Правительство в зарубежных странах

1. понятие и виды правительства

2. порядок формирования правительства

3. состав и структура правительства, глава правительства

4. полномочия правительства, компетенции, нормативные акты, издаваемые правительством

1.Правительство – центральный орган управления государством, исполнительная власть. К примеру, в большинстве стран называют Совет Министров (Индия, Франция, Куба), Кабинет Министров (Япония), государственный совет (Швеция, Норвегия), правительство (Чехия, Колумбия), федеральное правительство (ФРГ), федеральный совет (Швейцария).

Правительство – коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

Классификация:

1) по признаку партийности – партийные и беспартийные.

Партийные:

· однопартийные

· многопартийные

Однопартийная – парламентская форма правления, где какая-то партия обладает доминирующим большинством в парламенте (Великобритания), характерен для президентских республик, где министрами – членами кабинета становятся сторонники той партии, которую возглавляет президент.

Многопартийная создается в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте (ФРГ, Италия, Бельгия) – создаются на основе договора партийных фракций по следующему признаку: парламентская партийная фракция, имеющая наибольшее число мест в парламенте назначает своего представителя на пост премьер-министра и еще несколько ключевых должностей. Фракция, которая имеет меньше мест занимает менее значимые посты в правительстве. Самые небольшие фракции занимают второстепенные министерские должности.

Беспартийные правительства:

· беспартийное правительство характерно для стран с абсолютной монархией (ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Катар)

· беспартийные правительства, которые создаются во время ?критических? ситуаций (служебные, деловые, переходные правительства). Они образовываются, когда партийные фракции в стране не могут договориться друг с другом. Данные правительства не принимают важных решений, а занимаются текущим управлением страной. К примеру, в состав такого правительства входят постоянные заместители министров, которые обязаны быть беспартийными. Возможность образования правительств в некоторых странах закреплена в конституциях (конституция Болгарии)

· данный вид беспартийных правительств является не совсем нормальным явлением, т.к. образовывается при диктаторских режимах, когда все политические партии находятся под запретом. К примеру, в состав такого правительства входят военные.

2) в зависимости от степени поддержки со стороны правительства:

· правительства большинства – опирается на поддержку партийных фракций, образующих большинство в правительстве и являются наиболее распространенным видом

· правительства меньшинства – могут быть образованы фракцией, которая не опирается на большинство. Чаще всего возникают как результат политических столкновений и конфликтов. Существуют непродолжительное время и его называют, как правило, временным правительством (Дания, Индия, Швеция – в свое время)

· правительство национального единства – правительство, которое образовано в критической ситуации в послевоенный или послереволюционный период, чтобы объединить ведущие политические партии и политические силы. Основная цель – преодоление тяжелого положения страны или общей опасности (Греция, Ливан).

2.Порядок формирования правительства, к примеру, определен формой правления государства. Выделяют основных способа формирования правительства:

1) парламентский

2) непарламентский

1)Парламентский способ формирования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенным является английская модель, когда правительство формирует лидер партии, победившей на выборах. Такой лидер формирует состав правительства и представляет его вместе с программой деятельности для утверждения в парламент (Канада, индия, Австралия).

В ряде стран для формирования правительства всегда применяется процедура, суть которой – формальное избрание парламентом главы правительства (ФРГ, Япония, Швеция). В ряде стран для того, чтобы правительство приступило к исполнению обязанностей и стало законным и легитимным, оно должно получить поддержку парламентского большинства. Такая модель формирования правительства имеет название «позитивный парламентаризм» (Греция, Италия, Польша, Турция).

В странах Европы применяется принцип «негативного парламентаризма», т.е. правительство не должно получать вотум доверия, а действует после формирования до тех пор, пока не будет предъявлен вотум недоверия (Голландия, Норвегия, Дания).

Чаще всего практикуется формирование правительства следующим образом: предлагается кандидатура не должность главы правительства и если она поддерживается парламентом, то глава правительства (премьер-министр) самостоятельно формирует состав своего правительства.

2) непарламентский способ формирования правительства, к примеру, используется в президентских республиках, где глава государства – президент является главным представителем исполнительной власти, т.е. он назначает и отстраняет от должности членов правительства (США). Данный способ характерен для смешанных республик (Франция).

В некоторых государствах к лицам, которые претендуют на должность члена правительства предъявляются специальные требования (в Великобритании членом правительства может быть только депутат нижней палаты парламента – палаты общин; в конституции Японии – министры-депутаты парламента).

В некоторых странах устанавливается запрет на парламентские должности для министров правительства.

3.Состав правительства включает в себя:

1) главу правительства

2) министров

3) премьер-министра

4) государственных министров

5) статс-министров

6) министров без портфеля – должностное лицо, которое может заниматься разными видами деятельности, они курируют несколько министерств

7) статс-секретарь – помощник министра (премьер-министра)

Парламентский секретарь (Великобритания) – правительственный чиновник, который занимается поддержанием контактов и связей в парламентом.

В абсолютных и дуалистических монархиях и в определенных республиках главой правительства фактически является глава государства.

В парламентских и смешанных республиках и конституционных монархиях всегда есть должность главы правительства (премьер-министр, председатель) (Испания, Чехия, председатель – Италия).

В парламентской форме правления роль и значение премьер-министра достаточно значима, он является главой исполнительной власти, выполняет практически все полномочия главы государства, определяет внутреннюю и внешнюю политику страны. Место и роль главы правительства часто закрепляется в конституциях.

Часто глава правительства одновременно является лидером правящей партии. В большинстве глава правительства подбирает членов правительства, формально они назначаются главой государства, фактически – премьер-министром.

Премьер-министр издает и подписывает правительственные указы, иногда имеет право досрочного роспуска парламента.

4.Правительственые органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, но существующие конституции закрепляют эту компетенцию в общей форме.

Полномочия правительства:

1) в сфере политического руководства – разработка основного курса страны, формирование, планирование и реализация внутренней и внешней политики государства

2) в сфере управления – координирует, согласовывает деятельность всех министерств, является главным органом управления всеми делами страны. Управленческая деятельность реализуется посредством издания специальных актов – приказов, декретов.

3) Правительство проводит назначение на значительное число высших и прочих гражданских и военных должностей

4) В законодательной сфере – правительство имеет собственную регламентированную власть, издает акты нормативного характера, правительство обладает правом законодательной инициативы, разрабатывает и принимает бюджет страны

5) Внешнеполитические – правительство ведет международные переговоры, подписывает соглашения и договоры без ведома законодательных органов

6) Вопросы войны и мира – к примеру, в распоряжении правительства находятся вооруженные силы страны, руководит всеми военными делами, обороной страны

7) Иные полномочия

Наши рекомендации