Создание Румынского государства 3 страница
Таким образом, программа либералов отражала главным образом интересы буржуазии, их стремление обеспечить дальнейшие реформы для развития страны по капиталистическому пути. Соглашение между различными группировками либералов, заключенное в 1867 г. в отеле «Конкордия», являлось первой, хотя и йезавер-шенной попыткой создания либеральной партии в Румынии143. В результате в парламенте большинство получили либералы, начавшие открыто действовать против правительства И. Гики, которому при голосовании бюджета был выражен вотум недоверия, и он был вынужден уйти в отставку. 1 марта 1867 г. к власти пришло либеральное правительство во главе с К. А. Крецулеску 14\ На этот раз парламентский режим был соблюден.
Представители буржуазии и либеральных помещиков твердо усвоили, что крестьяне выступали не только против феодальных повинностей, а требовали землю, которая была в руках помещиков и части буржуазии; городские массы также настаивали на улучшении своего положения. Поэтому на второй же день после прихода к власти либералов министр внутренних дел И. К. Брэтиану направил префектам уездов циркуляр, в котором предлагалось'ввести в действие принятый еще во время правительства И. Гики закон о сельскохозяйственных «договорах» помещиков с крестьянами145. Более того, в марте 1867 г. войска разогнали крестьян, требовавших землю согласно аграрному закону 1864 г. Ввиду того, что крестьяне продолжали сопротивляться помещикам, правительство либералов вновь направило в начале апреля 1867 г. циркуляр, в котором предлагалось строго соблюдать закон о сельскохозяйственных договорах и принять меры для прекращения «грабежей» в деревне. Через год палата депутатов издала закон о сельской полиции. Был принят также закон, обязывающий всех глав семейств участвовать в строительстве шоссейных дорог три дня либо платить денежную компенсацию 146. Многочисленные злоупотребления со стороны коммунальной и уездной администрации еще больше отягощали положение крестьян, рабочих и мелкой буржуазии. По существу правительство либералов защищало в такой же мере интересы крупных землевладельцев и обуржуазившихся помещиков, как и кабинет консерваторов. Но в первую очередь кабинет либералов защищал интересы собственной национальной буржуазии 147.
Идя навстречу потребностям капиталистического развития, кабинет либералов-радикалов принял определенные меры по развитию капиталистической экономики: строительству шоссейных дорог, порта на Черном море; отдал английским и прусским капиталистам концессию на строительство сети железных дорог, которые должны были связать все наиболее значительные экономические и политические центры страны между собой и с дунайскими портами.
а также с другими странами 148, принял закон о новой монетной системе, которая усиливала позиции румынской буржуазии 149. Вместе с тем правительство выполняло и функцию регулирования внутриклассовых отношений. В Молдове усилилось сепаратистское движение, вызванное отказом сената утвердить решение палаты депутатов о переводе Кассационного суда из Бухареста в Яссы. 5(17) июля 1867 г. группа консерваторов во главе с Григорием Балшем, находившаяся в оппозиции к правительству либералов, созвала в Романе собрание молдавских депутатов и сенаторов. Угроза расправы со стороны правительства, однако, заставила сепаратистов отказаться от своих акций. В Олтении также имели место выступления против либерального правительства. В Крайове группа офицеров во главе с двумя полковниками и двое судей выступили в защиту отданного кабинетом либералов под суд фаворита А. Кузы Чезара Либрехта. Все они в наказание были уволены в отставку.
Обострялась и внутриклассовая борьба либеральной буржуазии с помещиками-консерваторами. Последние создали организацию «Жуна дряптэ» и стали выпускать газету «Терра», в которой подвергали жестокой критике правление либералов. Пытаясь свергнуть пришедший в августе 1867 г. к власти кабинет либералов во главе с Штефаном Голеску, консерваторы выразили ему 31 октября 1867 г. вотум недоверия, заявляя, что после отставки К. А. Крецулеску. правительство Шт. Голеску является незаконным. В ответ правительство распустило Законодательный корпус 150.
