Традиции и геополитика стран Африки и Латинской Америки

15.1. Север и Юг: два мира

15.2. Африка — «кипящий континент»

15.3. Латинская Америка: геополитические отношения и современность

Историяналожила характерный отпечаток на традиции и геополитику стран Африки и Латинской Америки. Анализируя геополитические (региональные и субрегиональные) процессы,

протекающие на этих континентах, важно не упускать из вида время Великих географических открытий, многовековую историю колонизации и ее последствия, в частности искусственно созданные границы после «ухо-

да» англичан, французов, бельгийцев, испанцев, итальянцев, страшную нищету, безграмотность и другие социальные болезни, оставленные «цивилизованными» поработителями.

Нельзя забывать также, что колонизаторы, уходя, в некотором роде оставались, привязывая к метрополиям население бывших колоний и доминионов не силой оружия, а пуповиной финансового закабаления.

464 II. Геополитика в современном мире

15.1. Север и Юг: два мира

Геополитика наших дней под Севером понимает всю совокупность западной цивилизации, где главное внимание уделяется материальной, экономической стороне жизни. Север богат прежде всего потому, что строит всю свою жизнь, общественную систему на принципе максимальной выгоды, которую можно получить путем эксплуатации всех ресурсов (природных, экономических, финансовых, людских и пр.). Очень обстоятельно эта проблема рассмотрена в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», а тема «Места физических рас» развита в трудах Ю. Эволы. Мы говорим об этих источниках потому, что успехи Севера в материальной сфере (сегодня в США, ЕС и Японии создается почти 2/3 мирового валового продукта) возведены некоторыми западными учеными не только в политический, но и в расовый принцип. В таких странах, как Англия, США, Германия, нередко говорят и пишут о недоразвитости, варварстве, недочеловечности южного гондванического типа, который живет в окружении следствий. Человек Севера у них — это человек, выделяющий энергию, потоки созидания, силы и мудрости. Это — признак нордизма. Подмена категорий сакральной географии категориями материальными или техническими была самой вульгарной, негативной стороной национал-социализма, а сейчас — различных течений мондиализма и атлантизма.

Своеобразно рассматривает эту проблему А. Дугин. Он пишет, что сущность Севера в сакральной географии — это примат духа над материей, окончательная и тотальная победа Света, Справедливости и Чистоты над тьмой животной жизни, произволом индивидуальных пристрастий и грязи низкого эгоизма. Материальный прогресс технической цивилизации сопровождался чудовищным духовным регрессом, и богатство современного и «развитого» Севера не может служить критерием подлинного превосходства над материальной «бедностью» и технической отсталостью современного «примитивного Юга»1.

Действительно, за этой бедностью часто скрывается духовное богатство: Китай, Индия, Россия, исламский мир во многом противоположны в духовном плане Северу — «золотому миллиарду».

«Бедный Юг» — это синоним третьего мира. Появился этот термин во времена холодной войны, когда, по мнению мондиалистов, в качестве первого мира выступали развитые страны Запада, второ-

1 См.: Дугин А. Основы геополитики. — М.: Арктогея, 1997. — С. 482.

15. Традиции и геополитика стран Африки и Латинской Америки 465

го — страны социалистической системы, а третий мир — это территории, где много дешевых природных и человеческих ресурсов: прежде всего страны Африки, Латинской Америки, Азии и Среднего Востока.

Умело играя на религиозных и политико-идеологических разногласиях третьего мира, завоеватели Запада веками жили за счет колоний и доминионов; а сейчас они используют новейшие формы колониализма — финансово-экономические, которые еще более изощренные, жестокие, антигуманные. В итоге третий мир, или «бедный Юг», имея духовные преимущества перед Севером, не может быть серьезной альтернативой агрессору с Севера, а может стать союзником какого-либо нового геополитического силового поля, способного перекроить планетарное пространство. В 70—80-х гг. такой геополитической силой был второй мир, или лагерь социализма, но по ряду причин он потерпел поражение в «холодной войне» и был разрушен. Однако нелишне заметить, что конец второго мира значительно осложнил жизнь народов стран Африки и Латинской Америки.

После распада колониальных империй Англии, Франции, Голландии в их владения устремились транснациональные компании США. Американцы взялись за дело немедленно. Их цель — концессии и ресурсы в странах «третьего мира», прежде всего в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Латинской Америке. Политические, военно-технические, информационные возможности Вашингтона были немедленно мобилизованы на защиту коммерческих интересов транснациональных компаний, а в результате сложилась ситуация, когда «политические лидеры — однодневки, во множестве появившиеся в только что освободившихся странах, наращивали долговую зависимость от США, используя полученные деньги для личных нужд и оставляя своим народам на будущее долги по кредитам»1.

