прибалтийским странам требование по дополнительному вводу войск, смене правительств, враждебно настроенных к СССР, проведения досрочных выборов в парламенты. Выбранные под контролем советских представителей новые органы власти обратились к Верховному Совету СССР с просьбой о приеме Литвы, Латвии и Эстонии в состав Советского Союза. Таким образом, в состав СССР были возвращены почти все западные губернии, ранее входившие в состав Российской империи, за исключением Польши и Финляндии.

Расширение советской территории на западе проходило без каких-либо вооруженных конфликтов. Иначе развивались события на Карельском перешейке. Советское правительство потребовало от Финляндии отодвинуть советско-финскую границу в районе Ленинграда на 30—35 км в глубь Карельского перешейка, пообещав территориальные уступки в других районах. Финляндия, чувствуя тайную поддержку Германии и открытую Англии и Франции, отвергла эти предложения и объявила всеобщую мобилизацию. Советский Союз, не считая финскую армию серьезным противником, воспользовался незначительным пограничным инцидентом и 30 ноября 1939 г. начал боевые действия. Однако части Красной Армии встретили упорное сопротивление финских войск, особенно на оборонительных укреплениях Карельского перешейка — «линии Маннергейма». Попытки с ходу прорвать укрепления окончились неудачей и сопровождались значительными людскими потерями. Неподготовленность Красной Армии к прорыву мощной оборонительной линии, а также наступившие вскоре сильные снегопады и морозы приостановили активные боевые действия. И только в феврале 1940 г., получив подкрепление, войска Северо-Западного фронта под командованием С. К. Тимошенко возобновили наступление в этом районе. Прорвав «линию Маннергейма», части Красной Армии взяли Выборг. Финляндия запросила мира. Советское руководство также сочло за благо как можно скорее погасить этот конфликт, вызвавший осуждение мировой общественности и исключение СССР из Лиги Наций.

12 марта в Москве был подписан мирный договор с Финляндией, по которому к СССР отходил весь Карельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладожского озера. У входа в Финский залив на полуострове Ханко (Гангут) была создана военно-морская база.

Война с Финляндией выявила много серьезных недостатков и в боевой подготовке войск, и в их оснащении, особенно автоматическим оружием, минометами, крупнокалиберной артиллерией. Спешно назначенные на высшие командные должности командиры среднего звена, взамен репрессированных в 1937— 1938 гг. руководящих кадров Красной Армии, продемонстрировали низкие навыки управления войсками и организации боевых действий.

Укрепление обороноспособности страны.Неудачи Красной Армии в войне с Финляндией заставили руководителей СССР форсировать работу по укреплению его обороноспособности. Были приняты чрезвычайные меры к увеличению промышленного производства и в первую очередь наращиванию выпуска вооружения. Резко возросли бюджетные ассигнования на оборону. В 1940 г. они составили 56,8 млрд. рублей против 17,5 млрд. в 1937 г., или 32,6 % от всего бюджета страны. Ужесточились меры к нарушителям трудовой дисциплины. Вместо 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем и 7-часового рабочего дня были введены 7-дневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день. Запрещался самовольный уход рабочих и служащих с предприятий. Вводилась уголовная ответственность за опоздание на работу и прогулы. Усилился спрос за качество выпускаемой продукции. Была создана новая система профессионального обучения молодежи.

В 1939 г., при общем увеличении промышленного производства в стране за год на 16 %, выпуск военной продукции возрос на 46,5 %. В 1940 г. объем продукции оборонных отраслей промышленности возрос еще на одну треть. В целом за три с половиной года накануне войны выпуск военной продукции увеличился в 4 раза.

В предвоенные годы конструкторские бюро разработали, а военные заводы освоили производство и выпуск новых типов вооружений, не уступавших лучшим мировым образцам. Полностью обеспечить соединения и части Красной Армии новым вооружением планировалось в 1942—1943 гг. А пока войска были оснащены устаревшими образцами оружия и боевой техники.

Даже в приграничных округах новое вооружение не превышало 20—25 % от имеющегося.

