Факт и информация, заключенная в нем
Главной особенностью сценария фильма является то, что в его основе лежит документальный материал, другими словами, документальный объект внимания автора сценария будущего художественного, документального, научного или рекламного фильма. В свою очередь, материалом для определения и формулирования документального объекта внимания служит факт, т.е. истинное событие, происшествие, явление, человек, предмет и т.п., ибо они имеют место в действительности. Именно факт, являясь побуждением внешним, может стать позывом внутренним и явиться той песчинкой, которая способна превратиться в драматургическую жемчужину в достойный фильм.
Факт, прежде всего, - носитель информации. А информация - это не что иное, как совокупность сведений о том или ином факте или, если хотите, документальном объекте внимания сценариста.
Информация, заключенная в факте, бывает абсолютной и относительной.
Абсолютная информация не выходит за границы факта и содержит сведения, касающиеся непосредственно самого факта.
Относительная информация - это информация, выходящая за пределы объекта внимания и содержащая в себе сведения о других объектах, когда-либо и каким-либо образом взаимодействовавших с исследуемым объектом.
К другим видам информации можно отнести актуальную и потенциальную, абстрактную и конкретную информации.
Актуальная информация - это информация, содержащая в себе сведения о том или ином объекте, важные и необходимые для нас в данный момент, в данный исторический отрезок времени.
Потенциальная информация - это совокупность сведений, могущих стать таковыми в будущем. Подобная информация предполагает некий домысел как логически обоснованный фантастический элемент.
И, наконец, конкретная информация есть результат развития абстрактной информации, т.е. переход от отдельно взятого информационного элемента к целостному объекту. Назовем это движение от одного вида информации к другому - индукцией, обобщением частного, взаимосвязью и взимопроникновением фрагмента и образа в целом.
Информацию, заключенную в документальном объекте внимания можно и нужно определить количественно, поскольку для дальнейшей работы сценаристу необходимо иметь как можно больше информации об интересующем его факте. Количество информации всегда обратно пропорционально вероятности существования факта в том виде, в каком мы его наблюдаем. Чем меньше такая вероятность, тем больше информации несет в себе факт.
Обратимся к примеру. Пусть наш документальный объект внимания ( факт) - вбитый по шляпку гвоздь. В этом случае, абсолютная информация о гвозде - это его конфигурация, размер и материал, из которого он сделан. Относительная информация поведает нам -куда, зачем и он вбит. Информация актуальна, ибо действие по отношению к гвоздю уже совершено. Информация абстрактна, поскольку гвоздь всего лишь крепежный элемент некоторой конструкции. Для определения количества информации, заключенной в данном факте, обратимся к относительной информации и рассмотрим варианты, которые дадут нам разные результаты. Если гвоздь вбит в дерево, как ему положено, и крепит конкретную деревянную конструкцию, то вероятность такого положения вещей достаточно высока. Следовательно, количество информации минимально. Если гвоздь вошел в дерево вкривь и вкось, и острый конец его торчит наружу, то вероятность подобного случая падает, количество информации возрастает. И, наконец, если этот злополучный гвоздь вбит не в дерево, а в человеческое тело, количество информации неизмеримо велико, и ее конкретизация рисует нам невероятную и потрясающую картину. И здесь уже можно вести речь о создании на этой документальной основе яркого и образного сценария художественного фильма.
Вопросы для самопроверки
1. Что лежит в основе сценария фильма?
2. Что представляет собой абсолютная и относительная информация
о документальном объекте внимания?
3. Назовите виды информации, заключенной в документальном материале.
4. Как определяется количество информации?
ДРАМАТУРГИЗАЦИЯ ФАКТА
Драматургизация факта, который, в свою очередь, есть документальный объект внимания сценариста, - это творческий процесс преобразования последнего в художественный драматургический материал.
Как мы уже знаем, драматургический анализ факта выявляет заключенные в нем ситуацию, конфликт и событие. Определив и сформулировав эти три составляющие, можно непосредственно приступить к процессу драматургизации документального объекта внимания. Собственно говоря, этот процесс представляет собой преобразование документального объекта внимания сценариста, который, будучи воплощенным в форму видеофильма, становится художественным объектом внимания публики. При этом каждая составляющая, заключенная в документальном материале, преобразуется соответственно в ситуацию, конфликт и событие, определяющие драматургическую основу художественной производной, взятой от реального факта. Тематически, идейно и жанрово реальный факт адекватен своему драматургическому аналогу.
Наглядно процесс драматургизации можно представить в виде следующей схемы.
Документальный материал
| Драматургический материал
|
Легко догадаться, что полученные в процессе драматургизации три художественные составляющие есть не что иное, как художественные образы соответствующих документальных составляющих.
Основным инструментомдля подобного преобразования информационно-логического материала в эмоционально-образный драматургический материал служит метафора.
Развитие и разрешение конфликта может идти двумя путями:
· первый - перестает существовать одна из конфликтующих сторон,
· второй - с одной из конфликтующих сторон происходит некая метаморфоза, в результате которой она становится по существу адекватной другой, первоначально конфликтующей с ней, стороне.
Пример.Поставим перед собой следующую творческую задачу: предложенный документальный материал, а именно фрагмент газетной заметки, преобразовать в материал драматургический, т.е. повергнуть его к драматургизации.
«Когда лицей не по зубам»
...Мой сын тоже учится в престижном лицее. Но у меня нет такого благостного настроения по этому поводу. Как раз наоборот. И похоже, что нам придется покинуть стены этого учебного заведения по материальным соображениям.
Учебники - это я понимаю. Но скажите, зачем на наши деньги делать в школе евроремонт, когда больше половины учеников живут в стесненных материальных условиях? Дирекция лицея постоянно говорит нам, что родительские деньги идут на дополнительное образование.
