Функции античного государства
Государства этого этапа имели две четко выраженные задачи:
на внешнеполитическом уровне:
— обеспечение политической гегемонии путем организации «союзов» с подвассальными народами и использования их ресурсов;
— регулирование отношений между суверенными государствами.
На внутригосударственном:
— обеспечение повиновения рабов и неполноправных граждан (иностранцев, вольноотпущенников и пр.,
— воспитание гражданина, которое позволяет мобилизовать («поставить в строй») не только его физические возможности, но и нравственный потенциал.
— регулирование правовых, хозяйственных, социальных отношений.
Но все же главное в государстве — это не внутренняя безопасность, но обеспечение возможности мобилизовать больший оборонительный и наступательный потенциал для достижения победы в «войне всех против всех», ибо к достижению гегемонии стремятся все, а это значит, что все рассматривают друг друга как потенциальных противников.
Платон о государстве
Афинянин. Бог или кто из людей, чужеземцы, был виновником вашего законодательства?
Клиний. Бог, чужеземец, бог, говоря по правде <…> все это у нас приспособлено к войне, и законодатель, по-моему, установил все, принимая в соображение именно войну. <…> Ибо то, что большинство людей называет миром, есть только имя, на деле же от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами.
Платон. «Законы»
Республиканский период. Истоки демократии
Демократические институты античного государства возникают в результате осознания невозможности решить обе задачи методами автократического правления.
Обеспечение внутренней безопасности и внешнеполитической гегемонии достигается только за счет привлечения к практическому управлению государством всего контингента свободнорожденных граждан, за счет тотальной мобилизации физического и нравственного потенциала гражданина.
Практическое управление — это в первую очередь управление трудом рабов. Рабы становятся коллективной собственностью полиса. Поэтому гражданин воспитывается как коллективный хозяин, надсмотрщик и судья.
Платон о государстве
Платон в своем трактате об идеальном государстве оставил нам любопытное рассуждение, касающееся именно этой темы. Если бы кто-нибудь из богов вдруг перенес человека, владеющего пятьюдесятью или больше рабами, вместе с женой, детьми, челядью и со всем имуществом туда, где не было бы свободнорожденных людей, готовых оказать ему помощь, тот был бы вынужден жить в постоянном страхе. Очень скоро он сам стал бы заложником своих невольников и начал бы заискивать перед ними. Между тем, живя в своем городе, он не боится ничего — и все потому, что ему в нужный момент приходит на помощь все государство.[332]
Государство может обеспечить стабильность только освободив своего гражданина от непосредственного участия в производстве и предоставив ему право на часть общей прибыли от эксплуатации рабов.
Греция и Рим поражают мир уровнем государственного обеспечения своих граждан. В Греции граждане получают государственные пособия за любую социальную функцию. Даже за посещение театра.
В Риме триста тысяч плебеев получают регулярное пособие на содержание своих семей.
Взамен и те и другие берут на себя функцию удержания в повиновении всех порабощенных государством контингентов.
Восстание Спартака подавляют прежде всего кормящиеся от эксплуатации рабов плебеи. Само восстание — это посягательство на их образ жизни, на их государственный пенсион.
Важно понять: существо демократии не в том, что функционируют народные собрания. Ее последняя тайна — это постоянное давление народных масс на центральную власть ради постоянного повышения уровня социального обеспечения. Именно это давление вынуждает власть корректировать вектор внешней политики, захватывать новые и новые территории. А это и есть реальное управление государством.
Демократия неотделима от эксплуатации чужих народов. Эта эксплуатация на протяжении истории проявлялась в двух основных формах: рабство и колониализм. Первая свойственна античности. Вторая — Новому времени.
Имперский период
В принципе, демократическая власть глубоко парадоксальна. Парадокс заключается в следующем.
Как бы ни была организована демократическая власть, необходимость в центральном исполнительном органе никуда не исчезает.
Но и демократия не исчезает с закатом собственно республиканского правления. Ведь если главное в народоправстве — это первоочередное обеспечение уровня социального обеспечения, то основные права на:
— принятие властных решений,
— организацию их исполнения,
— принуждение к исполнению
могут оставаться у центральной власти.
Поэтому сама масса легко мирится с подчинением центральной власти там, где центральная власть остается в известном подчинении ей, ее напору в определении основного вектора внешнеполитической активности.
Именно в этом состоит возможность перехода от республиканского к имперскому режиму.
В коллективном сознании античного государства с формированием империи происходит перемена. Республиканское мировоззрение примиряется с монархической идеей. Связующим же звеном между принципом автократии и воинствующим республиканским мировоззрением служит идея Pax Romana.
Риму предначертано свыше владычествовать над целым миром, но владычествовать над миром назначено именно Риму, а значит и властные прерогативы должны быть справедливо распределены между всеми.
Поэтому подвластность императору уравновешивается правом народа вершить свой суд над всеми, кто населяет эту землю. Превращение гордых своей свободой граждан в обычных подданных уравновешивается становлением совершенно необычной общности избранных, которые обособляются себя от всех других народов. Возникает род невиданной ранее расы. Расы свободных.
Без этого компромисса между властителем и подвластными режим личного правления невозможен в обществе, приверженном идее демократизма.
Таким образом, Pax Romana демонстрирует нам такое мироустройство, в котором именно «расе свободных» надлежит руководить всеми народами. Именно этой великой расе надлежит нести свет цивилизации всему миру. Поэтому миссия Римского народа будет исполнена только тогда, когда единый закон обнимет собой всех живущих на земле. А впрочем, и после этого Риму останется роль мудрого и заботливого отца, сохраняющего за собой все права над своими домочадцами и клиентами.
Кстати, через две тысячи лет политологи, правоведы, философы заведут нескончаемый спор о причинах, порождающих и отчуждение от центральной власти, и «правовой нигилизм» ее подданных. Однако мало кому придет в голову, что одной из главных станет отсутствие великого исторического компромисса, в результате которого безвластные низы безропотно примут закон, устанавливаемый их господином, в обмен на высшую привилегию чувствовать себя полноправным властителем всего, что может быть (и будет!) порабощено им.
Законопослушность возникает только там, где в самую кровь гражданина входит призыв, обращенный либо прямо к нему: «...Ты научись народами править державно», либо к его отечеству: «Rule, Britannia! rule the waves» (Правь, Британия, морями!), что, в общем-то одно и то же.
Средние века
Особенности этапа
Этап характеризуется следующим:
— сохраняется сильная монархическая власть;
— население представляет собой собственность монарха («государевы люди»);
— государство доминирует в обществе;
— формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. «рес» — вещь, и «публика» — общественное).
Впрочем, мнение о том, что народ, население представляет собой собственность монарха, и государство возвышается над всем — ошибочно. Отношения между государем и подданными гораздо более тонки и сложны. В действительности народ вручается ему господом, и государь — это, пользуясь библейскими образами, синтез Моисея, Соломона и Давида, т.е.
— пастыря,
— мудрого судьи,
— защитника народа.