Межамериканская конвенция о правах человека

Региональная конвенция о правах человека (гражданских и политических). Принята в 1969 на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике, вступила в силу в 1978. На начало 2010 в конвенции участвуют 25 из 34 стран Организации Американских Государств.

Конвенция состоит из трех частей: «Обязанности государства и защищаемые права», «Средства защиты» и «Общие положения», которые подразделяются на 11 глав.

В главе 2 первой части дается список гражданских и политических прав (право на жизнь, право на личную свободу, право на справедливый суд, право на равную защиту и т.д.), которые государства-члены обязуются уважать. В главе 4 оговариваются условия, при которых государство может приостановить свое участие в данной Конвенции.

Согласно второй части Конвенции, полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. Их функции во многом заимствованы из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Функциями Комиссии являются: развитие общего понимания прав человека у народов Америки; представление рекомендации правительствам государств-членов; подготовка исследований или докладов; принятие мер по петициям и другим сообщениям в соответствии со своими полномочиями согласно положениям статей 44-51 Конвенции; представление ежегодного доклада Генеральной ассамблее ОАГ.

Суд имеет скорее консультативный характер. Заявления о нарушении Конвенции могут подаваться частными лицами или, с особого согласия ответчика, другой страной-участницей Конвенции. Заявления частных лиц сначала поступают в Межамериканскую комиссию по правам человека, которая решает вопрос об их передаче на рассмотрение учреждённым Конвенцией Межамериканским судом по правам человека.

В части третьей оговариваются общие положения: подписание, ратификация, поправки и дополнения.

В перечне прав и свобод, провозглашенных в Межамериканской конвенции, даже не отражен ряд тех из них, которые закреплены в Пакте о гражданских и политических правах, таких как право народов на самоопределение, право этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, а также пользоваться родным языком и др. В Конвенции нет основных социально-экономических прав. Статья 26 этого документа содержит лишь общее пожелание об их «последовательной реализации».

Что касается эффективности данной Конвенции и созданных, согласно ей органов, то их деятельности нельзя дать самую высокую оценку. За годы своего функционирования Суд, например, вынес немногим более десяти консультативных заключений и решений. Первое решение было вынесено лишь в 1988, т. е. через 10 лет после вступления Конвенции в силу. В последние годы наблюдается определенная активизация деятельности Комиссии и Суда. Однако она выявила целый ряд проблем. В ряде своих решений Суд обвинил некоторые государства континента в нарушении Конвенции, выразившихся в «исчезновении» противников режима. Суд потребовал выплатить компенсацию семьям погибших. Однако практически ни одно из таких решении выполнено не было.

Многие признают, что функционирование региональной системы защиты прав человека, созданной на основе Межамериканской конвенции, свидетельствует о ее неэффективности, определяемой нестабильностью политических режимов в ряде государств данного региона.

Межамериканская конвенция составлена в отрыве от реальной жизни и социально-экономических условий, сложившихся на Латиноамериканском континенте. Народы ряда стран Латинской Америки лишены не только социально-экономических, но и элементарных гражданских и политических прав. Многие лица являются жертвами репрессий, томятся в тюрьмах и концлагерях, подвергаются пыткам. А ведь некоторые из этих стран ратифицировали Межамериканскую конвенцию но правам человека, взяв, таким образом, обязательство соблюдать закрепленные в ней права и свободы человека.

Наши рекомендации