Многообразие религий. Судьбы религиозного сознания в современном мире

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Выделим её элементы:

1. вера.

2. совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.

3. стержень религиозной деятельности — это культ. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями.

Виды религий:

1. Родоплеменные примитивные древние верования.От них происходят многочисленные суеверия - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.

Все религии можно также разделить на две большие группы: монотеистические, т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические, поклоняющиеся множеству богов.

Христианство — великая мировая религия. Первоначально единая, по мере движения человеческой истории она разделилась на три большие ветви (конфессии): православие, католичество и протестантизм.

Христианство возникло в I веке в Палестине. В общественной, государственной и культурной жизни нашей страны христианство играло и играет по сей день исключительную роль.

Проявляется миротворческая роль, которая направлена на формирование мировоззрения. Христианство одна из мировых религий, которая максимально приспосабливается к изменяющимся условиям и продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье.

VI в. до н.э. родилась новая религия — буддизм, ставшая самой ранней по времени появления мировой религией. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.

Главное открытие, сделанное Буддой, — это знаменитые четыре истины: 1. Жизнь есть страдание. 2. Существует причина страдания- стремление к наслаждению, к могуществу. 3. Путь к избавлению проходит через полное уничтожение желаний. 4. Для того, чтобы прекратить страдания и приблизиться к великой истине, необходимо твердо знать путь. Этот путь, указанный Буддой, получил название «восьмеричного пути».

Система буддизма направлена главным образом на то, чтобы регулировать поведение человека. Очень важно, что буддизм призывает одинаково ровно, доброжелательно и милосердно относиться как к добрым, так и к злым людям, в том числе к преступникам, убийцам. Соблюдать моральные принципы здесь гораздо важнее, чем поклоняться богам или Будде.

Ислам — монотеистическая мировая религия. Мухаммед — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности — предписания. Их пять.

1. Исповедовать веру в Аллаха.

2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву (намаз).

3. Мусульманин должен соблюдать пост (у раза), который длится целый месяц — рамадан.

4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке).

5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов.

2 ветви ислама:суннизм и шиизм. Члены некоторых исламских сект считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами.

К национальным религиям относятся:

• Индуизм (Индия); Охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Йога в различных её направлениях. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

• Иудаизм (Израиль); Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале 2-го тысячелетия поселились в Палестине. Данная религия знаменует собой переход от многобожия к единобожию. Богом выступает Яхве как управитель — всего мира. Основным источником является наиболее древняя часть Библии — Ветхий Завет, где излагаются нравственные нормы взаимоотношений между людьми.

• Конфуцианство, даосизм (Китай); Важнейшим культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы ценностей, в центре которой — сыновья почтительность, характеризующая китайскую культуру и до наших дней.

• Синтоизм (Япония). Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми.

В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Во времена коммунистического строя в Советском Союзе религии как государственного института не существовало. Закрывались, а порой и разрушались церкви, запрещалось свободное вероисповедание.

Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

В последние же годы роль религии все больше возрастает, но, к сожалению, религия в наше время - это средство наживы для одних и дань моде для других.

Билет №16.

Планирование и оценка эффективности работы пресс-служб.

Перспективное планирование. Пошаговое планирование деятельности пр- службы.

Чем быстрее мы будем реагировать на инфу СМИ, и чем быстрее мы будем давать инфу о себе, тем самым поддерживая интерес ЦА.

по срокам выполнения намечаемых задач на долгосрочное (более трех лет), среднесрочное (1...3 года), краткосрочное (недели месяцы)

В зависимости от содержания (широты, направлений деятельности и значимости) решаемых вопросов планирование разделяют на генеральное, стратегическое, оперативное (текущее, регулярное)

Генеральное планирование определяет цели и принципы деятельности на длительную перспективу. Оно всегда долгосрочное и выполняется чаше всего научными, реже проектными организациями. Примерами могу; служить, генеральные планы развития городов или сельских районов, генеральные планы освоения новых территорий.

Стратегическое планирование предполагает реализацию целей, постав ленных в генеральных планах. Оно обычно охватывает деятельность конкретной организации и определяет пути развития этой организации с точки зрения повышения ее эффективности. Такое планирование является в основном среднесрочным или долгосрочным. Как правило стратегические планы разрабатываются строительной (проектной, изыскательской) организацией применительно к своим условиям.

Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование, которое ведется прорабом или мастером "устно", т.е. без составления специальных документов (графиков).

Проблема эффективности – центральная проблема управления связями с общественностью. Она возникает при планировании конкретных программ и проектов, при их обосновании, подведении итогов работы.

PR не предполагает результата "здесь и сейчас", но важно, чтобы она была и была качественной.

в работе Г.Л.Тульчинского «PR фирмы: технология и эффективность

Оценка эффективности работы PR-службы со СМИ затруднена рядом обстоятельств:

– сложность прослеживания однозначной зависимости между проводимой работой со СМИ и итогами развития бизнеса;

– динамичная смена проблемных ситуаций;

– ограниченность времени принятия управленческих решений;

– стиль руководства, обычно далекий от открытости;

– обилие правил и инструкций, лишающих PR-службу свободы действий;

– перегруженность PR-службы и других подразделений оперативной и авральной работой;

– отсутствие серьезных стимулов сотрудников PR-службы.

Чтобы демонстрация эффективности работы PR-службы не производила на руководство впечатления попыток выдать желаемое за действительное, необходимо, чтобы работники службы имели четкое представление о концептуальном содержании эффективности, ее видах и уровнях.

Виды эффективности:

Эффективность — характеристика принципиально относительная, зависящая от того, какие показатели с какими соотносятся.

Экономичность – как отношение затрат к полученным результатам;

Результативность – как отношение результата к преследовавшимся целям (Э=Р/Ц);

Целесообразность – как отношение целей к реальным потребностям, проблемам (Э=Ц/П.

Применительно к связям с общественностью легче и проще эффективность рассчитывается в сфере политического PR. Цель избирательной кампании проста — победа на выборах (или определенный процент голосов, или выход во второй тур). В случае бизнес- PR или административного менеджмента ситуация сложнее.

В бизнесе и менеджменте социальными коммуникациями проще и легче всего рассчитывается экономичность: берутся затраты — финансовые, материальные, кадровые, временные и т.п. — и делятся на единицу достигнутого результата.

Показатели эффективности:

Решение этой проблемы можно конкретизировать в следующих целевых параметрах, которые необходимо учитывать при анализе эффективности работы PR-службы:

– Повышение уровня информированности общественности о деятельности фирмы;

– Информирование общественности, способствующее продвижению новых идей и проектов;

– Уровень обеспечения руководства фирмы необходимой аналитической и прогностической информацией о состоянии общественного мнения;

– Обеспечение взаимопонимания между фирмой и ее социальной средой, исключающее неприятные неожиданности;

– Степень удовлетворенности общественности деятельностью фирмы и ее руководства;

– Оперативные контакты со СМИ, в том числе в кризисных и чрезвычайных ситуациях;

– Выход на новые сферы деятельности и контакты, формулировка новых идей и проектов, открывающих новые перспективы деятельности фирмы;

– Преодоление изоляционизма и закрытости менеджмента;

– Развитие социального партнерства, социальной ответственности, способствующих укреплению социальной легитимности бизнеса;

– Развитие информационных связей и контактов между службами фирмы, способствующее укреплению их сплоченности;

– Степень удовлетворенности других служб организацией информационного обеспечения и контактов со СМИ.

Сбор всей необходимой для анализа эффективности информации (индикаторов объема и качества) обеспечивает PR-служба. Эти индикаторы систематизируются PR-службой по итогам каждого месяца, для чего оформляется соответствующая учетная документация.

Для сбора данных используются различные методы социологических исследований:

• оценка посланий, публикаций и других информационных технологий;

• телефонные опросы СМИ; лиц, принимающих решения; лидеров общественного мнения;

• опросы по готовой компьютерной базе;

• почтовые опросы;

• фокус-группы;

• телефонные интервью с теми, кто присутствовал на мероприятиях пресс-службы, и с теми, кто на них не пошел.

При планировании работы PR-службы на все последующие периоды должны формулироваться проблемы, цели (желаемые результаты) решения этих проблем - выраженные в количественных значениях – типа: увеличить на…., уменьшить на…

Наши рекомендации