15.2. Африка - «кипящий континент»

Говоря об Африке, мы имеем в виду прежде всего ее центральную часть, так как Север Африки имеет отличающуюся от ее сердцевины культуру, политическую и экономическую системы. Хотя поставить между ними «китайскую стену» невозможно.

1 См.: Иноземцев В. Бремя белого человека. Далекое прошлое может стать нашим близким будущим //Независимая газета. — 2003. — 25 ноября.

466 II. Геополитика в современном мире

Африка является важной составной частью мирового сообщества. Перед этим «просыпающимся континентом» стоит гамма сложных геополитических проблем, одни из которых имеют давнюю, многовековую историю, например колониализм, работорговля и т.д., другие зародились или обострились недавно, охватывают сравнительно небольшой период. Так, с разрушением СССР изменился баланс мировых геополитических сил, а соответственно и меняются социально-экономические, политические, духовные сферы жизни этого континента. Народы Африки сравнительно недавно получили политическую независимость, но в экономическом и социальном плане многие из них по-прежнему не испытали на себе реальных позитивных перемен.

Среди большинства африканских стран не нашла поддержки концепция вестернизации, т.е. ориентации их на социальные институты, эталоны права Запада, в частности США. В то же время не получила широкого развития и идея геополитического тяготения Африки («острова») к Евразии, в частности к Советскому Союзу.

За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтной геополитической сферы планеты. В последнюю четверть XX в. стабильность там имела устойчивую тенденцию к понижению. На континенте было зафиксировано 35 крупных вооруженных конфликтов, в которых погибло более 10 млн человек, 90% из них — гражданское население. На континенте насчитывается почти половина общемирового количества беженцев (по разным оценкам — от 7 до 10 млн человек) и 60% перемещенных лиц (около 20 млн человек).

Это обусловлено сложным переплетением различных конфликтогенных факторов: этнического, кланового, конфессиональной рознью, противоречиями социально-экономического и политического характера и другими причинами. Есть немало работ политологов и социологов, особенно на Западе, которые значительно упрощают эту проблему, порой сводя конвульсивное развитие Африки к банальной схеме. Так, например, одним из первых трудов, положивших начало теории развития, стала книга С. Хантингтона «О новом политическом порядке в трансформирующихся обществах», где он, в частности, говорит: «Вторжение масс в политику порождает напряженность, что может создать угрозу для политической стабильности и, как следствие, для самого развития»1.

1 См.: Право и политика освободившихся стран. — М., 1991. — С. 9.

15. Традиции и геополитика стран Африки и Латинской Америки 467

474 П. Геополитика в современном мире

15.3. Латинская Америка: геополитические отношения и современность

Сразу же можно отметить, что исторически — по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США — Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. «Прибирать к рукам» латиноамериканцев они начали еще в первой четверти XIX в.

В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Вот такой надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента. В параграфе 7 доктрины выдвигался и развивался «принцип, закрепляющий колонизацию»: «Американские континенты ввиду свободного и независимого положения, которого они добились и которое они сохранили, не должны рассматриваться впредь в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой»1.

А в параграфах 48 и 49 обосновывался принцип разделения мира на европейскую и американскую системы. В доктрине подчеркивалось, что любая попытка со стороны Священного союза «распространить их систему на любую часть нашего полушария является опасной для нашего спокойствия и безопасности»2.

В данном документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов — рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих «преимущественные права» США на Американском континенте. «Преимущественные права» северного соседа сводились к простой геополитической идее: рост могущества

1 Дипломатический словарь. — М.: Политиздат, 1961. — Т. 2. — С. 310—312.

2 Там же.

15. Традиции и геополитика стран Африки и Латинской Америки 475

484 П. Геополитика в современном мире

Поддерживает торговые отношения с эквадорскими и колумбийскими фирмами «Автоваз», Владимирский тракторный завод поставляет детали для сборки в Венесуэлу. Но для улучшения отношений необходимо наладить прямые контакты через Тихий океан, а не через Атлантику, как это делается сейчас. Наиболее перспективными странами в налаживании прямых торгово-экономических связей являются Чили, Перу и Мексика. Сейчас Чили — страна со стабильно развивающейся экономикой. Ее ключевые отрасли: горно-рудная, сельскохозяйственная и рыболовная. Перу заинтересована в развитии судоходства, рыболовства и горнорудной промышленности. Но крупнейшим партнером России в Тихоокеанском бассейне может стать Мексика. Она готова к сотрудничеству в нефтяной и газовой промышленности, в сельском хозяйстве.

