Диаграмма 4. Оценка происходящих изменений в России

Диаграмма 4. Оценка происходящих изменений в России - student2.ru

В ходе анализа экономического положения студентов важным аспектом являлось рассмотрение наличия подработки в настоящее время. На основе полученных данных было выявлено, что 30,1 % студентов имеют подработку, что свидетельствует об их желании быть независимыми и иметь дополнительный заработок. Но в тоже время, большая часть опрошенных, а именно 69,9 %, не имеют вторичную занятость, что говорит о благоприятном финансовом положении в семье или о приоритете учебной деятельности над желанием подработать.

Наблюдается умеренная корреляционная связь между наличием подработки и возрастом респондент (0,155), что может говорить о том, что студенты более старших возрастов осознают важность наличия профессионального опыта, возможности карьерного роста, более серьезно подходят к планированию своего будущего.

Диаграмма 5. Наличие подработки в настоящее время

Диаграмма 4. Оценка происходящих изменений в России - student2.ru

Рассмотрим момент, связанный с желанием иметь дополнительный заработок и мотивы совмещения учебы и работы. Несмотря на то, что в настоящий момент большинство респондентов не имеют подработки, многие все-таки хотели бы иметь дополнительный заработок (50,2 %). ( См. диаграмму 6). В большинстве случаев это связано с желанием материальной независимости от родителей (36,6 %) и желанием иметь лишние «карманные» деньги (21,0 %). ( См. диаграмму 7). Также наблюдается умеренная корреляционная связь между желанием иметь дополнительный заработок и совмещением работы с учебой (-0,294). Но в то же время, связь является обратной, это означает, что большая заинтересованность в подработке вызывает снижение желания совмещать ее с учебой, так как студент чувствует свою финансовую независимость и возможность самореализации без получения профессиональных навыков по своей специальности. ( См. диаграммы 6, 7).

Диаграмма 6. Желание иметь дополнительный заработок Диаграмма 4. Оценка происходящих изменений в России - student2.ru

Диаграмма 7. Мотивы совмещения учебы и работы

Диаграмма 4. Оценка происходящих изменений в России - student2.ru

Студентам удается подработать в следующих сферах: сфера социальных услуг (17,2 %), торговля (16,5 %), производство (10,7 %), предпринимательство (6,8 %), в других сферах занято большинство респондентов (33,7 %).

Это может быть связано в большей степени с тем, что сфера торговли и сфера услуг наиболее востребованы и развиты в настоящее время, а также в них часто не требуется высшего образования и наличия опыта работы, то есть эти сферы более привлекательны для студентов, которые не претендуют на высокий заработок, желают накопить трудовой стаж. Со стороны работодателей также выгодно привлечение студентов на работу в качестве «дешевой рабочей силы». Определяющим критерием выбора работы для студентов является уровень заработной платы. Важную роль играет возможность совмещения с учебой. Менее всего на выбор работы для студентов влияют престиж специальности и трудовой стаж. Это связано с тем, что большинство студентов работают в непрофильной сфере и не видят перспектив в дальнейшем трудоустройстве и в накоплении трудового стажа. (См. таблицу 3).

Диаграмма 8. Сфера дополнительного заработка

Диаграмма 4. Оценка происходящих изменений в России - student2.ru

Таблица 3. Главное при выборе работы  
Критерий Ранг значимости  
Уровень зарплаты   Возможность совмещения с учебой   Интерес специальности   Карьерный рост   Возможность самореализации   Возможность дальнейшего трудоустройства Престиж специальности   Трудовой стаж   Другое                    
     

В качестве итога анализа экономического положения студентов следует рассмотреть меры по улучшению ситуации в России. Для этого обратимся к таблице 4, в которой различные меры расположены в соответствии с рангом значимости их для респондентов. Так можно видеть, что в первую очередь предлагается наладить производство, изменить законодательство и создать более благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Менее эффективными, по мнению студентов, являются такие меры как ввод большого налога на импорт, уменьшение экспорта отечественного товара и увеличение импорта.

Таблица 4. Меры по улучшению ситуации в России

Меры Ранг
Наладить производство
Изменить законодательство
Создать более благоприятные условия для предпринимательской деятельности
Увеличить экспорт отечественных товаров
Другое
Увеличить инвестиции
Уменьшить импорт
Ввести большой налог на импорт
Уменьшить экспорт отечественных товаров
Увеличить импорт

Выводы:

1. Общееэкономическое положение студентов остается практически без изменений. Наблюдается стабильный доход, наличие собственного жилья, также как и в предыдущие годы основным источником дохода является заработная плата по основному месту работы.

Также следует отметить, что при анализе влияния общественных перемен на уровень жизни наблюдается прямая зависимость – чем наименьшее влияние оказывают перемены, тем выше уровень жизни студентов. То есть, можно отметить, что перемены в обществе оказывают значительное влияние на оценку уровня жизни. При меньшем влиянии общественных перемен оценки уровня жизни более высоки по сравнению с теми, кто наоборот отмечают их воздействие.

2. Незначительная доля студентов (1/3) включены в сферу вторичной занятости, что связано прежде всего с тем, что студенческая молодежь характеризуется активностью, целеустремленностью и амбициозностью. Именно поэтому большинство респондентов считают, что занятость не оказывает влияние на качество обучения. Основным мотивом совмещения учебы и работы является желание быть материально независимым и иметь «карманные» деньги. Наблюдается тенденция вторичной занятости в сфере торговли и социальных услуг. Причиной этому может служить большое количество свободных вакансий в этих сферах, наличие взаимовыгодных условий.

3. Наблюдается значимая зависимость между выбором работы по специальности и факультетом, на котором учится студент (коэффициент корреляции равен 0,224).

4. По мнению студентов, для изменения положения в России необходимо наладить производство, изменить законодательство и создать более благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Также студенты предлагали другие различные варианты, например, улучшение деятельности антикоррупционной политики, повышение культурных ценностей, поднять демографический уровень страны.

5. В качестве общего вывода можно отметить отсутствие кардинальных изменений в экономическом положении студента в сравнении с предыдущими годами. Это свидетельствует о стабильности в стране, об эффективной экономической политике, о неизменности ценностных ориентаций и жизненных приоритетов молодых людей.

Наши рекомендации