Внешняя политика России в конце XIX — начале XX века, русско-японская война
Основные даты и события: 1899 г. — Гаагская конференция по проблемам разоружения; январь 1904 г. — начало русско-японской войны; август 1905 г. — Портсмутский мирный договор.
Исторические деятели: Николай II; С. Ю. Витте; В. К. Плеве; 3. П. Рожественский; С. О. Макаров.
План ответа: 1) особенности международного положения России на рубеже веков; 2) основные направления внешней политики Николая II; 3) европейская политика, Гаагская конференция; 4) политика России в Азии; 5) русско-японская война: причины, силы и планы сторон, основные события, итоги; 6) корректировка внешнеполитического курса после русско-японской войны.
Материал к ответу: В числе важнейших внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в конце XIX — начале XX в. были: обеспечение мирных условий для осуществления внутреннего индустриального развития; расширение присутствия на Дальнем Востоке; укрепление позиций на Балканах. В наметившемся противостоянии Англии и Франции с Германией для России важно было не дать втянуть себя в конфликт раньше, чем будут завершены программы по перевооружению российской армии и флота.
К началу царствования Николая II Россия не воевала уже 16 лет. Следуя курсу своего отца, молодой император выступил с инициативой проведения конференции ведущих мировых держав, на которой предлагал обсудить проблемы разоружения. Такая конференция состоялась в Гааге в 1899 г. и приняла решение о запрещении применения химического оружия. Однако договориться о большем не удалось — никто не воспринимал всерьез идею уничтожения огромных арсеналов оружия в условиях подготовки к борьбе за перераздел колоний. Поскольку наиболее вероятным противником России оставалась Германия, Николай II подтвердил важное значение союза с Францией, договор о сотрудничестве с которой был подписан еще Александром III.
Наиболее активной в эти годы была политика России на Дальнем Востоке. В 1898 г. была построена Китайско-Восточная железная дорога в Маньчжурии, а в 1903 г.-завершено строительство Транссибирской магистрали до Владивостока. Россия арендовала у Китая Ляодунский полуостров, где постро-, ила военно-морские базы в Порт-Артуре и Даляне (Дальний). Российское военное присутствие в этом районе было весьма значительным: только в районе Порт-Артура насчитывалось почти 100 тыс. солдат. Укрепились позиции России в Корее. Это стремительное усиление обеспокоило не только Японию, но также США и Англию. Они стали подталкивать Японию к началу войны против России, с целью ограничить ее влияние в регионе. Вопреки мнению СЮ. Витте, являвшегося сторонником мирной экспансии на Дальнем Востоке, В. К. Плеве и другие члены правительства полагали, что «маленькая победоносная война» не только укрепит позиции России на международной арене, но и отвлечет народ от революционных настроений.
Война началась нападением японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре 26 января 1904 года. На следующий день в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы эскадрой противника. Чтобы избежать плена, моряки «Варяга» затопили свой корабль. В марте подорвался на мине и затонул российский флагманский корабль Тихоокеанского флота, на котором погиб командующий адмирал С. О. Макаров. Порт-Артур был отрезан сухопутными войсками противника от основных сил русской армии и после четырехмесячной обороны сдался. Вторым крупным поражением русских войск стала неудача под Мукденом в феврале 1905 года. Попытка изменить ситуацию с помощью направленной с Балтики 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала 3. П. Рожественского также не удалась: в мае 1905 г. эскадра была уничтожена у острова Цусима в Японском море. В условиях начавшейся революции царь предпочел заключить в августе 1905 г. в Портсмуте (США) мирный договор с Японией на крайне невыгодных для России условиях (в частности, Японии передавался Южный Сахалин). Война стоила стране огромных жертв: потери армии и флота убитыми, ранеными и пленными составили около 400 тыс. человек, а материальные издержки выражались астрономической суммой — 3 млрд. рублей. Вопреки надеждам правительства на то, что «победоносная война» отсрочит революцию, она, по мнению С. Ю. Витте, приблизила ее «на десятки лет».