Создание условий перехода к рыночной экономике.
В 1990 году начался переход экономической системы Беларуси к рынку. В октябре 1990 года Верховный Совет принял Постановление «О переходе БССР к рыночной экономике». Оно предусматривало: стабилизацию экономики, снижение инфляции, сокращение расходов на содержание государственного аппарата; развитие предпринимательства и конкуренции. Объявлялись равными все формы собственности; ставилась задача по налаживанию государственного регулирования экономикой. Оно должно было осуществляться через банковскую систему и систему налогообложения. Планировалось поэтапное введение свободного ценообразования; предусматривалось создание рыночной инфраструктуры и механизма ее деятельности. Например, должны были действовать биржи рабочей силы, жилья, рынки средств производства; программа предполагала проведение социальной защиты населения. Должна была вводиться минимальная оплата труда, индексация расходов и переквалификация.
Верховный Совет принимает ряд Законов по реализации программы перехода к рынку: «О собственности», «О национальном банке», «Об аренде».
Проведение реформ в 1992 – 1994 гг. позволило создать в Беларуси необходимый минимум основных рыночных институтов, нормативно-правовых документов, преобразовать систему государственного управления экономикой в новую систему, которая в определенной степени опирается на рыночные регуляторы. Вместе с тем потери белорусского рынка значительно превышали его достижения. Это проявилось в разрушении ранее существовавших производственно-экономических связей и обвальном спаде производства на 50% и более по сравнению с концом 1980-х годов, что угрожало государству потерей независимости, раскручиванием инфляции, катастрофическим падением курса белорусского рубля, критическим положением с обеспечением хозяйства энергоресурсами, галопирующим ростом цен (их либерализация не привела к установлению равновесных цен, что являлось особенностью рынка, основанного на свободной конкуренции. На начальном этапе становления рыночных отношений произошло резкое падение жизненного уровня населения, выросла безработица, обострились другие социальные проблемы.
Модель рыночных реформ методом «шоковой терапии», построенная по рекомендациям Международного валютного фонда, потерпела провал летом 1994 г. во время выборов первого Президента Республики Беларусь. Мандат на проведение нового варианта реформ получил первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, что нашло проявление в особенностях белорусской модели социально-экономического развития.
3.8 Разработка и реализация белорусской модели социально-экономического и инновационного развития страны.
В основе функционирования любого государства лежит определенная модель социально-экономического развития. В настоящее время в мире известно несколько социально-экономических моделей: либеральная, консервативная, социал-демократическая, социально-ориентированная, социалистическая. Каждая страна формирует собственную модель, которая соответствует ее историческим, политическим, географическим, культурным и другим особенностям.
Белорусская модель социально-экономического развития представляет собой социально-ориентированную многоукладную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как государственный патернализм, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также геополитические, экономические, социальные, демографические особенности развития.
Ее характерные черты на государственном уровне начали формироваться с 2001 года. Базовыми документами, определяющими основные стратегические и тактические цели социально-экономического развития являются: «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Программа социально-экономического развития РБ на 2016-2020 гг.».
В суверенной Республике Беларусь формируется белорусская модель развития, которая характеризуется следующими особенностями:
1. Сильная и эффективная государственная власть как важнейшее усло
вие управления страной, обеспечение экономической безопасности государства и граждан. Государственная власть призвана: не допускать норм и правил поведения на рынке, противоречащих интересам страны; определять условия эффективного хозяйствования и темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию производства и чрезмерное расслоение общества.
2.Равноправное функционирование всех форм собственности с учетом национальных интересов, не противостояние частного и государственного секторов, а их параллельное взаимодополняющее развитие;
3. Приватизация должна являться средством привлечения заинтересованных инвесторов. Для белорусской модели приватизации приемлемы лишь те инвесторы, которые связывают с Беларусью долгосрочные и перспективные планы, способны внести позитивный вклад в обеспечение развития экономики страны, взять на себя обязательства по решению проблем трудящихся на принадлежащих инвесторам предприятиях.
