Особенности дипломатической службы
Особенности японской дипломатической службы современной Японии вытекают из той социально-политической, экономической и духовно-нравственной среды, в которой она сформировалась. Ограниченность территории и высокая плотность населения в течении всего исторического развития страны требовали большого внимания в государственном управлении к вопросам стабильности общества, заблаговременного предупреждения возможных социальных конфликтов, прогнозирования общественных процессов.
Для успешного решения этих вопросов ключевую роль всегда играла и особенно играет сегодня опора на информацию— ее сбор, обработку, анализ и использование в повседневной дипломатической и государственно-управленческой деятельности. Информация служила основой для поиска консенсуса между социальными группами, имевшими разные интересы. Она играла также важную организационную роль, поскольку обмен ею внутри государственного аппарата обеспечивал необходимую координацию между различными его звеньями, способствовал формированию устойчивых управленческих цепей, обеспечивающих своевременное принятие государственных решений. Информация, используемая в работе министерств и ведомств, являлась и является одним из факторов эффективности государственной службы Японии. Каждое государственное ведомство ежегодно издает одну или несколько так называемых «белых» или «синих» книг по отраслям и проблемам государственной политики. В этих книгах содержится подробный отчет о работе, проделанной государственными органами за истекший год.
МИД Японии выпускает «синюю книгу по внешней политике», в которой дается анализ текущей международной обстановки, излагаются основные направления внешней политики страны, сообщается о мероприятиях в двусторонних отношениях Японии с зарубежными странами и ее контактах с международными организациями. Проект очередной книги каждый год утверждается на заседании правительства страны.
В современную эпоху роль информации во внешней политике еще больше возрастает. Компьютерные телеконференции, общение по информационным сетям, передача видеоизображений с помощью информационных сигналов стали реальностью в наши дни. В связи с этим в МИД Японии серьезное значение придают вопросам компьютеризации, совершенствованию информационных сетей — как внутриведомственных, так и внешних, а также расширению имеющейся информационной базы. На работу по сбору и обработке информации министерству выделяется специальный бюджет. Для повышения эффективности информационного обмена между центральным министерством в Токио и японскими дипломатическими учреждениями за рубежом установлена компьютерная сеть LAN (Local area network), оборудованная необходимой системой защиты информации[220].
Укрепление информационного фактора в дипломатической службе Японии рассматривается как средство оказания более качественных административных услуг населению страны. В целях повышения уровня знаний в обществе о внешнеполитических вопросах, а также в ответ на растущие потребности со стороны населения МИД Японии с апреля 2001 г. начал практику ознакомления «по запросу» с имеющейся служебной документацией. Любой японец может обратиться в информационный центр министерства, заполнить специальную форму и просмотреть на экране компьютера интересующий его документ при условии того, что этот документ не является секретным.
В министерстве постоянно функционируют «Службы предоставления факсимильной и телефонной информации о ситуации, касающейся безопасности японских граждан в конкретных странах». В случае возникновения любых инцидентов в этой области информирование населения оперативно осуществляется с помощью общенационального телевидения и прессы.
Наряду с информационным фактором в дипломатической службе Японии важное место отводится психологическим аспектам.Как показывает практика, успех в решении вопроса приходит в том случае, если в коллективе сложилась атмосфера «единой команды». В министерстве принято, что сотрудники отдела или нескольких отделов находятся в одной комнате, за соседними столами. Рядом, лицом к ним сидит начальник отдела. Появляется ощущение сопричастности, отсутствуют задержки в рассмотрении отдельных аспектов проблемы. Нередко проводятся ситуационные игры, позволяющие провести «мозговую атаку» в отношении сложного вопроса и выработать варианты для его решения. Подобное коллективное размещение сотрудников не всегда привычно для европейского мышления, поскольку создает определенные ограничения для индивидуализации работы. Однако японец находит индивидуальное «самовыражение» как раз через «социализацию», прежде всего, через принадлежность к малой социальной группе (в данном случае — коллектив отдела).