Стремясь укрепиться у власти и ослабить своих соперников-консерваторов, либералы-радикалы в свою очередь внесли в Законодательное собрание проект изменения избирательной системы, предлагая аннулировать^ голосование в сенат в округах, насчитывающих менее 25 избирателей. Поскольку все избирательные округа были меньше указанного числа избирателей, то это предложение по сути означало бы ликвидацию сената и полное политическое поражение консерваторов 151.
Пытаясь укрепить оборону страны, либералы летом 1868 г. добились принятия закона о реорганизации румынской армии по прусскому образцу, включавшей в себя, помимо постоянной армии, граничар и доробанцев, городскую гвардию, а также милицию, 6 которую входили крестьяне и городские низы. Большое внимание уделялось оснащению армии современным оружием и снаряжением. Вместе с тем к формированию милиции кабинет министров приступал весьма робко, поскольку правящие классы боялись дать оружие в руки народных масс 152.
Внешнеполитические задачи Румынского государства побуждали либеральный кабинет принимать участие в национально-освобо^ дительном движении балканских стран против Османской империи. С этой целью правительство либералов вело переговоры с Грецией и Черногорией и заключило с Сербией договор о Дружбе и взаимопомощи 153. Кроме того, кабинет либералов сквозь пальцы смотрел на формирование вооруженных отрядов болгар на терри- тории Румынии 15\ Все это вызвало недовольство Англии, Австро-Венгрии и Франции, которые выступали за сохранение статус-кво на Балканах. Они требовали устранения кабинета либералов 155.
После подписания с прусским капиталистом Шгрусбергом концессии на строительство железной дороги Роман-—Галац—Бухарест—Вырчорова и Бисмарк счел, что либералы-радикалы выполнили свою роль, и советовал Карлу заменить их более умеренной партией 156. 'Князь, в свою очередь, опасался, что радикалы будут стремиться ограничить его прерогативы. Действительно, министры радикалы не очень считались с Карлом 157. Давление консерваторов способствовало падению кабинета либералов-радикалов. Но главную роль в данном случае имел все же внешний фактор. В письме к своему отцу Карл признавал, что радикалы были устранены от власти в результате «внешних обстоятельств»158.
Именно вмешательство извне и привело к тому парадоксальному случаю, когда либералы-радикалы, имея большинство в парламенте, были вынуждены уступить место коалиционному правительству умеренного консерватора Димитрия Гики и умеренного либерала Михаила Когэлничану 159. Вхождение последнего в правительство устраивало не только либералов, но и в какой-то мере Карла, который надеялся таким образом привлечь на свою сторону жителей Молдовы, где еще было много сепаратистов. К тому же создание кабинета, в котором имелись условия для возникновения противоречий, было только на руку Карлу, поскольку позволяло, используя эти противоречия, навязать свою волю обеим группировкам. Но радикалы не намерены были сдаваться. Имея широкую сеть своих организаций и многочисленных сторонников в парламенте, они вели себя как «вторая власть в государстве». Они действовали не только при помощи палаты депутатов, Ъ которой имели большинство, но и использовали «народные манифестации», призывая «улицу выйти на политическую арену»160. Между тем ^вмешательство прусского генерального консула в Бухаресте Кейсер-линга заставило Карла отказаться от сохранения ъ Законодательном собрании либералов-радикалов ш.
Правительство Д. Гики и М. Когэлничану пришло к власти в сложное время, когда внутренние и внешние условия ^диктовали умеренную и осторожную политику. В области внешней политики правительство объявило о своей преданности Порте и обещало сохранять «самый строгий нейтралитет» по отношению ко всем гарантирующим державам и поддерживать хорошие взаимоотношения с соседними державами» 162. Не имея большинства в парламенте, встречая упорное сопротивление правых консерваторов, правительство не могло выдвинуть какой-либо новой программы в области внутренней политики. Оно объявило, что будет придерживаться конституции 1866 г. и существующих законов.
Вместе с тем правительство Д. Гики усилило репрессии против трудящихся. В 1869 г. по приказу префекта уезда Арджеш солдаты устроили избиение восставших крестьян в одном из сел. Крестьян- ские волнения были подавлены в ряде других уездов. Имела место забастовка рабочих на строительстве железной дороги Бухарест — Джурджу. В том же году состоялась стачка рабочих в уезде Роман, подавленная полицией 163.
