Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия
Основные даты и события: 1927 г. - xv съезд ВКП(б), курс на коллективизацию сельского хозяйства; январь 1930 г. - начало сплошной коллективизации; 1933 г. - массовый голод.
Исторические деятели: И. В. Сталин; Н. И. Бухарин.
Основные термины и понятия: сплошная коллективизация; колхоз; сельскохозяйственная артель; коммуна; ТОЗ.
План ответа: 1) предпосылки коллективизаJ.iии; 2) цели коллективизации; З) выбор формы колхозного строительства, определение темпов коллективизации; 4) основные этапы коллективизации; 5) итоги и последствия сплошной коллективизации.
Материал к ответу: Задача индустриализации России (в широком смысле слова) предполагала и проведение масштабных преобразований в аграрном секторе. Требовалось создать эффективные крупные аграрные хозяйства, способные увеличить производство зерна, мяса, сырья и обеспечить потребности населения и промышленности. Здесь возможны были как минимум два варианта. Первый состоял в том, чтобы сделать ставку на главных поставшиков товарного зерна - кулаков, которые, несмотря на политику их «ограничения И вытеснения», по-прежнему давали основную часть сельскохозяйственной ПРОДУКllии для внугреннего рынка. Опора на них дала бы возможность, за счет передачи им дополнительной земли и инвентаря, обеспечить устойчивый прирост производства. Этой точки зрения придерживался Н. И. Бухарин. Второй путь предполагал сделать ставку на беднейшие слои крестьянства, объединив их в колхозы. Идея колхозов была не новой. Об этом Ленин говорил еще в первые месяцы после революции. Однако Ленин видел переход к колхозам постепенным и добровольным процессом (именно такой подход был положен в основу всех партийных решений, начиная с xv съезда ВКП(б), взявшего курс на коллекивизацию). Сталин же поставил задачу решить эту проблему в течение ближайшего времени.
В 1929 г. партийное руководство провозгласил о курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств, которая позволяла, по мнению лидеров большевиков, решить сразу несколько важных для власти задач: обеспечить механизм перекачивания средств на НуЖДы индустриализации; ликвидировать кулачество как класс и тем самым расширить социальную базу режима в деревне; распространить влияние государства на частный сектор сельского хозяйства (и тем самым обеспечить полное огосударствление экономики); ликвидировать так называемое «аграрное перенаселение».
Сплошная коллективизация развернулась с января 1930 года. Вышедшее в свет 5 января 1930 г. постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О темпе коллективизации и мерах помоши государства колхозному строительству» отмечало} что реализация курса на сплошную коллективизацию займет несколько лет. В некоторых районах страны (наиболее развитых зерновых: Кубань, Украина, Поволжье) ее предполагали за-
вершить в ближайшее время. Была определена и основная форма крестьянской кооперации - сельскохозяйственная артель. В отличие от коммун (где общественным был не только труд, но и его резулылаты, а также инвентарь, скот и др.) и товариществ по совместной обработке земли - ТОЗ (где коллективным был лишь труд), артель предусматривала наряду с коллективным трудом и общественным пользованием землей, рабочим скотом, инвентарем, распределением по труду резулылатов совместной экономической деятельности, также сохранение личных приусадебных участков, мелкого скота, мелкого инвентаря и т. д.
Однако вместо планомерного, постепенного и добровольного объединения началась повсеместная кампания насильственного инемедленного привлечения в колхозы всего крестьянского населения. Кулаков же и их семьи, лишив имущества, выселяли в восточные и северные районы страны. Вместе с кулаками в значительном количестве были лишены имущества и подвергнуты ссылке семьи середняков. от политики раскулачивания пострадали, по некоторым данным, до 15 млн. человек. 'Первым резулылатом этой политики стал массовый голод, разразившийся в 1932-1933 гг. именно' в наиболее богатых Прежде зерновых районах страны. Жертвами голода стали около 8 млн. человек.
За 1929-1932 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 33%, лошадей - на 32%, свиней - почти вдвое, овец - в 2,5 раза. Начался массовый исход сельского населения в города. Однако это также входило в планы руководства - индустриализации требовались рабочие руки. В течение 30-х П. из села ушли более 15 млн. человек, а численность рабочего класса увеличилась с 9 до 24 млн. Объемы сельскохозяйственного производства в резулылате коллективизации почти не изменились (лишь среднегодовое производство зерна увеличилось на 6-7 млн. т). Зато эти показатели теперь обеспечивали не 55 млн. крестьян-единоличников, а 35 млн. колхозников, к тому же полностью зависимых от государства. Безусловно, главным историческим резулылатом коллективизации был осуществленный ценой больших усилий и издержек индустриальный скачок.