Данные организационные аспекты связаны и с подходами японских служащих непосредственно к выполнению заданий. Опыт работы с представителями японского МИДа свидетельствует о том, что они, как правило, «структурируют» проблемы. Причем делают это достаточно профессионально. Первым шагом на пути структуризации является составление определенного вопросника, который позволяет выделить конкретные аспекты проблемы и обнаружить взаимосвязь между ними. Вопросник помогает и в беседе с иностранными партнерами. Он часто передается заранее, чтобы партнер тоже мог соответствующим образом подготовиться к беседе. При этом вопросы в большинстве случаев формулируются таким образом, чтобы на них не могло последовать однозначного ответа — «да» или «нет». Считается желательным, чтобы собеседник обязательно в какой-то форме выразил свое отношение к вопросу, поскольку ответ, даже в общей форме, будет так или иначе показывать степень готовности или «зрелости» данного аспекта.
Переговоры являются для сотрудников МИДа одной из важнейших форм реализации внешнеполитических задач. Основами переговорной тактики для японцев считается определение балансаинтересов сторон, расстановка приоритетов в собственной позиции, разработка поэтапного сценария их реализации.
Контрольные вопросы
1. Какое влияние оказали исторические факторы на формирование японской дипломатической службы?
2. Какова законодательная база японской государственной службы в современных условиях?
3. Дайте характеристику кадрового обеспечения МИД Японии.
4. Как вырабатываются внешнеполитические решения в МИД Японии?
5. Какую роль в процессе выработки внешнеполитических решений Японии играет внутриведомственная координация?
6. Что следует учитывать при ведении переговоров с дипломатами Японии?
Литература
1. Панов А.Н. Дипломатическая служба Японии и эволюция японо-советских и японо-российских отношений в послевоенный период 1945-1995 гг. М., 1995.
2. Кадзухико Того. 50 лет японской дипломатии. На русском языке. М., 1996.
3. Илышев А.В. Так создают госэлиту в стране Восходящего солнца // Служба кадров. 2001. № 8.
4. Сэйсё Г. Синяя книга по внешней политике. На японском языке. Токио, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
№ 1. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 5 июля 1995 г. № 119-ФЗ
№ 2. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885
№ 3. Об утверждении положения О Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271
№ 4. Структура Министерства иностранных дел Российской Федерации
№ 5. Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы. Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 981
№ 6. О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории «в» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748
№ 7. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375
№ 8. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1497
№ 9. Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве. Указ Президента Российской Федерации
от 7 сентября 1999 г. № 1180
№ 10. Об утверждении Положения о консульском учреждении Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330
№ 11. Об утверждении Положения о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации. Указ Президента Российской Федерации
от 29 сентября 1999 г. № 1316
№ 12. О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371
№ 13. «Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным». Выступление В.В.Путина на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г.
№ 14. О некоторых вопросах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337
№ 15. Вопросы финансового и материального положения Министерства иностранных дел Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. № 1029
№ 16. Правила внутреннего трудового распорядка для работников центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждены приказом по МИД России от 5 января 1996 г. № 76 А
№ 17. Положение о Департаменте кадров Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 августа 1996 г. № 6369
№ 18. Структура Департамента кадров МИД России
№ 19. Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430
№ 20. Положение о Правовом департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 марта 1998 г. № 2053
№ 21. Положение о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России
от 4 ноября 1996 г. № 9304
№ 22. Положение о порядке приема в МИД России выпускников высших учебных заведений, впервые поступающих на государственную службу. Утверждено приказом по МИД России от 14 марта 2001 г. № 2467
№ 23. Порядок представления руководящих дипломатических работников загранучреждений и центрального аппарата МИД России и его представительств на территории Российской Федерации к присвоению дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла и Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса. Утверждено приказом по МИД России от 11 февраля 1999 г. № 1294
№ 24. Положение о ротации дипломатических кадров. Утверждено приказом по МИД России от 6 июля 1994 г. № 3521
№ 25. Положение о кадровом резерве МИД России. Утверждено приказом по МИД России от 4 августа 1998 г. № 9140
№ 26. Об усилении трудовой дисциплины в коллективах загранучреждений МИД. Приказ по Министерству иностранных дел Российской Федерации от 16 мая 1997 г. № 4703
№ 27. Положение о работе с ветеранами дипломатической службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 1 декабря 1999 г. № 14329
[1]Шмидт С.О. Российское государство в середине XVI столетия. М., 1984. С. 96-97.