После прихода к власти правительства Д. Гики — М. Когэлничану внутриклассовая борьба между помещиками-консерваторами и буржуазными либералами еще более обострилась. Добиваясь роспуска палаты депутатов, в которой либералы-радикалы имели большинство, правительство Дмитрия Гики демонстративно подало 24 января 1869 г. в отставку. Под давлением держав 164 Карл Гогенцоллерн, который все больше склонялся к поддержке консерваторов и умеренных либералов, отказался принять отставку Д. Гики и распустил палату депутатов165. Эта акция была принята с удовлетворением в столицах великих держав. Как мы уже убедились, не только судьба румынского правительства, но и парламента во многом зависела от внешнего фактора 166. Выборы новой палаты депутатов в марте 1869 г. прошли в очень напряженной обстановке. В Плоештах "избирательные комитеты были разогнаны гарнизонной гвардией^ в связи с чем она была по приказу правительства разоружена. Столкновения имели место в Бухаресте, Крайове и Плоештах. Кабинету Д. Гики — М. Когэлничану удалось обеспечить избрание своих сторонников в палату депутатов 167. Радикалы потерпели поражение, получив лишь десять мест в палате депутатов. Был распущен и сенат, где либералы также имели большое число представителей.
Действия правительства и оппозиции консерваторов вызвали бурные протесты радикалов. Правительство обвинялось в нарушении конституции и права парламентской инициативы. В прессе также была развернута антиправительственная агитация с целью устранения кабинета. Однако Д. Гика, поддерживаемый консерваторами и фракционистами и, конечно, Карлом Гогенцоллерном, предложил оппозиции прекратить «бесполезные дискуссии», в противном случае угрожал принять другие, более эффективные меры 168.
В ответ И. К- Брэтиану грозил, что депутаты либералы-радикалы откажут в поддержке правительству 1ба. Более того, радикалы во главе с К. А. Росетти и И. К. Брэтиану пытались организовать конспиративную акцию с целью устранения Карла от власти 170. Однако в начале 1869 г. в результате совместного наступления правительства Д. Гики — М. Когэлничану, консервативных группировок, поддерживаемых Карлом Гогенцоллерном, а также давления дипломатов великих держав позиции радикалов значительно ослабли. Усиление позиций сторонников М. Когэлничану толкнуло его на попытку проведения либеральных реформ. Воспользовавшись благоприятными обстоятельствами после победы на выборах в марте 1869 г., он стремился полностью провести в жизнь аграрную реформу 1864 г., изменить сельскохозяйственные законы, демократизировать конституцию, реорганизовать администрацию, добиться неприкосновенности судей171. Однако помещики-консер- ваторы мешали такого рода попытка^, а М- Когэлничану — инициатора государственного переворота 2(14) мая 1864 г. и аграрной реформы — считали особенно опасным для экономических и политических интересов помещиков *72. Стремясь удовлетворить фракцию независимых, М. Когэлничану направил префектам циркуляр, в котором требовал принятия мер против иностранной еврейской буржуазии 173. Было запрещен^ также образование болгарских вооруженных отрядов. Видный деятель польской эмиграции В. Дунин был изгнан из страны в результате требования царского правительства т.
С весны 1868 г. начались конспиративные действия радикалов против Карла, которые пытались заручиться поддержкой Наполеона III. Но французский император при всей, своей антипрусской политике не намеревался допустить нового государственного переворота в Румынии и поэтому поддерживал коалиционное правительство консерваторов и умеренных либералов175. Это, однако, не обескуражило радикалов. К концу 1869 — началу 1870 г. они подготовили широкий заговор, котсррый охватил почти всю страну.
Между тем позиции правительстве Д. Гики —М. Когэлничану все больше ослабевали. Широкое недовольство в стране вызвало предоставление концессии прусскому капиталисту Штрусбергу на строительство железной дороги. Межд^У концессионерами и помещиками, на землях которых предполагалось строительство железной дороги, возникли конфликты из-за заниженных выкупных цен на землю, которые предлагало правительство, поддерживавшее прусских предпринимателей.