Но ведь из денег, собранных родителями, делается еще и глобальный ремонт: навесные потолки, стеновые панели, и прочее, и прочее. А дома я не могу купить рулон обоев.
Проведем предварительный драматургический анализ данного документального объекта внимания.
Ситуацию в нем образуют две стороны, одна из которых - учащиеся лицея и их родители, другая - дирекция учебного заведения.
Конфликтом является противостояние: с одной стороны, взыскание от лица дирекции денежных сумм с лицеистов и их родителей, с другой стороны, - невозможность последних эти деньги внести.
События, то бишь разрешения конфликта, в документальном материале нет, поэтому при драматургизации появляется необходимость это событие домыслить.
Таким образом, можно сделать вывод о драматургичности данного документального материала и приступить к работе над непосредственной драматургизацией предложенного факта. Результат этого процесса можно представить в виде игрового фильма, сценарий которой выглядит следующим образом.
«Когда лицей не по зубам»
Действуют:Лицеисты,
Директор,
Строитель,
Мадам.
( Исполняя куплеты, появляется шеренга бравых лицеистов).
Лицеисты(поют): А мы отнюдь не террористы!
Нас греют знания и труд.
А мы ребята-лицеисты,
Из нас таланты так и прут!
Навстречу лицеистам выходит Директор. Лицеисты скандируют «Ать! Два!» и останавливаются.
Директор:Ай да молодцы! Молотки да и только!
Лицеисты(вместе): Здрав! Жал! Гос! Дир!
Директор:Вольно! А ну, друзья мои, перекликнемся. Чтоб, значит, все,как есть, тут и были.
Лицеисты делают расчет по порядку, заменяя слова Первый! Второй!» на собственные имена.
- Лицеисты: -Вася!
- Коля!
- Маня!
- Степа!
- Катя!
-Таня!
- Гоша!
-Нюра!
-Юля!
- Капитолина!
Директор:А Вася, Коля и Маня где?
Лицеисты:
- Нет и не будет.
- Они на обустройство территории не наскребли.
- Извиняйте, сказали - и с глаз долой.
Директор:Прискорбно! Значит так: к завтрему - в фонд класса, на факультатив и на призрение сирот. А теперь - гуляй по домам!
Лицеисты убегают.. Директор хлопает в ладоши.
Появляется строитель.
Строитель:Какая команда будет, начальник?
Директор:Будем паркет стелить, евроокно ставить, люстры вешать. Готов?
Строитель:Всегда готов!
Директор:Тогда - вперед!
Строитель уходит с песней.
Строитель: Кончай зевать! Кончай икать!
Сиять лицею при обнове!
Мне шпатлевать не привыкать.
И наводить красу не внове!
Директор:Так тому и быть! Не лицей будет, а загляденье.
Выходит - шеренга Лицеистов. Их осталось пять человек.Но они продолжают жизнерадостно петь.
Лицеисты:А мы отнюдь не террористы! Нас греют знания и труд. А мы ребята-лицеисты, Из нас таланты так и прут!
Под «Ать! Два!» Лицеисты останавливаются
Директор:А ну, друзья мои, перекликнемся!
Лицеисты:- Таня!
- Гоша!
- Нюра!
-Юля!
-Капитолина!
Директор:А где Степа и Катя?
Лицеисты:
- Нет и не будет!
- Они на призрении сирот погорели.
- Извиняйте, сказали - и с глаз долой.
Директор:Весьма прискорбно! Значит так: к завтрему - на 8-е марта, на компьютерный класс, ну и, опять же, на обустройство. Вопросы есть? Вопросов нет. Тогда - гуляй по домам!
Лицеисты весело убегают. Директор хлопает в ладоши. Появляется строитель.
Строитель:Какая будет директива, начальник?
Директор:Кондиционеры монтировать! Натяжные потолки рассупонивать!
Стены дубом опанеливать!
Строитель:Всегда готов!
Директор: Тогда с богом!
Строитель с песней уходит.
Строитель:Кончай зевать! Кончай икать!
Сиять лицею при обнове!
Мне шпатлевать не привыкать
И наводить красу не внове!
Директор:То-то же! Не лицей будет, сновидение.
Появляется с песней последняя Лицеистка - Капитолина
Капитолина: А я отнюдь не террористка!
Мне ближе -знания и труд.
А я девчонка - лицеиста,
Мои таланты так и прут!
Директор:И кто же ты такая будешь?
Капитолина:Капитолина и есть.
Директор:А скажи мне, Капитолина, где остальные?
Капитолина:Нет и не будет! Потому как на дубовые панели не тянут, а с натяжных потолков и вовсе нищают.
Директор:Да-а-а... А скажи мне, Капитолина, кто твой папа будет, ежели ты такая упорная?
Капитолина:Как кто? Известное дело - новый русский. Ему что дуб, что потолки - раз плюнуть!
Директор:Оно - конечно... Да только, дорогая ты моя Капитолина, один, как говорится, в поле не воин. Самое время, лицей на бордель пустить. А ты, того, гуляй себе по добру - по здорову! Небось, папа тебе аттестат, хошь в переходе, а все одно купит...
Капитолина весело убегает. Директор хлопает в ладоши.
Появляется Мадам.
Мадам:Что скажете, любезный?
Директор: А то и скажу! Ей-ей, пропадай, лицей! Даешь на зуб казино да клуб! С фойе, фонтаном и кафе-шантаном! Битте-дритте, фрау-мадам! Мои палаты, а ваши гроши!
Мадам:Битте-дритте, господин хороший.
Музыка. Директор и Мадам, пританцовывая, уходит.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое драматургизация факта?
2. Какова связь между документальным материалом и драматургическим?
3. Как выглядит схема драматургизации?
4. Что служит основным инструментом драматургизации?