[2] Интересно отметить, что название «дьяк» пришло из церковного лексикона, так же, как и в Италии первые светские дипломатические агенты заимствовали свои названия — «нунции, легаты» из реестра дипломатической службы Ватикана. Это было связано и с тем, что в те времена именно церковники были наиболее грамотными, знающими иностранные языки людьми.
[3] Белокуров С.А. О Посольском приказе. М., 1906. С. 49.
[4] Langhorn R. The Practice of Diplomacy: Its Evolution, Theory and Administration. Routledge, 1995. Ch. 6. P. 14.
[5] См.: История внешней политики России. М., 1998. С. 259.
[6] В Париже, Мадриде, Гааге в год утверждения штата российских представителей не было.
[7] Примером могут служить договоры с Китаем 1858 г. и с Бухарой 1868 г.
[8] В МИД не любили пожилых «аутсайдеров», т. е. чиновников других ведомств, стремившихся попасть на высшие дипломатические должности. В связи с этим был установлен возрастной ценз.
[9] Должности переводчиков главных европейских языков в МИД не было.
[10] МИД был одним из самых малочисленных ведомств: в центральном аппарате вместе с нештатными служащими работало не более 200 сотрудников, за границей находилось около 700 человек.
[11] Троцкий был снят с поста наркома 8 апреля 1918 г. за срыв переговоров о мире с Германией. Как можно судить по воспоминаниям лиц, его знавших, он не особо тяготел к дипломатии и понимал свои обязанности весьма узко, как необходимость выполнять мало импонирующее ему поручение руководства страны.
[12] Во время формирования Наркоминдела Г.В.Чичерин, находился в английской тюрьме за свою революционную деятельность. В январе 1918 г. советское правительство добилось его возвращения на родину и по предложению В.И.Ленина он был назначен «товарищем» (заместителем) наркома иностранных дел. 9 апреля 1918 г. он был назначен и.о. наркома, а 30 мая 1918 г. народным комиссаром иностранных дел.
[13] Ленин В.И. Поли. Собр. Соч. Т. 45. М, 1975. С. 447.
[14] Термин, обозначавший группу приграничных с Россией стран: Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши.
[15] Это создавало определенные неудобства. И хотя такой порядок соблюдался долгое время, в конце концов было решено вернуться к общепринятым наименованиям дипломатических представителей, что было оформлено Указами Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. и 11 февраля 1981 г.
[16] Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. М. 1923. № 10.
[17] Приводится по: Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР. М., 1995. С. 266-267.
[18] Канада в эти годы не поддерживала дипломатических отношений с СССР, хотя в 1924 г. и признала его де-юре. Официальные дипломатические отношения между обеими странами сначала на уровне миссий, затем с преобразованием в посольства были установлены только в июне 1942 г. Тем не менее вопросы, связанные с политикой этой страны, входили в компетенцию территориального отдела.
[19] В первоначальной редакции Указа вместо слова «классы» стояло слово «ранги», что привело к неправильному толкованию Указа даже в энциклопедической литературе. Спустя 40 лет в первоначальный текст было внесено изменение: слово «ранги» было заменено на слово «классы».
[20] В 1953 г. эта форма была отменена с сохранением только несколько измененной парадной формы Послов и Посланников.
[21] При министре продолжал действовать совещательный орган — Коллегия МИД CCCР.
[22] См.: Государственная служба / Под ред. А.В.Оболонского. М., 1999. С. 10.
[23] См.: «Об основах государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119 — ФЗ с изменениями, внесенными федеральными законами от 18 февраля 1999 г. № М 35—ФЗ и от 7 ноября 2000 г. № 135—ФЗ. Ст. 2. Приложение № 1.
[24] Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. М., 2000. С. 16.
[25] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 8. С. 131, 132.
[26] См.: Российская дипломатия: История и современность // Материалы научно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посольского приказа. М, 2001. С. 387.