4. Многовекторность внешней политики. Это предполагает взаимовыгодное экономическое сотрудничество со всеми регионами мира, а также развитие интеграционных процессов с Россией и странами СНГ.
5. Сильная социальная политика является одной из важнейших черт белорусской модели социально-экономического развития. На современном этапе целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить общественное благосостояние и благосостояние своей семьи. Социальная политика предполагает обеспечение поддержки со стороны государства незащищенных групп населения.
6. Белорусская модель предполагает совершенствование образования и здравоохранения. В 2007 г. республика впервые вышла на высокий показатель Индекса человеческого потенциала, который включает уровень образования, продолжительность жизни, объем ВВП. В нашей стране обеспечивается масштабный охват населения медицинскими услугами, которые в основном субсидируются из государственного бюджета. Особое внимание уделяется преодолению различий в доступности и качество медицинской помощи городскому и сельскому населению. В республике внедряются передовые медицинские технологии и создаются научно-практические центры.
Таким образом, белорусская модель социально-экономического развития обрела черты устойчивости, доказала свою жизнеспособность, и поэтому наполняется все новым и новым содержанием.
3.9 Образование, наука и культура Республики Беларусь.
Провозглашение государственной независимости Беларуси способствовало развитию национальной культуры белорусского народа, а не как части «общей культуры советского народа». Государственный статус получил белорусский язык, а после референдума 1995 года «государственными языками являются белорусский и русский».
Основные направления развития духовной сферы РБ были определены в Законах «О культуре Белорусской ССР» (1990), «О языках» (1990), «Об образовании в Республике Беларусь» (1991) и др. В Конституции РБ (ст.15, 51, 54) определены права граждан на участие в культурной жизни, закреплена ответственность государства за сохранение историко-культурного наследия, национальных ценностей.
На рубеже ХХ - ХХI веков произошли значительные изменения в системе образования РБ. С 1998 г. начала проводиться реформа общеобразовательной школы, связанная с переходом на двенадцатилетний срок обучения в средней школе. Однако в связи с недостатками в ее проведении в 2008 году было принято решение прекратить реформу и осуществлять среднее образование молодежи в одиннадцатилетней школе. Создавались специализированные средние учебные заведения – гимназии, лицеи. Они обеспечивали получение глубоких знаний в области гуманитарных, физико-математических, природоведческих, технических и других дисциплин. В число средних специальных учебных заведений включаются колледжи. Вместо 5-бальной системы оценки знаний вводилась 10-бальная. В высших учебных заведениях открываются новые специальности, связанные с научно-техническим прогрессом – по робототехнике, электронному приборостроению, новым химическим технологиям, биотехнологиям и др. Расширилась подготовка специалистов в области экономики и права. С 1990-х гг. было создано 20 негосударственных высших учебных заведений. Но испытание временем выдержали к 2014 году только 10. В 54 высших учебных заведениях республики в 2013-2014 учебном году обучалось 395 тыс. студентов. В расчете на 10 тыс. населения численность студентов составляет 418 чел. Это больше, чем в Австралии, Италии, Германии и других передовых странах мира.
Важнейшим фактором национального развития Беларуси является научная сфера. Во многих отраслях знаний сложились научные школы. Открытия и достижения белорусских ученых Н. Борисевича, Л. Сущени, А. Гончаренко, Е. Конопли и других получили широкую известность за рубежом. Ведущим научно - исследовательским центром является Национальная академия наук Беларуси. Здесь выполняется около 70% фундаментальных научных исследований страны. По данным на сентябрь 2013 г. в академии работает свыше 18 тыс. исследователей, техников, вспомогательного и обслуживающего персонала, среди которых 482 доктора наук, 1822 кандидата наук. В республике численность работников, выполняющих научные исследования составило 31, 7 тыс. чел. В системе Министерства образования республики исследования и разработки выполняли около 70 организаций. Белорусские ученые проводят важнейшие исследования практически во всех областях знаний. Развитие науки должно обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие республики, повышать жизненный уровень населения.