Взрыв возмущения в парламенте и стране вызвало предложение министра юстиции В. Боереску о назначении ежегодной ренты в 300 тыс. лей супруге Карла — княгине Елизабете176. Между М. Когэлничану и В. Боереску возникли противоречия. В январе 1870 г. М. Когэлничану подал в отставку. Вскоре под давлением палаты и Д. Гика был вынужден уйтли в отставку. И тогда Карл впервые решился, как он сам выразился, «актом собственной власти» поручить сформировать правительство А. Г. Голеску, который в этот период возглавил коалицию ггравых и представителей центристов из консерваторов. Против нового кабинета выступили не только радикалы, но даже Д. Гика и* М. Когэлничану. Последний гневно заявил, что А. Г. Голеску «б;удет последним министром принца Карла. Эту династию не следует больше поддерживать». Д. Гика предупреждал Карла, что сгфана находится накануне катастрофы, поскольку «заговор против* существующего правительства столь распространен и развивается столь активно, что момент взрыва близок». По мнению Д. Гики, на стороне заговорщиков была полиция столицы, национальная гвардия и служащие префектуры Ильфов. Остальные уезды, находящиеся в аналогичном положении, намерены вскоре поднять «зн амя восстания» 177. Как показали дальнейшие события, Д. Гика& явн° сгущал краски, но ан-тикарлистские настроения в стране на.растали.
Под давлением консерваторов группа радикалов вышла 7 февраля 1870 г. из парламента в знак протеста против «антиконституционного» назначения премьером А. Г. Голеску. При этом радикалы обещали «сыграть комедию, которая кончится кровавой трагедией на улицах» 178. Враждебным актом по отношению к Карлу было и повторное избрание Александра Кузы в двух уездах депутатом парламента 179. Положение становилось довольно серьезным. Испуганный этими событиями, Карл по совету Бисмарка стал до* биваться'от парламента увеличения военных ассигнований, хотя бюджет и без того имел значительный дефицит в 17 млн. лей. Стремясь усилить свои позиции, князь начал часто навещать казармы Бухареста, устраивать ужины с офицерами, чтобы узнать настроения в войсках и заручиться поддержкой высших чинов армии. Весной 1870 г. усилились выступления против прусских концессионеров, охватывавшие все более широкие слои буржуазии, недовольной прусскими конкурентами. Чувствуя приближение грозы и понимая, что бесцветное правительство А. Г. Голеску не сможет справиться с трудностями, Карл по совету своего отца поручил формирование правительства М. Костаке-Епуряну180, типичному представителю буржуазно-помещичьей коалиции. Остальные члены правительства также были консерваторами. Кабинет Епуряну был совершенно непопулярным. Спустя несколько дней после его назначения на муниципальных выборах в Бухаресте были избраны только кандидаты либерал-радикальной оппозиции181.
В этот же период делается попытка объединения всех либеральных группировок в борьбе сконсерваторами, что еще больше усилило бы их сопротивление правительству182. Правительству пришлось вновь распустить палату депутатов. Во время новых выборов в мае 1870 г. в Бухаресте и Питештах произошли волнения. В Пи-тештах были выведены против демонстрантов войска 183. В результате злоупотреблений на выборах правительству удалось получить незначительное большинство.
Франко-прусская война 1870 г. еще больше обострила антикар-листские настроения. В этих условиях возник заговор радикалов с целью свержения Карла, в ряде городов готовились восстания. Одно из них вспыхнуло прежде назначенного срока, 7 августа 1870 г. в Плоештах. Местные власти были арестованы. Повстанцы заняли префектуру, примарию (мэрию), почту, телеграф. Были освобождены из тюрем политические заключенные. Руководитель восстания Александр Кандиану-Попеску провозгласил свержение Карла и образование нового правительства во главе с радикалами Н. Голеску и И. К. Брэтиану. Но восстание не имело четкой программы и, не получив поддержки в других городах, было легко подавлено правительственными войсками. Последовали аресты большого числа руководителей радикалов по всей стране, 41 человек был отдан под суд в Тырговиште, однако суд присяжных заседателей оправдал их. Местные власти отказались выполнить приказ об аресте К. А. Росетти, который вел агитацию за республику. В ответном адресе палаты депутатов на речь Карла подчеркивалось, что «лучшим способом избежать подобных инцидентов было удовлетворение требований народа и уважение законов. Это была форменная антидинастическая демонстрация 184.