Политика в области кулылуры. «Кулылурная революция»Основные датыи события;1930 г. - введение всеобшего бесплатного обязательного начального образования; 1937 г. - переход к обязательному семилетнему образованию.
Исторические деятели:К. э. Циолковский; Н. и. Вавилов; В. и. Вернадский; о. ю. Шмидт; А. Н. Туполев; с. п. Королев; М. А. Шолохов; В. п. Катаев; С. я. Маршак; К. и. Чуковский; С. В. Герасимов; К. С. Петров-Водкин; С. С. Прокофьев; Д. Д. Шостакович; и. о. Дунаевский; с. М. Эйзенштейн; Л. з. Трауберг.
Основные термины и понятия:«кулылурная революция,>; ликвидация неграмотности; социалистический реализм.
План ответа: 1) необходимость перемен в духовной жизни общества; 2) сушность «кулылурной революции,>; 3) борьба с неграмотностью; 4) развитие науки, ее политизация; 5) творческие организации и союзы; 6) принцип социалистического реализма; 7) борьба с кулылурным и духовным наследием прошлого; 8) репрессии против деятелей науки, образования, кулылуры; 9) противоречивый характер итогов и последствий «кулылурной революции,>.
Материал к ответу:После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни. Объективно требовалось повысить грамотность населения; принять меры к развитию новых приоритетных направлений в науке; подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством, использование ее резулылатов для нужд индустриализации. Вместе с тем власти бьшо необходимо утвердить свое идеологическое влияние в обществе. для решения этой задачи предполагалось активно использовать возможности литературы, искусства, гуманитарных наук.
Уже в годы гражданской войны началась работа по ликвидации неграмотности населения страны. Бьшо создано общество «Долой неграмотность'>, в руководство которого входили глава законодательной власти М. и. Калинин, лидер партии и председатель правительства В. и. Ленин, нарком просвещения А. В. Луначарский и др. По всей стране были открыты тысячи новых школ, в которых как детей, так и взрослых обучали навыкам элементарной грамотности (чтению, счету, письму). Деятельность в этом направлении дала внушительный резулылат - к началу Великой Отечественной войны более 80% населения страны владели грамотой.
К середине 1930-x гг. в целом оформилась советская система образования, включавшая начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школу. В довоенные годы был завершен переход к обязательному всеобщему семилетне-
му образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городских центрах и семилетнему в сельской местности и национальных районах. Сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 университетов и институтов. В резулылате число специалистов в СССР возросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. В 1941 году.
Вместе с тем идеологический контроль над деятельностью и умонастроениями представителей интеллигенции был достаточно жестким. В конце 20-х - начале 30-х гг. состоялись показательные судебные процессы: Шахтинское дело, «дело академиков», дело Трудовой крестьянской партии и др. В начале 30-х гг. началось создание массовых общественных организаций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др.
В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего в фундаментальных областях знания. В резулылате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (А. Ф. Иоффе), разработке теории космических полетов (к. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Во всем мире получили признание труды И. П. Павлова в области физиологии. Крупнейшим в мире специалистом-генетиком был признан Н. И. Вавилов. Ученый-энциКлопедист В. И. Вернадский создал фундаментальные труды по теории биосферы. Значительный прорыв б~IЛ сделан советскими специалистами в области авиастроения (А. Н. Туполев) и ракетостроения (С. П. Королев). Большой популярностью в стране пользовались летчики (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков, М. М. Громов, В.с. Гризодубова, М. И. Раскова, П. А. Осипенко, В. К. Коккинаки), испытывавшие в предвоенные годы новые модели авиационной техники и совершившие беспосадочные перелеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку. .
Однако многие ученые были вынуждены выехать из страны в годы гражданской войны и после ее окончания, так как не желали мириться с новым политическим режимом. Сама советская власть инициировала высылку крупнейших представителей интеллигентов-гуманитариев, представлявших дореволюционную научную школу - П. А. Сорокина, Н. А. Бердяева, А. А. Кизеветтера и др. Многие из оставшихся ученых (А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский и др.) были подвергнуты репрессиям по политическим соображениям.
ликвидирована неграмотность основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Сформировалась новая инженерно-техническая и творческая интеллигенция. Были сделаны крупнейшие открытия в фундаментальных областях науки, развитие получила техническая мысль. Вместе с тем кулылура, наука и образование были поставлены под контроль государства. Идеологическое влияние на их деятельность значительно возросло. Многие представители науки, кулылуры и искусства были репрессированы, а некоторые яркие художественные произведения так и не дошли до читателя и зрителя (романы М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»; картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.).