За двадцатилетний период суверенного развития белорусская культура пополнилась значительными произведениями. Белорусские писатели одними из первых включились формирование национального самосознания белорусов. Творчески работали старейшие белорусские писатели В. Быков, И. Чигринов, И. Шамякин. На поэтической ниве успехов достигли М. Лужанин, Н. Гилевич, Г. Барадулина. Традиции исторического романа продолжают В. Ипатова, Л. Дайнека, В. Орлов, В. Федоренко. В целом писатели в основном обращались к прошлому. А проблемы сегодняшнего дня пока остаются за границами их внимания.
Одной из основных тем в изобразительном искусстве стала историческая, которая имеет выраженный национально-романтический уклон. Главными героями произведений являются идеализированные персонажи из национальной истории. Художники также обращаются к очень популярной сегодня экологической тематике. Ежегодно проводились республиканские, областные, персональные выставки продажи произведений изобразительного искусства М. Савицкого, А. Аникейчика, В. Стельмашонка, Г. Ващенки и др. художников.
Дальнейшее развитие получило музыкальное искусство. Большой вклад в его развитие внесли и вносят известные композиторы, руководители музыкальных коллективов, как В.Ровдо, М. Козинец, М. Финберг, В. Бабарикин. Многие воспитанники белорусской музыкальной школы стали участниками и победителями международных конкурсов. Традиционными стали музыкальные фестивали, такие как «Славянский базар», «Музы Несвижа», «Белорусская музыкальная осень». В древнем Полоцке проводится Международный фестиваль органной музыки «Звоны Софии». Широкую известность получили произведения композиторов Е. Глебова, Ю. Семеняко, И. Лученка, Э. Ханка, Э. Зарицкого и др.
Современная белорусская архитектура характеризуется возрождением исторических и национальных традиций в сочетании с новыми материалами и строительными технологиями. К наиболее интересным сооружениям можно отнести Дворец Республики, Дворец Независимости, здание Национальной библиотеки в Минске и др. В последние годы возводится много культовых сооружений различных конфессий.
Но реализовать эти планы помешал ряд причин, и экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. На это необходимо обратить особое внимание студентов, так как это дает студентом возможность представить исходный уровень экономического развития в начале 90-х годов и сопоставить его с социально-экономическими достижениями нашего государства на современном этапе.
Вывод. Белорусская модель социально-экономического развития- это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан.
Необходимо обратить внимание студентов, что по индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь, по данным ПРООН, находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ.
Задание.На семинарском занятии целесообразно заслушать реферативное сообщение студента о результатах выполнения Программы социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000гг.
Вопросы и задания
1. Суверенитет – это:
А) осуществление законодательной власти только центральными органами;
Б) форма добровольного союза между государствами;
В) политическая независимость и самостоятельность государственной власти, которая не допускает внешнего вмешательства.
2. Название нашей страны Республика Беларусь было принято: а) 27 июля 1990 г.;25 августа 1991 г.; в) 19 сентября 1991 г.
3. Правильно соотнесите даты и исторические события:
1. Августовский путч а) 1996 г.
2.Создание СНГ б) 1997 г.
3.Создание Союза Беларуси и России в) 1991 г.
4. Подписание соглашения о ЕЭП г)2000 г.
5. Подписание договора о Евразийском экономическом сообществе д) 2010 г.
Вопросы и задания.
1. Укажите статьи Конституции Республики Беларусь, закрепляющие экономические, социальные и культурные права человека.
2. Кто является источником власти в Республике Беларусь?
3. Нынешняя государственная символика РБ (герб и флаг) были приняты:
А) Президентом;
Б) Палатой представителей;
В) Всенародным референдумом;
Г) Советом республики.
Становление и развитие суверенного государства связано с переходом от тоталитарной политической системы к демократической, что предполагает формирование правового государства, гражданского общества, свободы совести, превращение личности из средства для государства в его основную цель, их взаимоответственность.