Во второй половине 1870 г. движение против Карла продолжало усиливаться. Создавалась новая коалиция группировок либералов, недовольных существующим положением 185. 14 декабря 1870 г. палата депутатов выразила недоверие правительству М. Костаке-Епуряну, которое поддерживало прусского акционера Штрусберга. После падения кабинета консерваторов во главе с Епуряну положение Карла стало критическим. По требованию парламента он был вынужден назначить премьером Иона Гику, опиравшегося на небольшое число своих сторонников — умеренных либералов и поддерживаемого в тот период довольно многочисленными радикалами и фракционистами. Придя к власти, Ион Гика объявил, что его правительство будет «конституционным и парламентарным». На руководящие посты в государственном аппарате, армии и префектуре полиции были назначены либералы-радикалы. С целью восстановления коалиции группировок либералов был создан комитет конституционных свобод, который выступал за выдвижение единой кандидатуры либералов в каждой избирательной коллегии 186.
В условиях брожения и прямых антидинастических выступлений в Плоештах и Тырговиште, отчаявшись в возможности установления авторитарного правления при помощи внутренних сил, Карл решил обратиться к гарантирующим державам. 26 ноября (8 декабря) 1870 г. суверенам Англии, Австрии, Италии, Пруссии и России он направил письмо, в котором сообщал, что не может обуздать политические страсти и просит обсудить на Лондонской конференции возможность изменения политического режима Румынии и установления в ней авторитарного правления. В письме предлагалось образовать Государственный совет с широкими правами, уменьшить прерогативы палаты депутатов, ограничить избирательные права и свободы прессы, ликвидировать гражданскую гвардию 187.
Обращаясь к монархам с просьбой принять решение об изменении румынской конституции, Карл убеждал их, что смена политического режима необходима для исключения нежелательных осложнений не только в Румынии, но и во всей Центральной и Юго-Восточной Европе. Но когда Карл в январе 1871 г. сообщил И. Гике содержание этого письма, премьер-министр, по словам русского генерального консула в Бухаресте Г. Г. Оффенберга, прямо заявил князю, что «если встанет вопрос о выборе между князем и конституцией, страна предпочтет конституцию». А депутат Н. Бла-ренберг квалифицировал письмо Карла как «акт высочайшего предательства». 19 января 1871 г. в Бухаресте был избран новый муниципальный совет из либералов, что являлось еще одним доказательством враждебного отношения буржуазии к Карлу. В следующем месяце палата депутатов приняла решение отдать под суд концессионера Штрусберга и правительственного комиссара Амброса^ что также было ударом по Карлу.
В целом можно считать, что этап, охватывающий 1866—1871 гг., характеризовался диктатурой буржуазно-помещичьей коалиции. Вместе с тем это был период нараставшей внутриклассовой борьбы усиливавшейся буржуазии с ослабленными после аграрной реформы 1864 г. и других буржуазных реформ крупными землевладельцами. Новое соотношение классовых сил, порожденное растущим сопротивлением народных масс, а также противоречиями между буржуазией и помещиками привело к политической нестабильности и постоянным.сменам правительств и парламентов. За 5 лет — с 1866 по 1871 гг. — сменились 10 кабинетов и 30 министров. Шесть раз распускались законодательные собрания, не сумев ни разу прозаседать весь положенный им срок.
Определенную роль сыграл и тот факт, что парламентарный режим не имел прочных традиций, еще не были оформлены политические партии, шла упорная борьба между различными группировками и фракциями консерваторов и либералов. Политическая нестабильность, усилившая слабость нового государства, сделала возможным постоянное вмешательство держав в дела Румынии, что зачастую оказывало решающее влияние на формирование правительств и на политическое положение в стране. Власть Карла Гогенцоллерна в этот период была весьма слабой, его положение очень непрочным.
