Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Администраторы судов

На этот департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ст. 30 Закона о судебной системе (текст приведён выше) сам обеспечивает свои организационные потребности. Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей юрисдикции (ч. 1 ст. 1 Закона о мировых судьях). Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (ч. 1 ст. 10 Закона о мировых судьях). Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов — дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона о мировых судьях).

Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функций по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации.

На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента возложены практически все функции, из которых слага­ется организационное руководство судами. В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять, в частности:

§ разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложений о финансировании судов и квалификационных коллегий судей;

§ изучение организации деятельности судов и разработку предложений о ее совершенствовании;

§ внесение в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов;

§ определение потребности судов в кадрах; обеспечение рабо­ты по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимо­действие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппа­ратов судов;

§ разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;

§ ведение статистического и персонального учета судей и ра­ботников аппаратов судов, а также работников органов и учрежде­ний Судебного департамента;

§ ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

§ организация строительства зданий, а также ремонта и тех­нического оснащения зданий и помещений судов, органов и учреж­дений Судебного департамента;

§ принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

§ организация материального и социального обеспечения, ме­дицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем;

§ взаимодействие с адвокатурой и государственными органа­ми по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

§ организация и обеспечение работы экзаменационных комис­сий по приему квалификационногоэкзамена на должность судьи;

§ возбуждение по согласованию с председателями соответству­ющих судов ходатайств о награждении работников аппаратов судов государственными наградами и присвоении им почетных званий.

Для реального выполнения этих и многих других полномочий Судебный департамент и его местные органы наделены правами:

§ запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и полу­чать от них необходимые документы и материалы;

§ контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; прово­дить ревизииих финансово-хозяйственной деятельности;

§ привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консуль­таций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

§ вносить в Верховный Суд РФ и Правительства РФ предло­жения об улучшении условий труда, материального и социального, обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Центральный аппарат Судебного Департамента состоитизряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов; главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления; управления государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного управления; управления делами; управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдела учебных и образовательных учреждений; отдела международно-правового сотрудничества. Допускается образование, и других, подразделений.

Как и во многих иных государственных органах, в аппарате Судебного департамента должен функционировать совещательный орган при Генеральном директоре — коллегия, члены которой назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспеченияих деятельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ и Всероссийскому съезду судей.

Местные органы Судебного департамента — управления (отделы) — обеспечивают выполнение соответствующих задач на территории субъекта Федерации. Возглавляютих начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъек­тов Федерации.

Закон о Судебном департаменте (ст. 17—19) предусматривает введение в штаты всех гражданских судов общей юрисдикции дол­жностных лиц, именуемыхадминистраторами судов.

Администраторы верховных судов республик, краевых, облас­тных и приравненных к ним судов должны назначаться начальни­ком входящего в центральный аппарат Судебного департамента глав­ного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, а администраторы районных судов — начальниками мест­ных управлений (отделов) Судебного департамента по представлению председателей соответствующих судов. В принципе в таком же порядке должны назначаться администраторы военных судов (ч. 3 ст. 34 Закона о военных судах).

Администраторы подчинены председателям "своих" судов и выполняют их распоряжения. Однако их деятельность должна про­текать под контролем органов Судебного департамента и во взаимо­действии с ними.

Основная задача — освобождение председателей судов; их заместителей и судей от необходимости выполнений организацион­ной работы. Ких обязанностям отнесены, к примеру, следующие:

— принятие мер по организационному обеспечению деятельно­сти суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

— взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранитель­ными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

— обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания санаторно-курортного лечения;

— осуществление информационно-правового обеспечения дея­тельности суда;

— организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

— организация охраны здания, помещений, имущества суда в нерабочее время; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы;

— организация строительства зданий, а также ремонта и тех­нического оснащения зданий и помещений суда;

— разработка проекта сметы расходов суда, утверждаемой председателем суда, и представление его в соответствующее подраз­деление Судебного департамента или управление (отдел) Судебно­го департамента.

Учреждение Судебного департамента и его местных органов, введение должностей, администраторов судов, естественно, не дол­жно повлечь за собой полное освобождение от выполнения функции организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдик­цииих руководителей, функционирующих в этих судах президиумов и вспомогательных аппаратов. Председателям судов, их замес­тителям, судьям придется и впредь тратить какую-то часть своего рабочего времени на эту работу, опираясь на помощь государствен­ных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправле­ния. Без содействия этих органов невозможно решать многие воп­росы обеспечения нормальной деятельности не только арбитражных судов, но судов общей юрисдикции.

Реформа не должна, по крайней мере в ближайшие годы, при­вести и к полному отстранению Министерства юстиции РФ и его органов от участия в выполнении рассматриваемой правоохранитель­ной функции в отношении судов общей юрисдикции. Невозможно будет обойтись, к примеру, без опоры на давно и хорошо налажен­ную в Министерстве юстиции РФ работу по учету и кодификации законодательства, поддержанию его в рабочем состоянии и своевременному информированию о нем судов и других государственных органов. Не обойтись также без его учебных заведений, занимающихся повышением квалификации как нотариусов, других представи­телей юридической профессии, так и судей. Не удастся в ближайшие годы полностью изолировать суды от органов юстиции также в связи с коренной реорганизацией структур, призванных исполнять приговоры и иные судебные решения, в частности, в связи с созданием службы судебных приставов и передачей ее в подчинение Ми­нистерства юстиции РФ. На его местные органы,какотмечено выше, возложена значительная часть "забот" по организационному обес­печению деятельности мировых судей.

С учетом сказанного, а также в связи с тем, что Министерство юстиции РФ, как будет показано ниже, играет важную роль в обес­печении других правоохранительных функций, необходимо иметь о нем и его основных задачах более полное представление.

Наши рекомендации