? Какие признаки демократического общества Вы можете еще назвать?
Важное значение в общественно-политической жизни имели процессы, связанные с восстановлением политической справедливости в отношении ранее репрессированных граждан, которые стали жертвами сталинского режима. Такая работа была начата в СССР еще в 1954 году, но в середине 60-х годов была свернута и вновь возобновилась лишь в конце 80-х годов. В Республике Беларусь работа по реабилитации жертв сталинских репрессий интенсивно начала проводиться в 90-х годах. В 1994 году принято Постановление Верховного Совета БССР «О порядке реабилитации жертв политических репрессий в Беларуси». В 1997 году принят Указ Президента «О продлении срока реабилитации жертв политических репрессий».
По мнению ряда ученых, с мнением которых согласны и специалисты представительства ООН в Беларуси, жертвами сталинских репрессий стали 600-700 тысяч жителей нашей страны. Всего было пересмотрено152 399 дел, которые касались 252 552 человек. Активно занимается темой репрессий на территории Беларуси писатель Леонид Моряков. Он издал книгу «Репрессированные деятели белорусской культуры». В ней – 3тыс.биографий. Подготовлено еще два тома, посвященных репрессированным священникам (2 тыс. биографий), учителям и преподавателям вузов (4 тыс. биографий).
Государством принимаются меры по обеспечению прав реабилитированных граждан и их родных, компенсации нанесенных материальных затрат. Во всех регионах созданы комиссии по оказанию содействия в обеспечении прав жертв политических репрессий 20-х – 80-х годов и увековечения их памяти.
Среди основных тенденций развития общественно-политической жизни республики Беларусь необходимо указать на развитие многопартийности, открытой формы политического плюрализма. Возникновению новых партий, общественных организаций и движений способствовал Закон «Об общественных объединениях», который вступил в действие с 1 января 1991 года. В нем определен порядок создания и деятельности партий и общественных объединений. В настоящее время эти процессы регулируются Конституцией Республики Беларусь (ст.4 и ст.5), Законом «О политических партиях», (1994г.), Законом «Об общественных объединениях»(1994г.), Законом от 19.07.2005 г. «О политических партиях». Запрещается создание и деятельность политических партий и общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Методическая рекомендация. Преподаватель может дать студенту задание, связанное с подготовкой краткого сообщения по одному из вышеперечисленных законов.
В начале 2009 года в Республике Беларусь функционировало 36 профсоюзов, 15 политических партий и 2255 общественных объединений. Это свидетельствует о устойчивом доминировании демократических тенденций в общественно-политической жизни современного белорусского общества.*( Более подробно см.: Политические партии: Беларусь и современный мир. Мн.: 2002).
Значительные изменения произошли в профсоюзном движении. В октябре 1990 года состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). Это самое крупное общественное объединение страны. На волне забастовочного движения возникают независимое профсоюзное движение. В ноябре 1991 года состоялся учредительный съезд Свободных профсоюзов Беларуси, которые объявили себя конкурентами ФПБ.
Молодому, независимому государству требовалась поддержка и высокая созидательная активность молодежи. Это стало возможным благодаря последовательному подходу к реализации Государственной молодежной политики, созданию БРСМ.
Задание. Подготовить сообщение о деятельности первичной организации БРСМ Белорусско-Российского университета.
В июле 1994 года состоялись выборы Президента Республики Беларусь. На этот пост претендовало шесть кандидатов. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом 10 июля 1994 года стал Александр Григорьевич Лукашенко. За него проголосовало 81% участвующих в выборах граждан. Предвыборная программа А.Г. Лукашенко предусматривала такие важные положения, как обеспечение суверенитета страны, ее экономической и политической стабильности и безопасности, проведение курса на реформирование общества, улучшение материального положения трудящихся, борьба с коррупцией и преступностью.
