Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Обеспечению безопасности МИД России, его центрального аппарата, где сосредоточен практически весь информационный ресурс в области внешней политики, а также в значительной степени в области экономики, науки и обороны, придается такое же значение, как и защите российских представительств за рубежом.
Несмотря на то, что фактор своей территории несколько снижает возможности иностранных спецслужб и террористических организаций, тем не менее, перечисленные угрозы по отношению к нашим представительствам за рубежом практически в полной мере относятся и к МИД, и его учреждениям на территории самой России. Исходя из этого, государством разрабатываются и осуществляются комплексные мероприятия по обеспечению безопасности людей, зданий и объектов министерства.
При ремонте и реконструкции зданий, строительстве новых объектов выдерживаются все необходимые требования по их защите, предусматривающие возможность циркуляции конфиденциальной, секретной и совершенно секретной информации.
В старых зданиях МИД, построенных без учета требований безопасности и не прошедших ремонт, мероприятия по защите осуществляются, в основном, организационными мерами:
1. Прежде всего обращается внимание на организацию системы пропускного и внутриобъектового режимов. Охрана и контрольно-пропускная служба МИД осуществляется подразделением МВД под контролем Департамента безопасности министерства. Охрана зданий обеспечивается путем патрулирования по их внешнему периметру и периодического обхода в нерабочее время внутри зданий основных служебных зон с целью проверки целостности замков и слепков печатей на дверях служебных помещений. Проход сотрудников министерства в задания осуществляется по пропускным документам. Приглашенные и другие посетители проходят по разовым пропускам и сопровождаются сотрудником соответствующего подразделения министерства. Встречи и беседы с посетителями проводятся в специально оборудованных помещениях или, в зависимости от ранга посетителя, в кабинетах руководителей подразделений.
2. В целях повышения эффективности охранной системы принимаются меры по улучшению ее технической оснащенности. В подъездах основных зданий министерства установлены рамки металлообнаружителей. При реконструкции зданий предусмотрено поэтапное развертывание автоматизированной интегральной системы, обеспечивающей заданный уровень безопасности, в том числе надежную защиту от проникновения в здания нарушителей, реализацию установленного режима доступа, дистанционное наблюдение в охраняемой зоне, информирование о попытках несанкционированных действий.
3. Одной из важных сторон работы по обеспечению информационной безопасности является обеспечение высокого качества секретного делопроизводства министерства. Работа с документами и деловыми (служебными) бумагами — важнейшая обязанность дипломатических сотрудников разного уровня. Без документов дипломатическая служба не существует. Как правило, эти документы подразделяются на несекретные (открытого характера) и документы с ограниченным доступом: со специальной пометкой «Для служебного пользования» (конфиденциальная информация) и содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне (секретная и совершенно секретная информация).
Основная техническая работа с документами осуществляется сотрудниками соответствующих канцелярий, большая часть которых являются выпускниками Колледжа МИД России. На них возложены задачи своевременного доведения до сотрудников подразделений документов и необходимый контроль правильности обращения с этими документами в соответствии с требованиями обеспечения информационной безопасности.
В последнее десятилетие значительно обновилась оргтехника: все подразделения министерства и российские загранпредставительства оснащены персональными компьютерами (ПЭВМ), телекоммуникационными системами, факсимильной связью, копировальными машинами, что существенно облегчает работу с документами. Разработаны и постоянно обновляются специальные программы для ПЭВМ, которые позволяют совершенствовать учет, контроль и прохождение документов через канцелярию, классифицировать и передавать материалы на архивное хранение. Вместе с тем все это требует постоянного повышения квалификации сотрудников, их воспитания в духе высокой ответственности и добросовестного отношения к работе с документами в плане их сохранности и защиты содержащейся в них информации.
Работа с документами, в том числе с использованием технических средств, регламентируется соответствующими общегосударственными и ведомственными нормативными актами по защите государственной тайны и информационной безопасности. Их твердое знание помогает дипломатическим служащим правильно ориентироваться в огромном потоке документов, квалифицированно и грамотно оформлять документы.
Используя технические средства, исполнитель документа должен твердо знать степень защищенности техники и разрешенный уровень секретности обрабатываемой на них информации, и помнить, что персональную ответственность за защиту информации несет лично он.
В настоящее время МИД уделяет особое внимание проблеме информационно-психологической безопасности дипломатической службы, защите дипломатических работников от негативного информационно-психологического воздействия извне. От решения этой задачи во многом зависит безопасность дипломатической службы и даже национальная безопасность России в целом.
Этот аспект безопасности приобрел особую остроту в последние десятилетия в связи с технологическим прорывом в области компьютерной техники и средств телекоммуникации, формированием на их основе мирового информационного пространства. Информация, как справедливо утверждают многие аналитики, стала править миром.
Информационная инфраструктура и информационные ресурсы во все большей степени стали ареной межгосударственной борьбы за достижение стратегических и тактических политических целей. Объектом этой борьбы является сознание людей. Она основана на возможности управления и манипулирования общественным сознанием, подчинения воли человека, изменении общественного сознания, когда массы людей живут не в реальном мире, а в мире иллюзий, создаваемых и привносимых извне.