[27] См.: Брокгауз А.Ф., Ефрон ИЛ. Энциклопедический словарь. СПб., 1900. С. 437.
[28] См.: Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 205-206, 319-321; 339-341, 475-485, 490-495.
[29] Государственная должность — это специальное правовое (юридическое) установление, определяющее содержание, возможности и объем участия человека в реализации компетенции государственного органа власти. Соответственно, государственная должность дипломатической службы — это государственная должность федеральной государственной службы, учреждаемая в системе Министерства иностранных дел для осуществления полномочий внешнеполитического ведомства в сфере международных отношений.
[30] См.: Приложение № 6.
[31] См.: Камбон Ж. Дипломат. М., 1946. С. 11.
[32] Прежде всего, это положения о верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России (ст. 4. ч. 2), единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 5.ч. 3), приоритете прав и свобод человека и гражданина (ст. 18), об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2), разделении власти (ст. 10), равном доступе граждан к государственной службе (ст. 32. ч. 4), обязанностях должностных лиц (ст. 24, ч. 2, ст. 41, ч. 3, ст. 46. ч. 2) и др.
[33] См.: Приложение № 1.
[34] См.: Указы «Об утверждении перечней должностей федеральной государственной службы Российской Федерации»; «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы», «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы», «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего», «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим», «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих», «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы», «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», «О денежном содержании федеральных государственных служащих», «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и другие.
[35] См.: Постановления Правительства Российской Федерации «Вопросы финансового и материального положения Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 5 апреля 1999 г. № 373; «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047; «О Межведомственной комиссии по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 11 августа 1995 г. № 1462; Приказ Министра общего и профессионального образования Российской Федерации «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих» от 25 декабря 1995 г. и другие.
[36] См.: Статистический бюллетень. М, 2001. № 4(78). С. 11.
[37] См.: Приложение № 2.
[38] См.: Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999. С. 216.
[39] Концепция утверждена Президентом Российской Федерации 28 июля 2000 г. В Концепции дается анализ международной обстановки к началу XXI в., оценка ситуации, складывающейся вокруг Российской Федерации, обозначены принципы и приоритеты ее внешнеполитического курса, механизмы его реализации.
[40] Министерства иностранных дел имеются практически во всех государствах, хотя некоторые из них носят и другие названия. В США оно именуется Государственным департаментом, возглавляемым государственным секретарем. Во Франции — Министерством внешних сношений, в Англии — Министерством иностранных дел и по делам содружества, в Швейцарии — Федеральным департаментом иностранных дел, в Ливии — Главным народным комитетом по внешним связям и международному сотрудничеству. Однако функции их в основном совпадают и сводятся к повседневной деятельности по осуществлению внешнеполитических задач своего государства.
[41] См.: Приложение № 3
[42] Далее будем именовать загранпредставительствами.
[43] Далее будем именовать подведомственными организациями.
[44] См.: О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. N° 417. Выписка // Дипломатический вестник. 2002. №6. С. 11.
[45] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1061.
[46] На 30 мая 2002 г. представительства МИД России открыты в Архангельске, Астрахани, Барнауле, Биробиджане, Владивостоке, Владикавказе, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Йошкар-Оле, Калининграде, Краснодаре, Красноярске, Майкопе, Махачкале, Минеральных водах, Мурманске, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Пскове, Самаре, Санкт-Петербурге, Сочи, Сыктывкаре, Улан-Удэ, Уфе, Хабаровске, Чите, Южном Сахалине. В процессе открытия: в Благовещенске, Казани, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону.
[47] Дальнейшее изложение структуры дается по состоянию на январь 2000 г.
[48] См.: Приложения № 12.
[49] Департамент международных организаций занимается только вопросами, связанными с деятельностью Организации Объединенных Наций, а также ряда организаций, ей подотчетных. Вопросы деятельности таких организаций, как Совет Европы, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничестве в Европе и даже НАТО входят в компетенцию Департамента общеевропейского сотрудничества. Деятельность такой специализированной организации ООН как ЮНЕСКО отнесена к функциям Секретариата Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
[50] См.: Приложение N° 20.
[51] См.: Приложение № 19.
[52] См.: Приложения № 3, 8, 10, 11.
[53] См.: Приложение № 14.
[54] Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции был подписан 16 февраля 1989 г. Ратификационная грамота передана на хранение Генеральному Секретарю ООН 15 марта 1989 г.
[55] Первые российские консульства были учреждены в Амстердаме в 1707 г. и в Вене в 1718 г.
[56] Собрание циркуляров МИД по Департаменту внутренних сношений.
СПб., 1904. С. 229.
[57] Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. Ратификационная грамота депонирована Генеральному Секретарю ООН 25 марта 1964 г.
[58] Ноты МИД России от 3 и 13 января 1992 г.
[59] Дипломатический вестник. 2000. № 10. С. 106.
[60] См.: Конвенция 1961 г. п. 3 ст. 41; Конвенции 1963 г. п. 2 ст. 55.
[61] См.: Венская Конвенция о дипломатических представительствах 1961 г. п. 1 ст. 1.
[62] См.: Конвенции 1961 г. п. 1 ст. 22.
[63] Так гласит п. 2 ст. 31 Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г.
[64] Например, в федеральном бюджете ФРГ имеется статья «исключительные возмещения», которой предусматривается возмещение на основе взаимности ущерба, причиненного демонстрантами представительствам других государств в ФРГ.
[65] Вализа (фр. valise — чемодан) — опечатанный в установленном порядке почтовый мешок, ящик или чемодан дипломатического или консульского курьера.
[66] Таких серий две: «СД» — выделяется для автомашин глав дипломатических представительств (фон красный, надписи белые); «Д» — выделяется для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов диппредста-вительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при МИД Российской Федерации; (фон красный, надписи белые); «К» — для автомашин, принадлежащих остальным сотрудникам представительств, а также для машин, принадлежащих зарубежным органам печати, радио, ТВ, аккредитованным при МИД Российской Федерации, а также представительствам зарубежных банков и фирм, их сотрудникам, аккредитованным при различных министерствах и ведомствах РФ (фон желтый, надписи черные). Спецзнаки ежегодно возобновляются (перерегистрируются).
[67] Реквизиция — принудительное отчуждение за плату или временное изъятие государством пребывания имущества, принадлежащего консульским учреждениям, а также консульским должностным лицам и членам их семей.
[68] В статьях 29—35 говорится о неприкосновенности личности дипагента и его частной резиденции, об иммунитете дипагента от уголовной, гражданской и административной ответственности, об освобождении дипагента от налогов, сборов и пошлин, от всех трудовых и государственных повинностей.
[69] Так, например, установление дипломатических отношений между бывшим Советским Союзом и США было оформлено в ноябре 1933 г. обменом личными письмами между М.МЛитвиновым, являвшимся в то время народным комиссаром по иностранным делам СССР, и президентом США Ф.Д.Рузвельтом. Другим примером служит подписанное в Лондоне в июне 1942 г. соглашение об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и Канадой, под которым поставили свои подписи И.М.Майский, являвшийся послом СССР в Великобритании, и Верховный Уполномоченный Канады в Англии Мэссей. Наиболее употребительной формой в настоящее время стала публикация согласованного коммюнике.
[70] См.: Приложения №8,9,11.
[71] Так, дипломатическое представительство Ливии в Москве именуется Народным комитетом Народного бюро (а его глава — секретарем). Страны Содружества обмениваются между собой Верховными Комиссарами, которые эквивалентны классу послов.
[72] В некоторых странах посланники именуются полномочными министрами.
[73] Charge d'Affaires en pied (сокр. Charge d'Affaires e.p.) или Charge d'Affaires avec lettres (фр.).
[74] Charge d'Affaires ad interim (сокр. Charge d'Affaires a.i.).
[75] В связи с этим в дальнейшем материал раздела будет излагаться приме-нительно к классу посла.
[76] Статусом «персоны грата» пользуются все дипломатические сотрудники представительства.
[77] Иногда задержка в агремане бывает проявлением своего рода ответа (реторсией) на такую же задержку на запрос агремана со стороны государства аккредитования в прошлом. Время для ответа на запрос агремана Венской Конвенцией не определено.