В начале марта 1871 г. антидинастическая борьба достигла апогея. Группа румынской молодежи, состоявшая из рабочих, ремесленников, студентов, учеников и торговцев, организовала антипрусскую и антидинастическую манифестацию у здания, где Карл демонстративно устроил банкет в честь дня рождения прусского короля Вильгельма. Демонстранты забросали камнями здание, где проходил банкет, заполнили вскоре центральные улицы и потребовали отстранения Карла от власти. Полицейские оказались бессильными справиться с демонстрантами, их пришлось разгонять войскам. Эти события, а также весть о Парижской Коммуне убедили консерваторов в необходимости объединить свои силы вокруг князя, чтобы организовать сильное правительство. Напуганная выступлениями народных масс, буржуазия также отступила. Немалую роль сыграло и поражение Франции в войне 1870—1871 гг., которое усилило позиции Гогенцоллернов вообще и представителя этой династии в Румынии — Карла, в частности. 12 марта 1871 г. приняло присягу консервативное правительство Ласкара Катард-жиу. Кабинет консерваторов сформулировал программу следующим образом: «Порядок и надежное исполнение законов внутри страны и добросовестное соблюдение трактатов с другими странами». Кабинет начал свою деятельность с того, чта ввел в стране осадное положение, стал расправляться с малейшим неповиновением масс и пресекать даже оппозицию радикалов. Л. Катарджиу заявил, что не позволит, чтобы «улица делала законы». Таким образом, приход к власти правительства Л. Катарджиу означал сдвиг в соотношении политических сил господствующих классов — усиление позиций реакционных крупных землевладельцев в ущерб бур- жуазии. В результате изменилось и соотношение высших государственных институтов (за счет усиления позиций короны) и оформление той «неписанной конституции страны», т. е. того реакционного политического режима, на основе которого развивалась далее ее политическая жизнь 188.
Новый кабинет начал с того, что распустил муниципальный совет в Бухаресте, где большинство имели либералы. Под давлением кабинета Л. Катарджиу в новый состав муниципального совета столицы не был избран ни один представитель либеральной оппозиции 189. Поскольку палата депутатов не утвердила финансовые . законы, представленные правительством, она была распущена. Этот антиконституционный акт был одобрен Бисмарком, который посоветовал Карлу остаться на своем посту. В Вене также поддержали Карла 190. Внешнее влияние вновь оказало воздействие на положение в стране.
В марте 1871 г. в канун выборов новой палаты депутатов группа ясских консерваторов во главе с Григорием Стурдзой выступила с петицией, в которой предлагалось изменить конституцию в реакционном духе, т. е. увеличить избирательный ценз, ввести смертную казнь, увеличить роль крупных землевладельцев в сельских коалициях, предоставить правительству право контроля над прессой, в частности, передавать редакторов под суд трибунала. Карл и кабинет консерваторов не решились пойти на эту меру, опасаясь угроз либералов поднять на борьбу против правительства народные массы (разумеется, эти угрозы были демагогическими). Они предпочли оставить прежнюю конституцию, нарушая ее на практике. Петиция Гр. Стурдзы даже не была зачитана в парламенте 19\ На выборах в мае 1871 г. консерваторы оказали сильное давление на избирателей. Им удалось расправиться с оппозицией и сфальсифицировать выборы. Поэтому в течение всего правления консерваторов парламент был «собранием фаворитов» и не отражал волю избирателей. При желании изменения политической ориентации Карл менял правительство, которое получало право роспуска парламента. Парламентский представительный режим становился фикцией, поскольку министры отвечали не перед Законодательным корпусом, а перед главой государства 192.
С целью подавления волнений народных масс был усилен репрессивный аппарат. По совету Бисмарка была образована немногочисленная, но хорошо обученная, вооруженная и дисциплинированная регулярная армия по прусскому образцу, которую легко можно было держать под строгим контролем. Особое внимание уделялось подготовке верных трону офицеров, поскольку Карл не мог забыть антидинастических выступлений офицеров в Плоешти и других городах. Устанавливался новый порядок присвоения офицерских званий, а также предусматривалась возможность их разжалования, увольнения в отставку. Значительно меньшую роль играла территориальная армия, состоявшая из пехотных и кавалерийских частей. Милиция была значительно сокращена, лишена во многом оружия и обмундирования.
