ВТОРНИК Краткое правление царя Иехонии в Иудее
І 4 Цар. 24:8-14 – «8 Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Нехушта, дочь Елнафана, из Иерусалима. 9 И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его. 10 В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде. 11 И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его. 12 И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, - и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования. 13 И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем; 14 и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, - десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли»
ІІ 1. Что мы знаем о правлении царя Иехонии?
а) Иехония (поставленный Богом), сын Иоакима. Царствовал всего 3 месяца и 10 дней (4Цар. 24.8). Иехония вступил на престол в разгар восстания против Вавилонии в возрасте 18 лет.
б) он был ставленником Навуходоносора;
в) не успел Навуходоносор далеко отойти от Иерусалима, как Иехония начал строить заговор протв него.
2. Как Навуходоносор отреагировал на измену?
Навуходоносор выслал его вместе с матерью, семьей, приближенными, рабами и 10 тысячами еврейских пленников — воинов и ремесленников — в Вавилонию. Иехония четырежды упоминается в вавилонских дворцовых записях о ежемесячной выдаче пропитания. В этих записях он именуется «царем Иудеи», что свидетельствует о том, что он считался пленным правителем. (Иер. 52:31-34 – «31 В тридцать седьмой год после переселения Иоакима, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать пятый день месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год царствования своего, возвысил Иоакима, царя Иудейского, и вывел его из темничного дома. 32 И беседовал с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; 33 и переменил темничные одежды его, и он всегда у него обедал во все дни жизни своей. 34 И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя изо дня в день до дня смерти его, во все дни жизни его»). Иехония томился в заключении 37 лет, затем был освобожден и ему было предоставлено почетное положение при дворе. Скончался в Вавилоне.
ІІІ Если Иехония был предателем Вавилона, то почему ему была оказана такая милость?
а) Бог любит миловать;
б) Бог таким образом смирял и учил царя;
в) Бог формировал из семьи Иехонии Свой остаток.
Семья Иехонии возглавляла общину еврейских изгнанников в Вавилонии, а его потомки были во главе тех, кто с разрешения персидского царя Кира вернулся на родину в 538 г. до н. э.
IV Вспомните случаи, когда Бог проявлял милость к вам? Приятнее ли принимать милость или миловать?
V Мих. 7:18 – «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать»
СРЕДА В конце тупика
II 1. Кто был последним царём Иудеи? 2Пар.36:11-14 – «11 Двадцати одного года [был] Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме, 12 и делал он неугодное в очах Господа Бога своего. Он не смирился пред Иеремиею пророком, [пророчествовавшим] от уст Господних, 13 и отложился от царя Навуходоносора, взявшего клятву с него [именем] Бога, - и сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу Израилеву. 14 Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме.»
а) Седекия (Матфания) – третий сын царя Иосии (1Пар.3.15), дядя Иехонии. Навуходоносор изменил ему имя с Матфания («дар Божий») на Седекия («Господь — моя праведность»).
2. Чем характеризовалось его правление?
а) подражал всем мерзостям языческим, делал неугодное в очах Божьих;
б) Израильский писатель А. Топаллер пишет о царе: "Седекия был человеком, не предназначенным для венца. Да он никогда и не собирался быть царем. Его доброта обернулась на троне преступным попустительством; мягкость, неумение отстоять свою точку зрения - беспринципностью, переходящей в предательство; честность - робостью, нерешительностью; ум - источником рефлексий, самобичевания. Он был хорошим человеком, но плохим царем. Его не уважали, не боялись, не любили, его терпели. Он был даже удобен для многих честолюбивых, но не очень чистоплотных людей, заполнивших царский дворец";
в) в последствии он стал предателем и был жестоко наказан Навуходносором.
3. С каким вопросом Седекия посылал слуг к Иеремии в конце своего правления?Иер. 38:14-18 – «14 Тогда царь Седекия послал и призвал Иеремию пророка к себе, при третьем входе в дом Господень, и сказал царь Иеремии: я у тебя спрошу нечто; не скрой от меня ничего. 15 И сказал Иеремия Седекии: если я открою тебе, не предашь ли ты меня смерти? и если дам тебе совет, ты не послушаешь меня. 16 И клялся царь Седекия Иеремии тайно, говоря: жив Господь, Который сотворил нам душу сию, не предам тебя смерти и не отдам в руки этих людей, которые ищут души твоей. 17 Тогда Иеремия сказал Седекии: так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой; 18 а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их»
III Почему Седекия ищет совета у Иеремии, если всё равно не слушает пророка?
а) искал выход из сложившейся ситуации, но с ответом Бога не согласился ;
б) ожидал услышать что-то, что ему было бы приятно;
в) боялся поступить вопреки своим советникам (бездуховность, слабохарактерность).
Если Иехонию царь Вавилонский помиловал за предательство, то почему Седекию – нет?
а) Седекия присягнул на верность царю Вавилонскому (чего не делал Иехония), поэтому расправа была жестокой и неминуемой;
б) Седекия ослушался совета пророка Божия, хотя был предупреждён о своей участи в случае непослушания.
IV Мера беззаконий Иудеи во времена Седекии достигла предела. Что можем сделать мы, чтоб не оказаться на краю духовной пропасти?
Как найти выход из тупиковой ситуации?
V Прит. 3:11,12 – «11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему»
ЧЕТВЕРГ Остаток
II 1. Какова дальнейшая история Иудеи и Иерусалима, которые не вняли Божьим словам? Иер. 39:8,9 – «8 Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем, и стены Иерусалима разрушили. 9 А остаток народа, остававшийся в городе, и перебежчиков, которые перешли к нему, и прочий оставшийся народ Навузардан, начальник телохранителей, переселил в Вавилон»
2. Что обещает Господь избранному народу? Иер. 23:2-8 – «2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. 3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. 4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. 5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!" 7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", 8 но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей»
И Бог сдержал Своё слово, сохранив остаток в Вавилоне: Иез. 12:16 – «Но небольшое число их Я сохраню от меча, голода и язвы, чтобы они рассказали у народов, к которым пойдут, о всех своих мерзостях; и узнают, что Я Господь»
III Если после всех призывов пророка народ не раскаялся и был наказан Богом, то почему Господь даёт такое обетование?
Если нет исправления, то почему дано обетование?
а) Бог верен Своему Слову – Он обещал, что из этого народа выйдет Мессия;
б) они должны были научиться послушанию и благоговению в Вавилоне;
в) Бог формировал остаток Своего народа: те, кто бунтовал должны были пожать плоды своего отступничества, а раскаявшиеся станут наследниками обетования;
г) Бог действует и возвращает Свой народ любовью.
IV Как характеристика дана Остатку? Откр. 14:12 – «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса». Каким образом и мы сможем принадлежать к Божьему Остатку?
V Ис. 10:20 – «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно»
Вывод:Бог взыскивает с государственных и духовных руководителей за те бедствия, которые они навлекают на своих подданных из за своего корыстолюбия, самодурства и халатности. Но с другой стороны Бог утверждает, что бедствие постигшее Его народ было не случайным, но ниспослано свыше для вразумления и исправления. Бог обещает спасти Свой народ, вывести из буквального и духовного плена. Благой вестью для нас является та истина, что Сам Бог – Иисус Христос является нашим Вечным Царем, который правит мудро и милостиво. Он совершит окончательное спасение Своего народа.