[78] Полномочия постоянного поверенного в делах выдаются министром иностранных дел аккредитующей страны и вручаются министру иностранных дел страны аккредитования.
[79] Введена Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным.
[80] По Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. о дипломатических сношениях 1961 г. глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала относятся к категории дипломатических агентов (ст. 1 п. «е»)
[81] В настоящее время многие посольства нанимают сотрудников обслуживающего персонала также из числа местных граждан.
[82] Включение в список военных атташе и их помощников может быть и иным, например, на принципе взаимности, т.е. договоренности со страной пребывания с учетом дипломатического списка ее Посольства в аккредитующем государстве.
[83] Старшие дипломатические сотрудники иностранных посольств, замещающие послов на время их отсутствия или болезни.
[84] В очень больших посольствах протокольную работу может возглавлять дипломат и более высокого ранга: второй и даже первый секретарь.
[85] В задачу ЮНЕП входит организация, стимулирование и координация международного сотрудничества по борьбе с загрязнением и иными видами ущерба, наносимого окружающей среде; содействие разработке и координация осуществления политики и программ рационального использования природных ресурсов и окружающей среды; деятельность в области международно-правового регулирования, сбора и распространения информации, подготовки кадров и создания национальных органов по охране окружающей среды.
[86] См.: Иванов И.С. Внешняя политика и мир. Статьи и выступления. М., 2000. С. 140-148.
[87] Вступила в силу 18 марта 1967 г., СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.
[88] Прежде всего, федеральными законами «О гражданстве Российской Федерации», «О нотариате Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и др.
[89] См.: Приложения № 3, 8, 10.
[90] См.: Приложение № 10.
[91] См.: Российская газета. 17 июля. 2002.
[92] Это в равной мере касается судов речного флота, средств автомобильного и железнодорожного транспорта России.
[93] См.: Путин В.В. Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г. (Приложение № 13).
[94] См.: Российская газета. 2001. 4 апреля.
[95] См.: Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.
[96] Иммунитеты и привилегии главы и дипломатического персонала постоянного представительства государства при региональных и субрегиональных международных организациях регламентируются соответствующими правовыми актами этих организаций и, в основном, аналогичны действующим в рамках вышеназванной Венской Конвенции 1975 г.
[97] Названный так по месту проведения учредительной встречи (г. Вассенаар, Нидерланды, 1995 г.) международный механизм по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения. Создан в июле 1996 г. на базе Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ) с полноправным участием России.
[98] Было открыто в 1989 г. как Постпредство СССР при Евросоюзе.
[99] Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М, 1995. С. 128-129.
[100] 2 Выпускники, окончившие вуз с отличием, могут назначаться на должность атташе с выдачей дипломатического паспорта при выезде в РЗУ.
[101] См.: Иванов И.С. Выступление на встрече с молодыми специалистами // Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 101; Он же. Дипломатическая служба как она есть // Российская газета. 2002. 14 марта.
[102] См.: Правила внутреннего трудового распорядка для работников центрального аппарата МИД России. Раздел III. Приложение № 16.
[103] См.: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Ст. 6; Указ Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службе» от 30 января 1996 г. № 123.
[104] См.: Приложение № 23.
[105] См.: Энциклопедический словарь работника кадровой службы / Под ред. В.А.Анисимова. М., 1999. С. 233-234.
[106] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 102.
[107] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 8. С. 131, 132.
[108] Иванов И.С. Диапломатическая служба как она есть // Российская газета. 2002. 14 марта.
[109] См.: Иванов И.С. Выступление в МГИМО(У) 1 сентября 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 10. С. 106.
[110] См.: Сборник материалов по консульским вопросам. Т. 1. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 194—251.
[111] См.: Приложение № 7.
[112] В качестве примера см.: Приложения № 17, 18, 19, 20, 21.
[113] Всероссийские курсы иностранных языков МИД России.
[114] См.: Приложение № 20.
[115] См.: Положение о ротации дипломатических кадров, утвержденное приказом по МИД России от 6 июля 1994 г. № 3521 // Приложение № 24.
[116] См.: Государственная служба. Сборник нормативных актов. М., 2001. С. 115.