Городская гвардия, представлявшая интересы буржуазии, бы^ ла реорганизована ив значительной мере сокращена (осталось всего 11 отрядов), поставлена под контроль военного министерства. Это вызвало новые волнения в Крайове, Плоештах, Бакэу. Отвечая на запрос в парламенте, военный министр И. Ем. Флореску выражал недоверие гражданской гвардии, утверждая, что она может сыграть ту же роль, что и гражданская гвардия в Парижской коммуне. Новый военный закон превращал армию в репрессивный орган. В этой связи особое внимание уделялось созданию жандармских и артиллерийских войск. В парламенте развернулась борьба по вопросу о военной реформе. М. Когэлничану, Д. Локустяну и другие поддерживали сохранение городской гвардии и выступали против подчинения ее военному министерству. Но Карл и правительство консерваторов сумели провести закон 1872 г. через парламент 193.
В январе 1873 г. министр внутренних дел Г. Костафору внес предложение предусмотреть в уголовном кодексе суровые меры для «крупных хладнокровных преступников, которые стремятся обмануть народ» и общество. С этой же целью предлагалось ограничить свободу печати и собраний 194. Даже жунимисты (умеренная консервативная группировка) выступили против нарушений конституции 195. Либералы вновь угрожали «обратиться к народу». Это заставило правительство снять свое предложение. Только упорное сопротивление либералов, поддержанных широкими общественными кругами, помешало осуществлению попыток правительства внести изменения в законодательство, ужесточить наказания и ограничить свободу печати и собраний.
Принятый в 1874 г. закон об уездах и коммунах укреплял централизованный бюрократический аппарат из префектов, субпрефектов и назначаемых, а не избираемых, как по закону 1864 г., прима-рей, которые под руководством министерства осуществляли систематическое организованное насилие в отношении народных масс196. Вместе с тем правительство Л. Катарджиу осуществило ряд мероприятий, способствовавших экономическому прогрессу страны. В 70-е годы было построено 1300 км железных дорог, реорганизована финансовая система страны, основывались банки.
Международная обстановка тоже способствовала изменениям государственного и политического режима Румынии. Усиление Германской империи привело к укреплению позиций ставленника Бисмарка— Карла Гогенцоллерна. Великие державы, в особенности члены Союза трех императоров, т. е. Германия, Австро-Венгрия и Россия, также поддерживали консервативный курс румынского князя. Все это способствовало установлению авторитарного режима Карла Гогенцоллерна и правительства Л. Катарджиу, усилению власти короны за счет парламента 197.
Этот период истории румынской государственности характеризовался также усилением репрессий против эксплуатируемых классов. Произошедшие в 1872—1876 гг. стачки рабочих табачной промышленности в Бухаресте, портовых рабочих Галаца, Джурджу и Браилы, строителей железных дорог Плоешты — Предял были разогнаны полицией198. В 1872 г. были внесены новые реакционные изменения в закон о сельскохозяйственных договорах, который разрешал использовать войска, чтобы заставить крестьян обрабатывать помещичью землю. Правительство отказалось продавать землю малоземельным крестьянам и крестьянам-молодоженам, не получившим обещанную по закону об аграрной реформе 1864 г. землю под предлогом, что принадлежащая государству земля уже заложена. Все запросы либералов в парламенте ничему не ломогли. Правительство консерваторов направило эти запросы в различные секции и подсекции, делало вид, что собирает сведения, составляет списки нуждающихся крестьян, но земли им не давало. Безземелье и малоземелье большинства крестьян, применение закона о сельскохозяйственных договорах, грабительская налоговая ■система, отсутствие кредита, притеснения сельской администрации, экономический кризис 1873 г. и неурожай 1874 г. — все это привело к усилению борьбы крестьян, заметно активизировавшейся в 1876 г. Но эти волнения безжалостно подавлялись администрацией 199.