Тихоокеанское сотрудничество может стать гораздо шире, вобрав в себя вопросы культуры, экологии, образования, науки и т.д. Проблема налаживания такого сотрудничества приобретает особую актуальность в связи с будущими встречами в верхах государств-членов АТЭС в 2004 гг. в Мехико и Сантьяго.

Итак, очевидно, что геополитические контакты России с южноамериканскими странами идут «вглубь», переходят на уровень регионов. Тем не менее большая роль в реализации проекта усиления связей с африканскими и латиноамериканскими государствами принадлежит государственным органам, которые, исходя прежде всего из геостратегических интересов России, должны подготовить федеральную программу развития связей с этими континентами. Тогда нынешние ростки сотрудничества дадут в XXI в. весомые плоды: не позволят Соединенным Штатом и их сателлитам сохранить и укрепить нынешний монополярный мир.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте отношения Север — Юг.

2. Раскройте сущность доктрины Монро.

3. Объясните суть термина «Африка — кипящий континент». Какие глобальные социальные, экономические и политические проблемы характерны для африканских стран в начале XXI в.?

4. Каково геополитическое положение Латинской Америки в начале XXI в.?

Заключение

Настоящее (третье) издание учебника «Геополитика» подтверждает предположение автора о том, что книга найдет своих читателей. Ими оказались не только студенты экономических и юридических вузов России, но и читатели, проживающие в Китае, Ираке, Болгарии, Грузии, на Мальте, в США и других странах Европы и Азии. В первом издании, вышедшем почти три года назад, был обобщен накопленный опыт исследований по данной дисциплине как в нашей стране, так и за рубежом, изложены не только фундаментальные теоретические направления, но и проведен анализ важнейших сфер жизни общества: экономической, социально-политической, духовной, военно-стратегической. Были даны прогнозы развития международно-правовых, военно-политических и других отношений на мировой арене.

Жизнь показала, что прогнозы автора о судьбе Югославии, к сожалению, полностью подтвердились. Оправдывается прогноз относительно Курильской гряды и Калининградской области. Вот почему книга заинтересовала не только журналистов, ученых, давших на нее положительные отзывы, но и военных. Автор был избран действительным членом Академии геополитических проблем. Только за 2000—2001 гг. он получил приглашение выступить с сообщениями, докладами, лекциями на двух международных конференциях, на Первом съезде славянских народов, на Всероссийской научно-практической конференции на тему «Российское государство и углубление реформ в контексте мировых глобальных процессов, внешних и внутренних угроз безопасности России, борьбы с организованной преступностью и коррупцией». Конференция была подготовлена Московским институтом МВД России, Советом по внешней и оборонной политике, Современным гуманитарным институтом.

В третьем издании, значительно переработанном и дополненном, представлены новые положения теоретической и прикладной сторон геополитики. Если в первом издании книги проблема глобализации была обозначена и намечена канва ее дальнейшей разработки, то теперь обстоятельно рассмотрены не только финансово-экономические, но и военно-технические, информационно-культурные и другие аспекты глобализации, а. также место России в системе геополитических отношений. Отдельная глава посвящена анализу отношений России со странами-соседями — бывшими республиками СССР.

точку зрения хозяина Белого дома Дж. Буша-младшего на положении России в начале XXI в., цинично-уничижительно пишет: «Вопросы из Вашингтона: есть ли у России достаточно уверенности в своих силах, чтобы вести конструктивный разговор с США?»

Если говорить о стратегических перспективах утверждения России на мировой арене в системе глобальной экономики, то в этом плане большое значение будет иметь образование большей части населения, его качество. Несомненно, будет возрастать роль фундаментальных наук и исследований. Для понимания путей развития государства изучение экономики необходимо, но не меньшее значение имеет знание его истории, исторических корней народа, понимание его предназначения, роли в современном глобализирующемся мире. Взрастить уважение, любовь к Отечеству — дело всей системы воспитания, образования, но особенно велика здесь роль средств массовой информации.

Для защиты интересов России необходимо как можно больше использовать международные электронные СМИ, активнее эксплуатировать Интернет, создание которого явилось новой электронной революцией, переворотом не только в науке, но и в идеологической, пропагандистской войне. Здесь потребуются отказ от сложившихся стереотипов и лобовой пропаганды, умение масштабно мыслить, понимать сложившиеся политические ситуации, предвидеть и прогнозировать ход событий. А научить этому может геополитика.

Еще раз подчеркиваем, что геополитическое знание — глубоко научное знание: в этом теоретическая и практическая значимость геополитической науки, науки нового тысячелетия.

Приложение

Наши рекомендации