Отсюда вывод: психологическая безопасность — это такое состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное.Только в психологически безопасном пространстве создаются реальные возможности для разумного удовлетворения естественных, социальных и духовных потребностей человека, формируются прочные основания для уверенности в будущем.
Это хорошо понимает наш политический и идеологический оппонент. В результате экспансии со стороны других стран, направленной на внедрение в индивидуальное и групповое сознание российских граждан чужих нравственных норм, агрессивную пропаганду образцов массовой культуры, основанных на культе насилия и жесткости, происходит размывание духовной базы российского общества. Слова М.Ю.Лермонтова, адресованные убийце А.С.Пушкина: «смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы» — сегодня звучат особенно современно и в полной мере могут быть отнесены ко многим политическим деятелям, ученым, а также средствам массовой информации. Что же касается пушкинского: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет», — то можно быть твердо уверенными, что ими эти слова великого поэта будут расценены как проявление узколобости и национализма.
Психологические атаки могут и часто оказывают существенное негативное влияние на дипломатических служащих, работающих с секретными сведениями. Чаще всего это выражается в потере бдительности, снижении самоконтроля и т.п. Учитывая исключительную важность этого фактора буквально для всех структур МИД, министерством запланирован ряд научных проектов и практических шагов (при участии Института психологии РАН), направленных на повышение психологической устойчивости сотрудников Центрального аппарата и загранпредставительств к внешним и внутренним угрозам. В министерстве понимают, что даже люди, добровольно взявшие на себя обязательства на нераспространение доверенных им сведений, нуждаются в добротных научных рекомендациях по обеспечению личной бдительности и самоконтроля.
Вместе с тем необходимо, не дожидаясь завершения указанных работ, руководителям структурных подразделений, подведомственных организаций, представительств МИД в субъектах Федерации и загранучреждений систематически проводить среди своих сотрудников соответствующую воспитательную и разъяснительную работу по всем важным и сложным вопросам обеспечения безопасности дипломатической службы. Особенно в области физической и инженерно-технической защиты, защиты своих компьютерных сетей.
Итак, можно сделать следующий общий вывод: несмотря на технический и гуманитарный прогресс, проблемы обеспечения безопасности дипломатической службы не только не потеряли своей актуальности, но в каком-то смысле наоборот их актуальность возросла. Профессия дипломата не стала менее опасной, а глобализация терроризма поставила ее перед лицом многих новых угроз. Технический прогресс многократно увеличил угрозы в области информационной безопасности, в результате работа по защите государственной тайны стала более сложной и ответственной. Мало того, в обозримом будущем снижения напряженности в работе по обеспечению безопасности дипломатической работы ожидать не приходится.
Контрольные вопросы
1. Основные требования к обеспечению защиты здания представительства и территории, на которой оно расположено.
2. Мероприятия по защите мебели и оборудования, устанавливаемых в служебной зоне представительства.
3. Какие организационно-технические мероприятия проводятся в структурах МИД с целью защиты средств вычислительной техники?
4. Какой порядок подключения к сети Интернет существует в системе дипломатической службы?
5. Мероприятия по предупреждению действий террористов, направленных против диппредставительств.
6. Мероприятия по обеспечению безопасности Центрального аппарата МИД России (защита зданий и помещений; пропускной режим, система охраны; порядок работы с документами; защита средств информатизации и связи).
7. Основные направления формирования информационно-психологической устойчивости сотрудников Министерства иностранных дел к внешним и внутренним угрозам.
Литература
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 24. Ст. 170.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № 1895.
3. Сводный закон «О дипломатической безопасности и борьбе с терроризмом». Принят Конгрессом США 27 августа 1986 г.
4. Выгодский СЮ. У истоков советской дипломатии. М., 1965.
5. Левин Д.Б. Дипломатия, ее сущность, методы и формы. М., 1962.
6. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая война). М., 2000.
7. Ранних А.А. Миллениум и безопасность дипломатической службы. Вызовы времени. М., 2000.
8. Селянинов О.П. Практика дипломатических сношений государств. М., 1999.
9. Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. М., 1985.
10. Юзефович Л.А. Как в посольских обычаях ведется. М., 1988.
Раздел IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ,
СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Люди, особенно занимающие руководящие должности, как известно, определяют успех любого дела. В полной мере это касается кадров внешнеполитического ведомства. От профессионализма, деловых и нравственных качеств политиков и работников аппарата, их умения действовать последовательно и конструктивно в конечном итоге зависит как страна пройдет нелегкий путь «синтеза советского наследия, возрождаемых русских дипломатических традиций и принципиально новых подходов, диктуемых кардинальными изменениями в стране и на международной арене»[129].
Все зависит от нашей способности грамотно распорядиться интеллектуально-кадровым потенциалом дипломатической службы, выбрать правильные приоритеты работы с персоналом, выстроить здоровые служебные отношения и обеспечить надлежащие условия для высококачественного труда каждого работника департамента, посольства, консульства или представительства.
Глава 4.1.