[117] См.: Приложение № 6.
[118] Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонал. М., 1995. С. 128-129.
[119] Выпускники, окончившие вуз с отличием, назначаются на должность атташе с выдачей дипломатического паспорта при выезде в РЗУ.
[120] См.: Приложение № 22.
[121] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 101.
[122] Приказ по МИД России «О новой редакции типовых проектов трудовых договоров (контрактов)» от 28 февраля 2000 г. № 1816.
[123] Приказ по Минздраву СССР от 1 июня 1988 г. № 444.
[124] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337 (ст. 4.).
[125] См.: Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 321.
[126] Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей» от 2 декабря 1994 г. № 1337 (ст. 3) // Приложение № 14.
[127] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337 (ст. 1).
[128] См.: Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 2002. 18 апреля.
[129] Иванов КС. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. М, 2000. С. 7.
[130] См.: Приложение № 16.
[131] По состоянию на 1 сентября 2001 г.
[132] Ежегодно Дипломатическую Академию по системе второго и дополнительного образования заканчивают до 200 человек, по системе повышения квалификации — 400 человек (См.: Дипломатический вестник. 2000. № 7. С. 91).
[133] См.: Приложение № 18.
[134] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 23. Ст. 2501.
[135] Положение о порядке формирования, ведения, хранения и передачи в архив личных дел сотрудников МИД России, утвержденное приказом по МИД России от 19 сентября 1997 г. № 1145.
[136] Согласно Инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 28 октября 1995 г. № 1050.
[137] См.: Собрание законодательства РФ. 1997. № 20. Ст. 2239.
[138] В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Приложение № 1.
[139] См.: п. 1 Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 марта 1998 г. № 983 // Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 205.
[140] Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 479.
[141] 1 См.: Лаптев В.Б. Дипломатическая академия МИД России в системе высшего профессионального образования // Дипломатический ежегодник. 2000. С. 335.
[142] См.: Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих. Сборник нормативных и методических материалов. Вып. I. С. 104-114.
[143] Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1999 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 2. С. 15.
[144] Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 135.
[145] См.: Ашин Г.К. Политическое лидерство: Оптимальный стиль // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 121—122.
[146] Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Т. VIII. М., 1984. С. 20.
[147] См.: Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 // Приложение № 2.
[148] См.: Шепель В.М. Управленческая психология. М, 1984. С. 174.
[149] См.: Путин В.В. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г. // Приложение № 13.
[150] См.: Приложение № 21.
[151] См.: Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990. С. 17.
[152] Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. М, 2000. С. 36.
[153] См.: Приложение № 1.
[154] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1306.
[155] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1164.
[156] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1163.
[157] Ставки должностных окладов даны с учетом 50%-й и 20%-й индексаций, проведенных соответственно в 1999 и 2000 гг.
[158] См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 173.
[159] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 18. Ст. 2022.
[160] См.: Собрание законодательства РФ. 2000. № 5. Ст. 527.
[161] См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 26. Ст. 2573.
[162] См.: Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5912.
[163] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 36. Ст. 3540.
[164] См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 9. Ст. 789.
[165] См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 20. Ст. 1895.
[166] См.: Собрание законодательства РФ. 1997. № 36. Ст. 4130.
[167] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
[168] См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N° 26. Ст. 2571.
[169] См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 26. Ст. 2577.
[170] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 2000.
[171] См.: Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5012.
[172] См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N° 17. Ст. 1963.
[173] См.: Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3753.
[174] См.: Российская газета. 1993. 21 сентября; Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.
[175] См.: Собрание законодательства РФ. 2000. № 4. Ст. 388.
[176] См.: Собрание законодательства РФ. 1994. № 25. Ст. 2718.
[177] См.: Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 195.
[178] См.: Путин В.В. Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей МИД России 12 июня 2002 г.
[179] См.: Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271. Об утверждении «Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации»
[180] См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г., № 1497. Об утверждении «Положения о Посольстве Российской Федерации»
[181] См.: Делопроизводство в системе государственного управления. Учебно-практическое пособие / Отв. ред. Е.В.Охотский. М., 2001. С. 234.
