Лигитимность политической власти. Типы легитимности власти
Власть должна обеспечивать: безопасность, порядок, стабильность, благосостояние. Только тогда власть находится в согласии с общественными нормами и ценностями, а её результаты будут отвечать ожиданиям народа, т.е. власть будет легитимной. А это является существенным признаком власти.
Легитимность власти – это состояние, когда правомочность данной власти определяется обществом и международным сообществом. Это когда власть принимается массами и опирается на их добровольное согласие, а не навязывается силой.
Неоднозначны понятия легитимность и легальность. Легальность – это соответствие власти юридическим нормам права.
Типы легитимности политической власти:
а) рациональный – власть узаконена демократическим путём и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам.
б) идеологический – власть признаётся обоснованной в силу убеждённости или веры людей в правильность тех идеологических ценностей, которые её провозглашены.
в) традиционный – власть признаётся оправданной в силу сложившихся обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и святость издревле существующих порядков.
г) харизматический (персональный) – власть основана на вере людей в исключительные качества, особые способности политического лидера, его непоколебимый личный авторитет. Все эти типы власти являются «идеальными» и не существуют в чистом виде. Они переплетаются при доминировании одного из них. Во все времена легитимность власти была проблемой любых руководителей и чтобы её добиться они пытались влиять на неё любыми средствами: идеологическими, правовыми, нравственными, психологическими, популистскими и др.
Власть и оппозиция
В любые времена и во всех государствах трудно назвать политическую власть, не имеющую оппозиции. Это связано с различием мнений и интересов, позиций, направлений политической жизни, порождённой самой природой политики, которые выражаются в отношениях между власть имущими и теми, кто борется против неё.
В тоталитарных и авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, т. е. ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга.
В демократических политических системах эти силы могут вполне сосуществовать и конструктивно взаимодействовать, причём оппозиция может использовать разные формы как взаимодействия с властью, так и влияния на неё.
Оппозиция, как правило, делится по принципу лояльности по отношению к действующей политической власти:
1) Лояльная оппозиция – действует как часть политической системы, соблюдает её основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью.
2) Полулегальная оппозиция – включает политические силы, которые воздерживаются от противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других сил, выходящих за рамки разрешённого законом.
3) Нелегальная оппозиция – осуществляет открытую политическую деятельность, часто использует насильственные средства борьбы, а поэтому исключается из политической системы и подавляется властными структурами.
По Конституции государственная власть в Украине осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако существуют каналы разделения ресурсов (материальных, финансовых, информационных), высокая степень коррумпированности властных структур, объединение правовых и насильственных форм принуждения, не высокая степень легитимности. По источникам формирования власть в Украине является корпоративно-клановой, олигархично - демократической с недостаточно оформленным юридическим механизмом сдерживаний и противовесов. Однако всё этот связано с переходным этапом развития нашего общества и будет постепенно меняться.