Универсальная система коллективной безопасности

Она была основана на нормах Устава ООН и предусматри­вает действия государств в соответствии с решениями этой ор­ганизации. Начало универсальной системе коллективной безо­пасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г. Направленная против блока агрессивных стран, коалиция представляла пример возможности широкого сотруд­ничества государств с различными социально-экономическими системами и идеологическими взглядами. К моменту разгрома гитлеровской Германии (1945 г.) коалиция объединяла 47 госу­дарств.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединен­ных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы "из­бавить грядущие поколения от бедствий войны". Система кол­лективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, ох­ватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее примене­ния в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мир­ного разрешения международных споров (гл. VI); меры разору­жения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопас­ности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их ис­пользованием (ст. 42).

Поддержание международного мира и безопасности стро­ится на базе общепризнанных принципов и норм международ­ного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Сове­том Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Особого внимания заслуживают операции ООН по поддер­жанию мира. Их задача сводится к следующему: а) расследова­ние инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения; б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня; в) содействие поддержа­нию законности и правопорядка; г) предоставление гуманитар­ной помощи местному населению; д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от предстоящей задачи операции ООН мо­гут представлять собой миссии военных наблюдений или ввода ограниченного контингента войск.

Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы: 1) принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;

2) добровольность предоставления воинских контингентов госу­дарствами-членами, приемлемыми для сторон; 3) финансиро­вание международным сообществом; 4) командование Генераль­ного секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ; 5) беспристрастность сил и све­дение к минимуму применения военной силы (только для само­обороны).

В основе всеобщей коллективной безопасности лежит Устав ООН. Ограничимся указанием на

характерные черты системы безопасности ООН. Прежде всего обращает на себя внимание упор на

предупреждение угрозы миру путем создания и поддержания всесторонней системы мирного

сотрудничества. Во имя этого государства обязаны проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с

другом, как добрые соседи; развивать дружественные отношения и всестороннее сотрудничество;

создавать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным

обязательствам.

Упор на предупреждение присущ и методам, применяемым при возникновении конфликтной

ситуации. Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения; решать споры и

ситуации исключительно мирными средствами; объединять свои силы для поддержания мира и

безопасности.

Первостепенное значение для безопасности имеет запрещение угрозы силой или ее применения.

Только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях,

предусмотренных ее Уставом. Совет Безопасности определяет наличие угрозы миру или нарушения

мира, прежде всего акта агрессии. Установив соответствующие факты, он решает принять меры,

предусмотренные Уставом.

Чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации, Совет Безопасности прежде всего может

потребовать от сторон в конфликте выполнения временных мер, которые не должны наносить

ущерба правам и притязаниям участников.

Для обеспечения осуществления своих решений Совет Безопасности вправе применить

невоенные меры воздействия, потребовать от членов ООН полного или частичного прекращения

экономических отношений, транспортного сообщения, работы линий связи и, наконец,

дипломатических отношений с государствомDправонарушителем.

Если Совет Безопасности сочтет, что такого рода меры оказались недостаточными или могут

оказаться недостаточными, то он вправе принять решение о применении мер военного воздействия.

Они могут включать демонстрацию вооруженных сил, блокаду и другие операции вооруженных сил

членов1. Последние обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности соответствующие

вооруженные силы и средства их обслуживания. ГосударстваDчлены должны содержать в состоянии

постоянной готовности соответствующие контингенты вооруженных сил2. В таких случаях помощь

Совету Безопасности оказывается его ВоенноDштабным комитетом.

Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону3. Такое

право — необходимый институт любой правовой системы. Член общества вправе в случае нападения

использовать имеющиеся в его распоряжении средства защиты. Устав ООН подтвердил

существование «неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если

произойдет вооруженное нападение» (ст. 51). Совет Безопасности должен быть немедленно извещен

о принятых мерах. Право на самооборону осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности не

примет меры, необходимые для восстановления мира.

Меры самообороны должны быть адекватными, не выходить за пределы необходимой обороны. В

ответ на локальный пограничный конфликт нельзя развертывать полномасштабные военные

действия. Право на самооборону возникает лишь при наличии факта вооруженного нападения, и,

следовательно, превентивные военные действия являются неправомерными.

Наши рекомендации