Конституционное право

по направлению:

«Юриспруденция»

Подготовка к каждому семинарскому занятию включает тщательную проработку всех учебных вопросов лекции, задания на самостоятельную подготовку, рекомендованной научной, учебной литературы и нормативно-правовых актов.

1. Для овладения понятийным аппаратом учебной дисциплины студентам рекомендуется в тетради по предмету отвести место для "Словаря юридических терминов по конституционному праву России", в который следует вносить как по указанию преподавателя, так и самостоятельно, разъяснения новых (неизвестных) юридических понятий.

2. План каждого семинарского занятия предусматривает проведение письменного контрольного опроса ("летучки"), который обычно включает 1-2 конкретных вопроса или практическую задачу по теме семинара. Студенты должны кратко, по возможности схематично, основываясь на теоретических положениях и конституционно-правовых нормах, изложить ответ на поставленный вопрос. Как правило, после написания "летучки" преподаватель выделяет студентам 1-2 минуты для проверки правильности ответов.

3. При подготовке "ролевой игры" студенты самостоятельно изучают конституционно-правовые нормы, регламентирующие права и обязанности участников игры, стремясь не только к усвоению учебного и нормативного материала, но и к моделированию проблемных ситуаций, поиску путей разрешения юридических коллизий, пробелов и неопределенностей в законодательстве и т.д. Каждый студент должен быть готов реализовать свои знания в любой "правовой роли".

4. При подготовке сообщений (информации), докладов и других публичных выступлений студент должен получить консультацию у ведущего преподавателя, изучить рекомендованную юридическую литературу, нормативно-правовые акты, составить развернутый план-конспект, стремясь к наиболее системному изложению материала. Обязательные требования к публичным выступлениям: соединение теории конституционного права по излагаемой проблеме, вопросу с конституционно-правовой практикой. Время, отводимое на публичное выступление, как правило, не должно превышать 8-10 минут. После завершения выступления студент должен быть готов к ответам на вопросы преподавателя, студентов. Материалы публичного выступления, при условии доработки и оформления в соответствии с требованиями кафедры, могут быть представлены (после согласования с преподавателем) для защиты в качестве контрольной работы.

5. Интеллектуальная разминка проводится обычно в начале занятия и преследует цель оперативного контроля подготовленности студентов, ускорения их включения в учебный процесс путем постановки преподавателем ряда конкретных вопросов (10-12) в течение короткого промежутка времени (5-7 минут). Вопросы подбираются таким образом, чтобы охватить весь учебный материал, предлагаемый для изучения на занятии. Преподаватель осуществляет учет правильных (не правильных) ответов студентов, нацеливает на поиск необходимых правовых норм, теоретических положений, добиваясь, чтобы студенты на все поставленные вопросы ответили правильно и по возможности, самостоятельно.

1. Юридическая экспертиза правовых актов является одной из форм обучения и заключается в самостоятельном аналитическом исследовании конституционно-правовых актов (индивидуальных и нормативных) в целях установления их соответствия Конституции РФ, действующему конституционному законодательству. По результатам юридической экспертизы студент должен сделать вывод, обосновав свою позицию ссылками на статьи правового акта (актов) имеющего высшую юридическую силу. Целью юридической экспертизы является освоение студентами формально-юридического метода исследования, приобретения практических навыков толкования правовых норм.

III.1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации