Коммуникационные основы управления общественными отношениями
Коммуникации — это основа общества (экономики, политики, культуры) и общественных отношений, являющихся полем взаимодействия различных групп интересов. Отсюда возникает стремление и практика превращения коммуникационных процессов в институт социального контроля, используя разветвленную систему средств масс-медиа для эффективного коммуникативного воздействия на аудитории (массы). Тем самым коммуникации для властно-управленческих структур становятся механизмом социализации и социального управления массовым сознанием, общественным мнением и его поведенческим проявлением. В данном контексте в демократическом обществе возникает проблема гуманистической реализации адекватных механизмов, методов и технологий коммуникативной деятельности. Решение этой проблемы связано с тем, что задачи властно-управленческих структур становятся не административными, а коммуникативными, обусловленными потребностью реализации управленческого постулата в современном обществе, гласящего: «не надо завоевывать пространства, надо завоевывать сознание людей». Нас интересует в первую очередь макроуровень коммуникационно-информационной системы — массовые коммуникации, в понимании которых возникают вопросы:
- какую роль играют коммуникации в обеспечении устойчивости общества и воспроизведении системы существующих в нем общественных отношений;
- как понимается массовая коммуникация и каковы ее основные характеристики;
- что представляет собой коммуникационный менеджмент;
- как организуется процесс коммуникативно-информационного воздействия в соответствии с фазами (этапами) коммуницирования;
- в чем заключается эффективность массовой коммуникации.
Основы коммуникации
Общество - это результат общения совместно действующих индивидов и их групп, «понятых» и «услышанных» другими. Подобное взаимопонимание является важной жизненной необходимостью, которая осуществляется в процессе коммуникации - передачи и обмена информацией между общающимися сторонами. Коммуникация - это, прежде всего, способ деятельности, облегчающий взаимное приспособление поведения людей: она устанавливает такую кооперацию, когда поведение каждого изменяется и в известной степени регулируется фактом участия других индивидов. Коммуникация является таким обменом информации, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности. Таким образом, социальный мир - это всегда мир непрекращающейся коммуникации.
Коммуникативный подход к социальному общению, общественным взаимодействиям и информационному воздействию на массовое сознание, общественное мнение и поведение людей формируется в демократическом обществе в первой половине XX в. американскими исследователями (Г. Лассуэлл, П. Лазар-сфельд, У. Липман, Э. Кац, П. Лайнбардишер, М. Чукас и др.) как альтернативный пропагандистской деятельности[38]. Появлению данного подхода способствует развитие таких средств массовой коммуникации (медийной индустрии), как печать, кино, радио, телевидение. Они оказывают воздействие в пределах большого пространства, количества и разнообразия людей, социальных общностей и групп и порождают определенную систему образов, направляющих их мнение, поведение в нужное русло.
В результате создается массовая коммуникация - социальный институт, создающий и распространяющий общественно значимую «свободную информацию» с помощью технических средств на безграничном пространстве и неограниченным аудиториям в условиях свободы слова, печати и массовой информации. В этом качестве она становится механизмом в системе социального управления общественного взаимодействия: постоянного и повсеместного воспроизводства системы существующих в обществе отношений, в том числе за счет вовлечения в эту систему каждого конкретного человека. Данная роль СМК предопределяет их положение в качестве «четвертой власти»[39]. При этом массовая коммуникация рассматривается как идеологически «стерильная», то есть свободная от необходимости прибегать к пропаганде как спекулятивному инструменту внедрения норм-рамок в массовое сознание и поведение людей, социальных общностей и групп.
Коммуникации в организациях. Коммуникации в организациях являются основой управленческой деятельности, так как через обмен информацией связывают все ее элементы в одно целое, устанавливают одинаковый смысл при общении и способствуют достижению согласия между руководством (управляющими) и работниками (управляемыми). Любое нарушение коммуникации будет иметь результатом соответствующее нарушение кооперации - конвенциональных образцов поведения. Организации существуют в коммуникации и через коммуникации. Поэтому практически нет организаций, у которых не было бы коммуникационных проблем и необходимости в их профессиональном разрешений. Эволюция подходов к построению коммуникаций и способов решения коммуникационных проблем проявляется при сравнении основных концепций организационного поведения.