Диаграмма 4. Оценка происходящих изменений в России
В ходе анализа экономического положения студентов важным аспектом являлось рассмотрение наличия подработки в настоящее время. На основе полученных данных было выявлено, что 30,1 % студентов имеют подработку, что свидетельствует об их желании быть независимыми и иметь дополнительный заработок. Но в тоже время, большая часть опрошенных, а именно 69,9 %, не имеют вторичную занятость, что говорит о благоприятном финансовом положении в семье или о приоритете учебной деятельности над желанием подработать.
Наблюдается умеренная корреляционная связь между наличием подработки и возрастом респондент (0,155), что может говорить о том, что студенты более старших возрастов осознают важность наличия профессионального опыта, возможности карьерного роста, более серьезно подходят к планированию своего будущего.
Диаграмма 5. Наличие подработки в настоящее время
Рассмотрим момент, связанный с желанием иметь дополнительный заработок и мотивы совмещения учебы и работы. Несмотря на то, что в настоящий момент большинство респондентов не имеют подработки, многие все-таки хотели бы иметь дополнительный заработок (50,2 %). ( См. диаграмму 6). В большинстве случаев это связано с желанием материальной независимости от родителей (36,6 %) и желанием иметь лишние «карманные» деньги (21,0 %). ( См. диаграмму 7). Также наблюдается умеренная корреляционная связь между желанием иметь дополнительный заработок и совмещением работы с учебой (-0,294). Но в то же время, связь является обратной, это означает, что большая заинтересованность в подработке вызывает снижение желания совмещать ее с учебой, так как студент чувствует свою финансовую независимость и возможность самореализации без получения профессиональных навыков по своей специальности. ( См. диаграммы 6, 7).
Диаграмма 6. Желание иметь дополнительный заработок
Диаграмма 7. Мотивы совмещения учебы и работы
Студентам удается подработать в следующих сферах: сфера социальных услуг (17,2 %), торговля (16,5 %), производство (10,7 %), предпринимательство (6,8 %), в других сферах занято большинство респондентов (33,7 %).
Это может быть связано в большей степени с тем, что сфера торговли и сфера услуг наиболее востребованы и развиты в настоящее время, а также в них часто не требуется высшего образования и наличия опыта работы, то есть эти сферы более привлекательны для студентов, которые не претендуют на высокий заработок, желают накопить трудовой стаж. Со стороны работодателей также выгодно привлечение студентов на работу в качестве «дешевой рабочей силы». Определяющим критерием выбора работы для студентов является уровень заработной платы. Важную роль играет возможность совмещения с учебой. Менее всего на выбор работы для студентов влияют престиж специальности и трудовой стаж. Это связано с тем, что большинство студентов работают в непрофильной сфере и не видят перспектив в дальнейшем трудоустройстве и в накоплении трудового стажа. (См. таблицу 3).
Диаграмма 8. Сфера дополнительного заработка
Таблица 3. Главное при выборе работы | ||
Критерий | Ранг значимости | |
Уровень зарплаты Возможность совмещения с учебой Интерес специальности Карьерный рост Возможность самореализации Возможность дальнейшего трудоустройства Престиж специальности Трудовой стаж Другое | ||
В качестве итога анализа экономического положения студентов следует рассмотреть меры по улучшению ситуации в России. Для этого обратимся к таблице 4, в которой различные меры расположены в соответствии с рангом значимости их для респондентов. Так можно видеть, что в первую очередь предлагается наладить производство, изменить законодательство и создать более благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Менее эффективными, по мнению студентов, являются такие меры как ввод большого налога на импорт, уменьшение экспорта отечественного товара и увеличение импорта.
Таблица 4. Меры по улучшению ситуации в России
Меры | Ранг |
Наладить производство | |
Изменить законодательство | |
Создать более благоприятные условия для предпринимательской деятельности | |
Увеличить экспорт отечественных товаров | |
Другое | |
Увеличить инвестиции | |
Уменьшить импорт | |
Ввести большой налог на импорт | |
Уменьшить экспорт отечественных товаров | |
Увеличить импорт |
Выводы:
1. Общееэкономическое положение студентов остается практически без изменений. Наблюдается стабильный доход, наличие собственного жилья, также как и в предыдущие годы основным источником дохода является заработная плата по основному месту работы.
Также следует отметить, что при анализе влияния общественных перемен на уровень жизни наблюдается прямая зависимость – чем наименьшее влияние оказывают перемены, тем выше уровень жизни студентов. То есть, можно отметить, что перемены в обществе оказывают значительное влияние на оценку уровня жизни. При меньшем влиянии общественных перемен оценки уровня жизни более высоки по сравнению с теми, кто наоборот отмечают их воздействие.
2. Незначительная доля студентов (1/3) включены в сферу вторичной занятости, что связано прежде всего с тем, что студенческая молодежь характеризуется активностью, целеустремленностью и амбициозностью. Именно поэтому большинство респондентов считают, что занятость не оказывает влияние на качество обучения. Основным мотивом совмещения учебы и работы является желание быть материально независимым и иметь «карманные» деньги. Наблюдается тенденция вторичной занятости в сфере торговли и социальных услуг. Причиной этому может служить большое количество свободных вакансий в этих сферах, наличие взаимовыгодных условий.
3. Наблюдается значимая зависимость между выбором работы по специальности и факультетом, на котором учится студент (коэффициент корреляции равен 0,224).
4. По мнению студентов, для изменения положения в России необходимо наладить производство, изменить законодательство и создать более благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Также студенты предлагали другие различные варианты, например, улучшение деятельности антикоррупционной политики, повышение культурных ценностей, поднять демографический уровень страны.
5. В качестве общего вывода можно отметить отсутствие кардинальных изменений в экономическом положении студента в сравнении с предыдущими годами. Это свидетельствует о стабильности в стране, об эффективной экономической политике, о неизменности ценностных ориентаций и жизненных приоритетов молодых людей.