В условиях политической конфронтации с оппозицией А.Г. Лукашенко в соответствии с Конституцией Республики Беларусь инициировал проведение референдума, на который были вынесены следующие вопросы:
«Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?». Положительно ответило 83% избирателей, принявших участие в референдуме;
за поддержку предложения Президента об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь проголосовало 75,1% ;
за одобрение действий Президента , направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией проголосовало 83,3% избирателей.
Вывод. В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референдума была введена новая государственная символика. Постепенно сняты искусственные ограничения в использовании русского языка, более интенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.
Летом – осенью 1996 года обострился конфликт из-за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом. Каждая из сторон предложила вынести на референдум свой вариант поправок к Конституции 1994 года. На референдум был вынесен вопрос о переносе Дня независимости республики с 27 июля на 3 июля – День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями , предложенными Президентом высказалось 70,45% граждан от общего количества избирателей, за перенос Дня независимости- 88,18% избирателей, принявших участие в референдуме.
В соответствии с дополнениями и изменениями в Конституции руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Был сформирован двухпалатный парламент-Национальное Собрание Республики Беларусь, состоявшее из Палаты представителей (110 депутатов, избираемые народом) и Совета Республики (по 8 человек избирается от каждой области и г. Минска и 8 человек назначается Президентом.
Знаменательным событием в общественно-политической жизни Республики Беларусь стали выборы Президента, состоявшиеся 9 сентября 20001 года и 19 марта 2006 года. Они прошли в присутствии международных наблюдателей, при высочайшей активности избирателей. За А.Г. Лукашенко в 20001 году проголосовало 75,65% от принявших участие в голосовании, а в 20006 году – 82,6%. Итоги выборов говорят о социально - политическом оптимизме белорусского народа, его стремлении к экономической и политической стабильности, вере в последовательность и обязательность власти.
Участие А.Г. Лукашенко в президентских выборах 2006 года стало возможным благодаря результатам референдума, состоявшегося 17 октября 2004 года, на который был вынесен вопрос в следующей формулировке: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента…» Республиканский референдум был совмещен с выборами депутатов Палаты представителей.
Основательного реформирования требовала избирательная система. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны еще в 1988 году, в связи с принятием Закона «О выборах народных депутатов». В соответствии с ним не стала ограничиваться количество кандидатов, претендующих для избрания на одно депутатское место. Впервые вводится право выдвигать кандидатов в народные депутаты от собраний выборщиков по месту жительства. В марте 1989 год в Беларуси как и во всей стране в целом в обстановке открытой напряженной борьбы прошли выборы народных депутатов. Это были первые за многие годы свободные, незарегламентированные выборы. Но избирательная система продолжает оставаться несовершенной. Например, на выборах в Верховный Совет БССР в марте 1990 года из 310 депутатов в первом туре было избрано только 98. Избирательная компания превратилась в некий марафон, продолжающийся до декабря 1991 года, однако 11 мест оставалось вакантными. По городу Минску пустовало в силу указанных причин 100 мест депутатов городского и районного Советов. Все это свидетельствовала, что избирательная система требует дальнейшего совершенствования.
Прогрессивные изменения в этом направлении связаны с принятием Национальным собранием в 2000 году Избирательного кодекса Республики Беларусь. В нем детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. В его основу был положен исторический опыт проведения выборов в Беларуси, учтены мировая избирательная практика, а также предложения, внесенные в свое время консультативно-наблюдательной группой ОБСЕ. Избирательный кодекс получил высокую оценку международных экспертов.
Избирательный кодекс является необходимой правовой базой для полной реализации волеизъявления белорусских граждан. Помимо Избирательного кодекса правовую основу избирательной системы составляют Конституция Республики Беларусь, а также постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь выборы являются: свободным, всеобщими, равными, прямыми, тайными.При проведении выборов могут участвовать как отечественные, так и зарубежные наблюдатели.
Вывод. Основные тенденции общественно-политического развития свидетельствуют, что в XXI столетие Беларусь вошла с твердым намерением жить в мире и согласии со всеми народами, без социальных потрясений и революционных экспериментов, обеспечить мощь и процветание страны и благополучие народа.