В то же время политическое и военное руководство страны не уделяло достаточного внимания разработке военной доктрины СССР в будущей войне. Тактический и научный кругозор советских маршалов не выходил за рамки примитивного анализа итогов гражданской войны. А так как крупнейшие военные теоретики М. Н. Тухачевский, А. А. Свечин и др. были репрессированы, то и разработанные ими теоретические основы ведения современной механизированной войны были объявлены «вредительскими». Не было сделано глубокого анализа военных операций Германии против Польши и Франции. Более того, нарком обороны С. К. Тимошенко заявил в декабре 1940 г.: «В смысле стратегического творчества опыт войны в Европе, пожалуй, не дает ничего нового». В советском руководстве господствовало убеждение, что война с нашей стороны будет наступательной, вестись на чужой территории и закончится победой, достигнутой «малой кровью».

Подготовка Германии к войне против СССР.Одержав довольно легкие победы на Западе, германское руководство вплотную приступило к подготовке войны против Советского Союза, без разгрома которого оно не смогло рассчитывать на завоевание мирового господства. Еще до прихода к власти Гитлер писал: «Если мы сегодня говорим о новых землях и территориях в Европе, мы обращаем свой взор в первую очередь к России».

В июне 1940 г. германский генеральный штаб приступил к разработке плана нападения на СССР, получившего название «план Барбаросса». В основу плана была положена идея молниеносной войны — блицкрига, успешно реализованная в войне с Польшей и на Западе. Намечалось нанести массированные охватывающие удары по основным группировкам Красной Армии, в кратчайшие сроки занять важнейшие политические и экономические центры — Москву, Ленинград, Киев, Донбасс, Кавказ и через 4—6 недель выйти на рубеж Архангельск — Волга. Конечной целью войны было уничтожение СССР как государства, превращение захваченных территорий в колониально-сырьевой придаток рейха, физическое истребление десятков миллионов людей. Вся территория до Урала подлежала германизации.

Готовя так называемую «тотальную» войну, гитлеровцы разработали планы чудовищных злодеяний на оккупированных территориях. Особое место занимал генеральный план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120— 140 млн. русских, украинцев, белорусов, поляков, литовцев.

Первоначально войну намечалось начать 15 мая 1941 г., но свержение прогерманского правительства в Югославии и неудачи итальянских войск в войне с Грецией вынудили Германию снять с советской границы часть войск и перебросить их на Балканы. И только после оккупации Югославии и Греции в конце апреля была окончательно установлена дата нападения на СССР — 22 июня. Момент для нападения на СССР был выбран не случайно: начатое перевооружение Красной Армии еще не завершилось; промышленность окончательно не перестроилась на военный лад; новые военно-командные кадры были еще слишком неопытны.

К границам Советского Союза были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения молниеносной войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику. Для осуществления «плана Барбаросса» было выделено 153 дивизии, в том числе 19 танковых и 14 моторизованных. Европейские союзники Германии (Финляндия, Румыния, Венгрия, Италия) выставили против СССР 37 дивизий. Всего, таким образом, у советской границы было сосредоточено 190 полностью отмобилизованных дивизий сухопутных войск общей численностью 5,5 млн. человек, 4300 танков, 5000 самолетов, 47 тыс. орудий и минометов.

Подчинив экономику захваченных и союзных стран, Германия значительно увеличила свой военно-экономический потенциал, что позволило ей в 1940 г. получить 348 млн. т каменного угля, 43,6 млн. т стали. В СССР за этот год было добыто 166 млн. т угля, выплавлено 18,3 млн. г стали. Соответственно намного меньше был выпуск и другой продукции, в том числе и военной.

В распоряжение германского командования поступило огромное количество вооружения, боевой техники, запасов военного имущества из оккупированных стран. Все это создавало значительное превосходство в силах и средствах и укрепляло уверенность гитлеровского руководства в успешном осуществлении «плана Барбаросса».

ДОКУМЕНТЫ

Наши рекомендации