Политическая мысль античности. Для политической мысли античности был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому
Для политической мысли античности был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому. Древнегреческие мыслители стремились понять сущность государства, его место и роль в жизни общества. Они формулировали идею о всеобщем благе и общем интересе как основу объединения людей в государственную общность. Кроме того, они использовали философские методы познания и объяснения политической реальности, такие как: сравнение, анализ, синтез, классификация.
В середине I тысячелетия появляются первые политические учения, носящие философско-эстетический характер. Это связано было, прежде всего, с именами Платона и Аристотеля, которые понимали науку о политике как науку о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве1.
Платон (427-347 до н. э.) учил, что есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношений наивысшим осуществлением идеи Блага является государство. В своих произведениях "Государство" и "Законы" Платон создал оригинальную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в пище, жилище, одежде и т.п. Задача государства обеспечить реализацию общих интересов граждан. Обеспечению общих интересов должны быть подчинены их частные интересы 2.
Согласно Платону, справедливость – это основной показатель устройства государства: соответствие целей человека целям государства. Справедливость как некая абстракция реализует себя в трех добродетелях: мудрости, мужестве и умеренности. Эти три добродетели соответствуют трем иерархическим слоям общества:
1. Правители, власть, мудрецы – мудрость
2. Воины стража, чиновники – мужество
3. Ремесленники, работники - умеренность
Это деление используется Платоном и для дифференциации таких форм правления как:
-монархия(власть 1 мудреца)- аристократия (власть многих)
-тимократия (власть воинов) – олигархия(меньшенство умеренных)
-демократия (власть всех граждан) - тирания(власть правителя).
Платон отдает предпочтение аристократическому государству, где власть принадлежит мудрецам (философам), т. е. людям, обладающим истинным знанием и добродетелью. Монархическую форму правления государством он также считает лучшей. Тимократия - это власть честолюбцев, а честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию-господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства государство раскладывается на две части: богатые и бедные. Между ними идет непрерывная борьба. Это борьба заканчивается установлением демократии-власти большинства. При отсутствии разумного регулятора свобода ведет к анархии, хаосу в государственных делах. В условиях общественного беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий из его среды становится тираном. Так демократия превращается в тиранию - наихудшую форму государственного устройства1.
Аристотель (384-322 до н. э.), ученик Платона, обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как "Политика", "Афинская полития" и "Этика".
Аристотель предложил посмотреть на государство с двух позиций: во-первых, с точки зрения, чьи интересы защищает государство — интересы всего общества или корыстные интересы правителей; во-вторых, с точки зрения, сколько людей участвуют в принятии управленческих решений2.
В итоге он выделил шесть типов государства: Монархия, Аристократия Политика Тирания Олигархия Демократия.
Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию), где власть осуществляется во имя общего блага, и неправильные (тиранию, олигархию, демократию), где механизм власти подчинен лишь интересам тех, кто правит.
Древнегреческими философами были разработаны многие понятия, которые используются в настоящее время в политической науке: политика, полис, монархия, демократия, аристократия и т. д. Кроме этого они сформулировали важные нормы морали в политике: «человек является мерой всех вещей» (Протагор), «что законно, то и справедливо» (Сократ). Они считали, что только основываясь на справедливых законах, на нравственности, можно создавать гуманное общество. Они искали идеальные модели государственного устройства. Так, Аристотель склонялся к мысли, что в условиях, когда массы не готовы принимать активное участие в управлении делами общества, наиболее оптимальной формой правления является монархия.
Идеальные модели государственности, созданные древнегреческими философами, кажутся нам сегодня архаичными, надуманными, утопическими. Но эти модели свидетельствовали, что человечество встало на путь поиска оптимальных форм общественно-политического устройства, в наибольшей степени отвечающих интересам и чаяниям многих людей.