Целесообразно обратить внимание студентов на Конституционные принципы внешней политики. В ст.8 указывается, что Республика Беларусь «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».
В ст.18 Конституции говорится, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств».
В ст.9 закреплен принцип не отчуждаемости территории Республики Беларусь. Это означает, что никто, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории. Не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем. Территория нашего государства охраняется в соответствии с Законом «О государственной границе».
Вывод. В настоящее время перед Республикой Беларусь, в которой белорусский народ впервые за свою многовековую историю обрел полный, неограниченный суверенитет, стоит задача создания надежных гарантий государственной самостоятельности. Эта задача приобретает особую актуальность в контексте кардинальным образом изменившейся геополитической ситуации в мире, разворачивающейся промышленно-техногенной, финансовой и информационной глобализации.
4. Разработка национальной стратегии устойчивого развития страны.
В 1990 году начался переход экономической системы Беларуси к рынку. В октябре 1990 года Верховный Совет принял Постановление «О переходе БССР к рыночной экономике». Оно предусматривало:
- стабилизацию экономики, снижение инфляции, сокращение расходов на содержание государственного аппарата;
- развитие предпринимательства и конкуренции. Объявлялись равными все формы собственности;
- ставилась задача по налаживанию государственного регулирования экономикой. Оно должно было осуществляться через банковскую систему и систему налогообложения. Планировалось поэтапное введение свободного ценообразования;
- ставилась задача по созданию рыночной инфроструктуры и механизма ее деятельности. Например, должны были действовать биржи рабочей силы, жилья, рынки средств производства;
- программа предусматривала проведение социальной защиты населения. Должна была вводиться минимальная оплата труда, индексация расходов и переквалификация.
Верховный Совет принимает ряд Законов по реализации программы перехода к рынку: «О собственности», «О национальном банке», «Об аренде».
Но реализовать эти планы помешал ряд причин и экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. На это необходимо обратить особое внимание студентов, так как это дает студентом возможность представить исходный уровень экономического развития в начале 90-х годов и сопоставить его с социально-экономическими достижениями нашего государства на современном этапе.
Кризис экономики в первой половине 90-х годов проявился в спаде производства, резком сокращении инвестиций в основной капитал, падении жизненного уровня населения, росте инфляции, безработице. С 1991 по 1995 гг. внутренний валовой продукт сократился на 35% по отношению к 1990 году, сельскохозяйственное производство – на 26%, заработная плата снизилась в 2 раза. В 1995 году за чертой бедности оказалось более 60% населения. Внешняя задолженность составила половину валового продукта в денежном выражении1.
В 1994 году с избранием А.Г. Лукашенко Президентом, была принята «Программа неотложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса». Выполнение этой Программы позволило снизить в 1995 году падение основных производственных показателей.
Новая ситуация потребовала разработки Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 20010 года.На 1-м Всебелорусском собрании в октябре 1996 года бали обсуждены и утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000гг.». Целью этой программы стало построение социально-ориентированной экономики. Ее основными приоритетами являлись: экспорт, жилье, продукты питания.
Впервые за период существования Беларуси как самостоятельного государства уже в 1996 году происходит прирост, в сравнении с 1995 годом, ВВП – на 3%, производство промышленной продукции – на 4%, потребительских товаров – на 9%, ввод жилья на 35%. Значительные успехи были достигнуты в выполнении Программы 1996-2000гг. В 2000 году на 10% превзойден уровень 1990г. по производству товаров народного потребления, ВВП увеличился за пятилетку на 36%, выпуск продукции промышленности – на 65%, ввод жилья - на 81%.
Необходимо обратить внимание студентов, что по индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь, по данным ПРООН, находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ.
Задание.На семинарском занятии целесообразно заслушать реферативное сообщение студента о результатах выполнения Программы социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000гг.
Вывод. Во второй половине 90-х годов начался процесс постепенного преодоления кризисного падения экономики. Республика Беларусь начала накапливать достаточно весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию.
