Федеральная служба судебных приставов, система органов, основные положения
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
ФССП России создана на основании: Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов".
Функции и задачи ФССП
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Основными задачами ФССП России являются:
обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;
управление территориальными органами ФССП России.
ФССП России в пределах имеющейся компетенции:
обеспечивает установленный порядок деятельности судов;
осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
применяет меры принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа;
проводит оценку и учет арестованного и изъятого имущества;
организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
проводит розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);
участвует в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;
совершает иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
18 Министерство юстиции РФ: состав органов, основные задачи и функции
Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313).
Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:
исполнения уголовных наказаний;
регистрации некоммерческих организаций (включая отделения международных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации);
адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;
обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.
Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.
Основные задачи и функции Минюста России:
разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);
нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции РФ;
организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Пожалуй, самой емкой является первая из них — реализация государственной политики в сфере юстиции. Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности:
координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;
государственная регистрация в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, контроль за правильностью и своевременностью опубликования таких актов, а также представление Президенту РФ и Правительству РФ информации о качестве представляемых на регистрацию актов; ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре на территориальные органы Министерства возложено ведение региональных реестров адвокатов, своевременное представление их адвокатским палатам субъектов РФ и информирование о всех вносимых в эти реестры изменениях, участие в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат, занимающихся наделением лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, статусом адвокатов и разбирательством жалоб на действия адвокатов, принятие мер по лишению статуса адвокатов лиц, совершивших проступки, несовместимые с занятием адвокатской деятельностью.
Значительно шире функции этого министерства во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Оно вправе, в частности (см. п. 7 Положения о Министерстве юстиции):
наделять нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий;
контролировать исполнение ими профессиональных обязанностей;
организовывать выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;
удостоверять подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
утверждать формы нотариальных документов.
Состав органов Министерства юстиции
В соответствии положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.
Организационная структура Минюста РФ
Руководство;
Структурные подразделения (департаменты);
Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
Федеральные службы (ФССП, ФСИН);
Территориальные органы (главные управления, управления или отделы в субъектах РФ);
Учреждения (Государственная регистрационная палата, Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Российская правовая академия, Судебно-экспертные учреждения, Государственные юридические бюро).