Общественные и политические организации | |
Индивид: граждане, иностранцы, лица без гражданства | |
Субъекты Государства: Республики, края, области и т.д. | |
Органы местного самоуправления | |
Глава государства и главы ветвей власти | |
Тема 14. Понятие и юридические свойства Конституции.
Схема 56
Основной закон государства, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу | |
Ø Устанавливает основы организации общества и государства в соответствии с объективно сложившимся балансом политических, социально-экономических, национально-этнических, религиозных, личных и общественных и иных интересов в гражданском обществе. Ø Закрепляет меру достигнутой свободы и фундаментальные права человека Ø Регулирует основополагающие общественные отношения Ø Обеспечивает стабильность общества Ø Отражает в правовых нормах согласованную волю всех социальных групп общества Ø Гарантирует устройство общества, признаваемое большинством в качестве справедливого | |
ПИСАНЫЕ Единый целостный акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый референдумом или высшим законодательным органом страны (иногда дарованный, например, японская конституция 1889 г.). | |
НЕПИСАНЫЕ Собрание законов, судебных решений, обычаев, доктрин, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и не составляют единый писаный акт (в Великобритании, Израиле) | |
ЖЕСТКИЕ Изменяются путем установления квалифицированного большинства в обеих палатах парламента или повторного голосования парламента через определенный срок (США) | |
ГИБКИЕ Изменяются путем принятия обычных законов (Великобритания) | |
СМЕШАННЫЕ Различные части конституции изменяются либо гибким, либо жестким способом (Индия) | |
Основной закон РФ, принят всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года | |
Схема 57
ПРЕАМБУЛА РАЗДЕЛ I Ø Глава 1Основы конституционного строя (ст. 1-16) Ø Глава 2Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64) Ø Глава 3Федеративное устройство (ст. 65-79) Ø Глава 4Президент Российской Федерации (ст. 80-93) Ø Глава 5Федеральное Собрание (ст. 94-109) Ø Глава 6Правительство Российской Федерации (ст. 110-117) Ø Глава 7Судебная власть (ст. 118-129) Ø Глава 8Местное самоуправление (ст. 130-133) Ø Глава 9Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137) РАЗДЕЛ IIЗаключительные и переходные положения | |
Конституция РСФСР 1918 г Закрепляла завоевания советской власти, устанавливала диктатуру пролетариата | |
Учредительный, основополагающий характер. Является базой всего законодательства, которое лишь конкретизирует начала, закрепленные в Конституции | |
Конституция РСФСР 1925 г Закрепила федеративный статус, устанавливала принцип централизма в системе высших органов государственной власти, | |
Высшая юридическая сила. Все другие нормативные акты должны не противоречить ей | |
Конституция РСФСР 1937 г Закрепила руководящую роль КПСС, окончательную победу социализма, права и обязанности граждан, избирательную систему | |
Прямое действие. Нормы конституции не нуждаются в дополнительном законодательном подкреплении для своего осуществления | |
Конституция РСФСР 1978 г. Конституция развитого социализма. Подтвердила государственно-партийный монополизм | |
Относительная стабильность. Жесткий порядок изменения | |
Конституция РФ 1993 г.Закрепила принципы свободы, демократии, частной собственности | |
Тема 15. Конституционный строй РФ
Статьи в схеме приводятся по Конституции РФ Схема 58
Республиканская форма правления | |
Статус РФ как республики закреплен в ст. 1. Народный мандат власти и ее выборность - в ст.3. Выборность Президента (ст. 81), Государственной Думы (ст. 96), | |
Верховенство государственной власти, распространение ее на всю территории РФ, целостность и неприкосновенность территории закреплены в ст.4. | |
. ст.5 и гл. 3 закрепляют государственную целостность, единство государственной власти, «открытость» (возможность принятия нового субъекта), равноправия и самоопределения народов, возможность изменения статуса субъектов РФ, их равноправие, разграничение предметов ведения и полномочий между органами федеральной власти и органами власти субъектов РФ | |
Политический и идеологический плюрализм | |
Многообразие и равенство социальных субъектов, многопартийность, недопустимость установления какой-либо идеологии в качестве государственной (ст. 13) | |
Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). | |
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). | |
Статус РФ как правового государства закреплен в ст. 1. Содержательное наполнение получает в других статьях. Верховенство права: высшая юридическая сила признается за Конституцией (п. 1 ст. 15); государство и его органы строят свою деятельность на основе права (п. 2 ст. 15). Принцип разделения властей: Власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви власти самостоятельны (ст. 10). Гарантированность прав, взаимная ответственность государства и личности: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Каждый гражданин обладает равными правами и несет равные обязанности (п.2 ст.6). Объем и содержание прав и обязанностей раскрывается в гл. 2 | |
Экономическая свобода и плюрализм | |
Гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Равным образом признаются и защищаются частная, государственная и иные формы собственности (с. 8). Земля и природные ресурсы составляют основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и может находится в частной, государственной, муниципальной и др. формах собственности (ст. 9) | |
Схема 59
Схема 60
Тема 16. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Конституционный правовой статус – основные права, свободы, обязанности, закрепленные в Конституции | |
Основные начала, в соответствии с Совокупность средств и способов,
которыми строится вся система прав и свобод создающих возможности личности для
Человек, его права и свободы – высшая ценность (ст. 2) | |
осуществления своих законных прав
Схема 61
В настоящее время приняты и введены в действие более пятидесяти документов,
провозглашающих и регулирующих права и свободы человека
Схема 62
Схема 63
Схема 64
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Схема 65
Схема 66
Схема 67
Схема 68
Схема 69
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСТВА В РФ | |
Схема 70
ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА
Схема 71
Тема 17. Федеративное устройство РФ
Схема 72
Российская Федерация – федерация национально-территориального типа: включает в себя как национально-государственные, так и государственно-территориальные образования. Правовой статус федерации определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. | |
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ
ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РФ Схема 73
Тема 18. Система органов государственной власти РФ и способы их формирования
Ø Требования: - не моложе 35 лет, - постоянное проживание в России не менее 10 лет Ø Процедура: - выборы: назначаются Советом Федерации, - инаугурация (принесение присяги). Ø Сроки: - на 4 года. Не может избираться более двух сроков подряд | |
Схема 74
Схема 75
Схема 76
Схема 77
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РФ
(основные понятия и элементы)
Схема 78
Тема 19. Правоохранительные органы РФ
Схема 79
Тема 20. Органы местного самоуправления
Схема 80
Раздел 4. Административное право
Тема 21. Предмет административного права. . Схема 81
Схема 82
Тема 22. Государственная служба
Схема 83
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Схема 84
Схема 85
Тема 23. Административная ответственность.
Схема 86
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Схема 87
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,
ИСКЛЮЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Схема 88
ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Схема 89
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,
СМЯГЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Схема 90
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,
ОТЯГЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Тема 24. Меры административного воздействия.
Схема 91
Схема 92
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ
Схема 93
АДМИНИСТРАТИВНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Схема 94
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Схема 95
МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Схема 96
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
(статьи в схеме приводятся по Кодексу об административных нарушениях)
Схема 97
ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Тема 25. Административный процесс.
Схема 98