В прикладном плане модель устойчивого развития - это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз.
Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию. Она определяет:
- конкретные направления преобразований;
- виды деятельности по достижению стратегических целей;
- необходимые для этого ресурсы и механизмы;
- системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях;
Переход к устойчивому развитию - это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели - как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в «Повестке дня на XXI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН, в конкретных условиях Беларуси.
Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащение культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Основными факторами устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - «высокий интеллект - инновации - благосостояние».
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
Основополагающие принципы перехода к устойчивому развитию:
• человек - цель прогресса, а уровень человеческого развития - мера зрелости общества и государства;
• повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
• приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры -важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
• улучшение демографической ситуации,
содействие устойчивому развитию поселений;
• переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
• усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
• рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов,
расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
• развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
• экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
• ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития,
совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
• повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе в настоящее время завершается создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, безопасности страны, модернизации производственного аппарата, что по прежнему требует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями развития респкблики в этот период стало:
- развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
- инновационное развитие национальной экономики;
- наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсо и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств;
- развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.1
Второй этап Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси (2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства.
Экономическое развитие предусматривается за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Вывод. Белорусская модель социально-экономического развития- это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан.
1. Республика Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском и евразийском пространствах в условиях глобализации.
С принятием 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете республика начала постепенно переходить к самостоятельному осуществлению внешнеполитической деятельности. Формироваться многовекторная система международных связей, хотя первоначально Беларусь ориентировалась на бывшие республики СССР и, прежде всего, на Россию. Подтверждением тому стало подписание ряда Договоров с РСФСР, Украиной, Казахстаном.
В декабре 1991 года по решению руководителей стран СНГ Минск стал официальным местом, где начали работу координирующие органы Содружества.
Важной вехой в интеграционных процессах Республики Беларусь и СНГ стало подписание в Минске 14 февраля 1992 года Декларации:
- о сотрудничестве в рамках этого государственного объединения;
- о согласовании действий в проведении экономических реформ;
- соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государствам, если они были вывезены без их согласия.
22 декабря 1993 года на заседании Совета глав государств СНГ в Минске был обсужден и принят Устав СНГ.
29 марта 1996 года в Москве президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии. России были подписаны документы, нацеленные на дальнейшее укрепление интеграции. По конкретным направлениям интеграционного сотрудничества в этот период подписывается более 50 межправительственных соглашений.
Лидеры всех стран СНГ придают большое значение экономической интеграции. В 2003 году в Ялте по инициативе президентов четырех стран появился новый проект интеграции «Формирование Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России, Украины». В сентябре 2003 года были подписаны между этими государствами Соглашение и Концепция о формировании Единого экономического пространства. Заметным шагом на пути интеграционных процессов стала встреча лидеров СНГ в Астане в 2004 году. Здесь было подписано около 30 документов, которые закрепляли введение Единого экономического пространства. В рамках данного ЕЭП к 2012 году предполагается ввести и единую экономическую валюту, поскольку одной из важнейших проблем взаимоотношений остается проблема взаимных расчетов. Ее решение является важнейшим условием формирования устойчивого экономического союза. Этот процесс может осуществляться поэтапно: первоначально в рамках Союзного государства, а следующий шаг – в рамках ЕЭП, или ЕврАзЭС.
Важное значение в интеграционных процессах Беларуси и СНГ придается таможенному союзу.Это не означает, что на границе между странами исчезнут таможенные посты и товары свободно начнут перемещаться во всех направлениях. Необходимо обратить внимание студентов, что речь идет о единой таможенной политике, унифицированных правилах доставки и досмотра грузов, их учета, взаимных расчетах и совместных мерах по борьбе с контрабандой. Для углубления торговых отношений страны СНГ приняли Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Продвижение по пути создание единого таможенного союза стало более эффективным в связи с подписанием в октябре 2000 года Договора о создании Евразийского экономического сообщества.Но к созданию реального Таможенного союза государства-участники ЕврАзЭС приступили с 2007 года. В рамках этого объединения рассматриваются вопросы координации действий по преодолению мирового финансового кризиса, начиная с 2008 года. Для эффективной деятельности этой организации создан Межгосударственный Совет, Антикризисный фонд, Центр высоких технологий, подписано Соглашение о создании информационной системы и т.д.
