Особенности иудейского права
Следует отметить, что по сравнению с другими религиозными правовыми системами становление и развитие иудейского права сопряжено с его многочисленными изменениями, далеко не однозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений.
Проблема периодизации иудейской общественно-политической и правовой жизни далеко не проста и не маловажна для понимания сущности и выполняемой иудейским правом роли в жизни еврейского сообщества. Наиболее распространенными критериями периодизации процесса становления и развития правовой системы являются не столько «чисто» юридические, сколько «смешанные» с правовыми социально-политические критерии.
Чрезвычайно противоречивый характер процесса становления и развития иудейского права оставил заметный отпечаток как на его внешней стороне (структура священных книг, формы иудейского права и др.), так и на его сущности и содержании.
Как свидетельствует история, противостояние иудаизма и основанного на нем уклада жизни евреев, с одной стороны, и соответствующих им общественно-политических систем – с другой, носило не временный и не локальный характер, а фактически постоянный и глобальный, практически распространяясь на все сферы общественной и государственной жизни и охватывая все периоды развития иудейской религии и права.
Так, древние иудеи проявляли крайнюю религиозную нетерпимость к языческой вере, накладывавшую соответствующий отпечаток и на характер всех иных отношений к «языческим народам». Наиболее ярко это выразилось в период существования у иудеев теократического государства, когда, как утверждается в священных книгах, Господь Бог был для них – «своего избранного народа» - одновременно и Богом, и небесным царем, и земным царем, и законодателем и «главным военным вождем»
Необходимость поддержания и сохранения чистоты иудейской веры и вместе с тем религиозная нетерпимость в этот период обусловливались наряду с сугубо религиозными также и социально-экономическими причинами, ибо религиозные догматы и постулаты выступали и как стержень, главное звено иудейской религии, и как основа всего государственно-правового и общественного мироздания древних евреев.
Крайне отрицательное отношение иудеев к языческой вере и их носителям сохранялось и в последующие годы. Это не могло не вызвать соответствующей реакции со стороны последних по отношению к иудеям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением.
Необходимо подчеркнуть преимущественно императивный характер иудейского права, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над правами и свободами субъектов иудейского права.
Среди многочисленных и разнообразных обязанностей по отношению к иудейской вере и к Богу главной для правоверного иудея является обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу.
Важнейшими этическими, религиозными и одновременно юридическими обязанностями в системе иудейского права являются обязанности, связанные с непременным соблюдением религиозных праздников. В священных книгах и писаниях – источниках иудейского права – особое внимание уделяется субботе. Субботний день считается освященным самим Богом и должен быть посвящен молению Богу.
Аналогичная заповедь-обязанность в той или иной форме повторяется и в других Священных писаниях и книгах.
Весьма важная группа обязанностей иудеев связана с жертвоприношениями и строгим соблюдением требований к ним и ритуалов. Требования строгого соблюдения обязанностей в публично-правовой сфере, ритуалов, заповедей и содержащихся в них запретов сопровождались, как правило, или поощрительными или же принудительными санкциями.
Говоря о преобладании в системе иудейского права обязанностей, запретов, и ограничений перед правами и свободами, следует иметь в виду во избежание недопонимания, во-первых, условность выделения в религиозных правовых системах, особенно в таких системах теократических государств, подсистем публичного и частного права, а во-вторых, условностей отделения прав и свобод, с одной стороны, от обязанностей – с другой.
Нужно обратить внимание на многофункциональный характер иудейского права, проявляющийся в том, что оно выполняет не только стандартные функции, свойственные любой правовой системе (регулятивные, воспитательные и др.), но вместе с тем имеет и свои собственные, только ему присущие, специфические функции.
Речь идет прежде всего о функциях, связанных с формированием еврейского сообщества и поддержанием его на протяжении многих веков в духовно-нравственном и религиозном единении. Это своего рода объединительная функция иудейского права, возникшая на религиозной основе. Соблюдение одних и тех же законов, одних и тех же заповедей, обычаев, а позднее национальных и иных традиций, несомненно объединяло иудеев между собой независимо от того, проживали они на совей исторической родине или в других странах, выступало одним из важнейших факторов формирования и сохранения сообщества.
Значительная группа функций иудейского права связана не только с воздействием на его повседневную экономическую, социально-политическую и иные сферы жизни общества, но и на современное израильское право. При этом особенно подчеркивается, что традиционное и значительное влияние обнаруживается не только в его различных институтах и содержании, но и, отчасти, в его понятийном аппарате и правовом толковании. Даже Декларация независимости Израиля, принятая в 1948 г. утверждающая по аналогии с декларациями других демократических государств основные принципы, на которых должны базироваться само государство, права и свободы граждан, закрепила положение о том, что «государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками».
Следует учесть ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран. В отличии от ранних стадий своего развития и от других правовых систем современное иудейское право не имеет прямого регулятивного воздействия на все общественные отношения, возникающие в пределах израильского общества и государства. Сфера его непосредственного регулятивного воздействия в настоящее время – это система отношений, являющихся объектом регулирования при посредстве норм семейного права, прежде всего система отношений, возникающих между людьми в процессе и в результате бракосочетания и разводов. Кроме того, иудейское право регулирует отношения, касающиеся иудейского религиозного милосердия и богослужения, а также вопросы бракосочетаний и разводов «иностранных евреев», проживающих в Израиле.
Подобная, сравнительно узкая сфера прямого регулирования общественных отношений с помощью норм иудейского права вовсе не означает, что оно не имеет влияния на все иные общественные отношения. В качестве примера можно сослаться на т.н. «диетическое право иудейской религии», нашедшее свое отражение в действующем законодательстве Израиля, насчет ограничения разведения свиней, которые, как известно, согласно иудейской религии, являются «нечистыми животными», запрещенными к употреблению евреями Торой. В течение многих веков, напоминается в исследованиях иудейского права, свинья была «символом выражением ненависти и презрения христиан к иудеям». В силу этого под влиянием иудейских религиозных норм и обычаев в Израиле были приняты законы, «запрещающие под угрозой наказания в виде огромных штрафов держать, выращивать и резать свиней». Указанный правовой запрет не распространяется лишь на специально обозначенные в законах места, «где проживает в основном христианское население».
Ограниченный характер непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права внутри израильского общества в определенной мере компенсируется распространением его на евреев, проживающих в других странах. Здесь также идет речь о религиозных нормах, обычаях и ритуалах, касающихся прежде всего заключения и расторжения браков.