[182] Международная жизнь. 2000. № 8—9. С. 3—14.
[183] Распоряжение Президента Российской Федерации от 8 июня 1998 г. № 215 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 24. Ст. 2725; Постановление Правительства от 24 июня 1998 г. № 626 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3210.
[184] Внешняя культурная политика России — год 2000. Тезисы // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76—77.
[185] Дипломатический словарь. Т. 1. М., 1984. С. 327.
[186] См.: Камбон Ж. Дипломат. М, 1946. С. 53.
[187] Распоряжение № 162 от 23 февраля 1993 г.
[188] См.: Дипломатический вестник. 2000. № 10. С. 106.
[189] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N° 7. Ст. 30. Позже в него вносились поправки и изменения. См. федеральные законы от 13 января 1995 г. № 6-ФЗ, от 6 июня 1995 г. № 87-ФЗ, от 19 июня 1995 № 114-ФЗ, от 27 декабря 1995 г. №211-ФЗ.
[190] Цит. по: Хавратович И.М. Чичерин Г.В. М, 1980. С. 72.
[191] См.: Делопроизводство в системе государственной службы. М., 2001. С. 252.
[192] См.: Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1974. С. 249.
[193] См.: Report on Standards of Conduct in the International Civil Service. P. 9.
[194] Цит. по: Эгон Ф. Раншофен-Вертхаймера Международный секретариат. Фонд Карнеги. 1945.
[195] Сэр Эрик Друммонд (1876—1951 гг.) — «первый международный гражданский служащий». С 1900 г. находился на британской дипломатической службе в качестве личного секретаря премьер-министра Герберта Эсквита и позднее министров иностранных дел Эдварда Грея и Артура Бальфура.
[196] Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М.: Мысль, 1974. С. 250-251
[197] The International Civil Service Commission. A Quarter-Century Serving the United Nations Common System. NY. P. 10.
[198] Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962. С. 74.
[199] Попов В.И. Современная дипломатия, теория и практика. М., 2000. С. 275.
[200] Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962. С. 81—82.
[201] Там же. С. 82.
[202] Никольсон Г. Указ. соч. С. 86.
[203] Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекция. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство. М., 2000. С. 14.
[204] Петров В.П., Владимиров Ю.В. Кэ д'Орсэ. М., 1966. С. 67.
[205] Конституция Франции 1958 г. Ст. 11.
[206] Конституция Франции 1958 г. Ст. 11.
[207] Ведрин Ю. Выступление в Национальном собрании Франции при представлении бюджета МИД на 2000 г. // Личный архив автора.
[208] Audition du ministre des Affaires etrangeres, M.Hubert Vedrine, par le Senat, Paris, 9 decembre 1999 // Личный архив автора.
[209] См.: Diplomatic Service Order in Council 1991. Civil Service Commissioners Report. London: HLSO, 1991. P. 37-41.
[210] Henkin Louis. Foreign Affairs and the United States Constitution. Second edition. Oxford: Clarendon Press, 1997. P. 317-319.
[211] Цит. по: Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987. С. 18.
[212] East Maurice A. and Dillery Edward C. The United States. The State Department's Post-Cold War Status in Foreign Ministries. Change and Adaptation / Ed. by B.Hocking, Houndmills. L.: MacMillan Press, 1999. P. 228.
[213] The Diplomatic Service List 1997. L.: HMSO, 1997. P. 15-82.
[214] Reinventing Diplomacy in the Information Age. Center for Strategic and International Studies. Wash., D.C., 1998. P. 157.
[215] См.: Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961. С. 130.
[216] David Allen. United Kingdom. The Foreign and Commonwealth Office. «Flexible, responsive and proactive?» in Foreign Ministries. 1999. P. 210.
[217] Lenkins S., Sloman A. With Respect, Ambassador. An Enquiry into the Foreign Office. L.: BBC, 1985. P. 28.
[218] См.: Гайко Сэйсё. Синяя книга по внешней политике. На японском языке. Токио, 2001. С. 174.
[219] См.: Гайко Сэйсё. Указ. соч. С. 176.
[220] См.: Гайко Сэйсё. Указ. соч. С. 175.