Образование государства в Спарте и Афинах как проявление античной цивилизации.
В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными (а не личными) рабами - илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства (а, следовательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая была поделена на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя. Жесткость режима, проводившего линию на уравнительность, способствовала как бы консервации существовавших порядков, не давала возникнуть той социальной силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации.
Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею(ХIII век до н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).
Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с, казалось бы, непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.
В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т.е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов. Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов, в противовес был создан Пелопоннесский союз. К нему присоединились и мелкие, бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.
В 431 г. до н.э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война (27 лет), охватившая всю Грецию. Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия. Спарта заключила договор со своими недавними противниками - персами и получила от них большую денежную помощь, пообещав за это отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н.э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.
Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговечным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы - богатый и могущественный полис. В 317 г. до н.э. фиванская армия разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался. От Спарты отделились несколько давно принадлежащих ей областей, и теперь ее владения вновь ограничились пределами Лаконики.
Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам.
Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса.
IV в. до н.э. - это финал классической Греции, ее полисной системы, начало конца древнегреческой цивилизации в целом.
Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а на основе научных знаний.