Метафора и непротиворечивость культуры

Наиболее фундаментальные культурные ценности согласуются с мета­форической структурой основных концептов этой культуры. В качестве примера рассмотрим некоторые суждения о культурных ценностях наше­го общества, которые согласуются с пространственными метафорами типа ВЕРХ—НИЗ, при том что понятия, противоположные этим ценностям — не согласуются.

«Большее — лучше» согласуется с метафорами

БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и

ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.

«Меньшее — лучше» не согласуется с ними.

«Более крупное — лучше» согласуется с метафорами БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ. «Более мелкое — лучше» не согласуется с ними.

«Будущее будет лучше» согласуется с метафорами БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ. «Будущее будет хуже» — не согласуется с ними.

«В будущем будет больше» согласуется с метафорами БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.

«В будущем ваш статус повысится» согласуется с метафорами ВЫСОКИЙ СТАТУС - ЭТО ВЕРХ и БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ.

Эти ценности глубоко коренятся в нашей культуре. Сентенция «будущее будет лучше» представляет собой базовую идею прогресса. Частные слу­чаи утверждения «в будущем будет больше» — это накопление товаров и увеличение заработка. Высказывание «в будущем ваш статус повысит­ся» является лозунгом карьеризма. Эти суждения о ценностях согласо­ваны с нашими пространственными метафорами; а суждения, обратные им, — нет. Таким образом, похоже, что наши ценности не автономны; они вместе с метафорическими понятиями, которыми мы живем, должны фор­мировать непротиворечивую систему. Мы не утверждаем, что все куль­турные ценности, связанные с метафорической системой, действительно существуют, мы лишь считаем, что те ценности, которые существуют и глубоко укоренились в культуре, согласованы с системой метафор.

Приведенные выше ценности в общем случае значимы для нашей культуры — при прочих равных условиях. Но поскольку обычно усло­вия неравны, то между ценностями часто возникают конфликты, а тем самым и между метафорами, связанными с ними. Для объяснения таких конфликтов между ценностями (и связанными с ними метафорами) необ­ходимо определить приоритеты ценностей и метафор в тех субкультурах, где они бытуют. Например, метафора больше ориентировано наверх, как кажется, всегда имеет приоритет, так как у нее наиболее очевидное физическое основание. Приоритетность метафоры БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРО­ВАНО наверх над метафорой хорошее ориентировано наверх можно заметить на таких примерах, как Inflation is rising 'Инфляция растет (букв, поднимается)' и The crime rate is going up 'Преступность растет'. Очевидно, что инфляция и преступность — это плохо, однако данные предложения обладают присущим им смыслом в силу того, что метафора БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ более приоритетна.

В общем случае приоритет ценностей частично определяется суб­культурой, в которой живет человек, а частично — его личными пред­почтениями. Различным субкультурам культуры всего общества в целом (mainstream culture) присущи одни и те же базовые ценности, однако каждая субкультура задает для них различные приоритеты. Например, представление BIGGER IS BETTER/БОЛЕЕ КРУПНОЕ — ЛУЧШЕ может всту­пать в конфликт с представлением в БУДУЩЕМ БУДЕТ БОЛЬШЕ в ситуации, когда приходится делать выбор между покупкой в данный момент вре­мени большой машины с выплатами, которые будут съедать зарплату в будущем, и покупкой меньшей, но более дешевой машины. В Америке есть субкультуры, в которых покупается большая машина и никто не за­ботится о будущем, а есть и такие, в которых будущее — очень важно, и там, скорее, купят маленькую машину. Было время (перед инфляцией и энергетическим кризисом), когда иметь маленькую машину означало иметь более высокий статус в субкультуре, где представления VIRTUE IS UP/ДОБРОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЕТ ВЕРХ и SAVING RESOURCES IS VIRTUОUS/СОХРАНЕНИЕ РЕСУРСОВ ДОБРОДЕТЕЛЬНО были более приоритетны, чем более КРУПНОЕ — ЛУЧШЕ. Сейчас число владельцев маленьких машин резко увеличилось, потому что появилась многочисленная суб­культура, В которой идея SAVING MONEY IS BETTER/ЭКОНОМИТЬ ДЕНЬГИ — ЛУЧШЕ более важна, чем БОЛЕЕ КРУПНОЕ — ЛУЧШЕ.

Помимо субкультур, в обществе есть социальные группы, для ко­торых определяющим началом является следование некоторым важным Ценностям, вступающим в конфликт с ценностями магистральной культуры (mainstream culture). To, что они сохраняют другие ценности, менее очевидно. Для примера возьмем монашеский орден траппистов. В этом со­обществе представления меньшее — лучше и более мелкое — лучше верны по отношению к материальным благам, которые рассматривают­ся как помеха чему-то более значимому, а именно служению Господу. Трапписты разделяют ценностную категорию основной культуры ДОБ­РОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЕТ ВЕРХ, придавая ей наивысшую значимость и определяя ее особым образом. Принцип БОЛЬШЕЕ — ЛУЧШЕ продол­жает действовать, но применяется только к добродетели; остается в силе и ценностное представление высокий социальный СТАТУС соответ­ствует ВЕРХУ, хотя и он относится не к этому миру, а к высшему — к Царству Божию. Более того, сентенция БУДУЩЕЕ БУДЕТ ЛУЧШЕ вер­на в сфере духовного роста (ВЕРХ) и в конечном счете спасения души (поистине ВЕРХ). Это типично для социальных групп, находящихся вне культуры мейнстрима. Добродетель, доброта и статус могут пониматься совершенно по-другому, но они все же остаются в позиции ВЕРХА. Все же лучше иметь больше того, что считается важным; принцип БУДУЩЕЕ БУДЕТ ЛУЧШЕ продолжает действовать относительно того, что важно, и т. п. С точки зрения того, что важно для монашеского ордена, система ценностей остается внутренне согласованной и коррелирует с основными ориентационными метафорами магистральной культуры.

У отдельных людей, как и у групп, приоритеты и понимание хо­рошего или добродетельного могут варьироваться. В этом смысле чело­век может рассматриваться как подгруппа, состоящая из одного члена. В рамках того, что для человека важно, его система индивидуальных ценностей согласовывается с основными ориентационными метафорами магистральной культуры.

Не во всех культурах приоритетность определяется ориентацией «верх—низ», как это присуще нашей культуре. В некоторых культурах куда более важную роль играют категории «баланса» и «центральности». Или возьмем непространственную ориентацию «активное — пассивное». В целом для нас понятия ACTIVE IS UP/АКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНО НАВЕРХ и PASSIVE IS DOWN/ПАССИВНОЕ - ВНИЗ вполне осмысленны. Но есть культуры, в которых пассивность ценится выше, чем активность. Вообще основные ориентационные категории «верх—низ», «внутри—снаружи», «центральное—периферийное», «активное—пассивное» и т. п., по-види­мому, встречаются во всех культурах, но то, как концепты ориентированы и какие ориентации важнее, в разных культурах различно.

Наши рекомендации