На современном этапе прорабатывается проблема вступления Республики Беларусь в ВТО вместе с Казахстаном, Россией в качестве единой таможенной территории. Поэтому дальнейшее углубление интеграционных процессов сегодня приобретает особую актуальность и в связи с данной перспективой.
В военной области интеграция предполагает обеспечение общей безопасности, формирование единых принципов строительства, планирования и использования вооруженных сил, их участия в миротворческих операциях, а также использование элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством. Для укрепления безопасности на постсоветском пространстве Беларусь является участницей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая начала функционировать с 18 сентября 2003 года. Республика Беларусь рассматривает эту организацию в качестве ключевого элемента обеспечения национальной безопасности и определенного противовеса блоку НАТО.
В рамках интеграционных процессов важной проблемой является заключение соглашений о едином гражданстве для всех граждан СНГ. В этом направлении есть серьезные подвижки. Республика Беларусь подписала с рядом стран СНГ договора о свободе выбора и упрощенном порядке получения гражданства.
Продолжается развитие сотрудничества Беларуси и СНГ в сфере борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, торговлей людьми.
В современных условиях четко обозначилось место Беларуси в многоярусной структуре интеграционных процессов.
1. Беларусь, Россия – наиболее глубокая форма Сообщества с общими национальными, в том числе, политическими структурами управления.
2. Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия – углубленная, прежде всего, экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и Платежном союзах.
3. Страны –участницы СНГ, сложившегося после распада СССР межгосударственного объединения.
4. СНГ и государства Балтии – территория бывшего Советского Союза.
Особое значение Республика Беларусь придает отношениям с Россией. Следует обратить внимание студентов на следующие исторические вехи :
- февраль 1995- подписан Договор одружбе, добрососедстве и сотрудничестве;
- апрель 1996 года – подписан Договор о Сообществе суверенных государств;
- апрель1997 года – Договор о Союзе Беларуси и России;
- декабрь 1999 года – подписан Договор о создании Союзного государства.
Основными принципами Союзного государства являются суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав человека, сотрудничество и взаимопомощь. Создана система органов Союзного государства, ежегодно разрабатывается и утверждается бюджет Союзного государства.1
Среди стран СНГ Россия представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров. Около 40% внешнеторгового оборота Беларуси приходится на Россию. Она является основным источником сырья и энергоресурсов, комплектующих изделий. В свою очередь Беларусь для России является поставщиком качественных высокотехнологических товаров, сельскохозяйственной продукции, важнейший транзитный коридор.
Задание. По материалам периодической печати к семинарскому занятию целесообразно подготовить сообщение о достижениях и проблемах сотрудничества двух государств на определенном современном этапе.
Таким образом, интеграционные процессы Беларуси и СНГ проходят в различных моделях формирования рыночных экономик, в условиях не всегда совместимых стратегий и моделей развития, что осложняет создание конвергенционной системы на подобии Европы. Вступление Беларуси в Программу «Восточное партнерство» и сотрудничеств с СНГ подтверждает многовекторность нашей внешнеполитической доктрины.
1 Гісторыя Беларусі: Вучэбны дапаможнік. Пад рэд. В.І. Галубовіча, Ю.М. Бохана. МН.: 2005, с.544-547.
1 Гісторыя Беларусі: Вучэбны дапаможнік. Пад рэд. В.І. Галубовіча, Ю.М. Бохана. МН.: 2005, с.544-547.
1 Боле подробно см.: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 20006-2010 годы. Мн.: 2006, с.14-42.
1 Материал о Союзе Беларуси и России изложен в методической разработке: основы идеологии белорусского государства. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов. Могилев, 2004, с.17-22.