Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя
С8. 1. «Экономика и ее роль в жизни общества».
1) Понятие об экономике. / Экономическая сфера – сфера, обеспечивающая материальное благосостояние общества.
2) Смыслы понятия «экономика»:
а) наука;
б) хозяйство.
3) Основные группы экономических отношений:
а) производство благ;
б) распределение благ;
в) обмен благами;
г) потребление благ.
4) Уровни организации экономической деятельности:
а) экономика домашнего хозяйства;
б) экономика локальных рынков и фирм;
в) национальное хозяйство;
г) мировая экономика.
5) Основные вопросы экономики:
а) что производить?
б) как производить?
в) для кого производить?
6) Сущность и проблемы экономического выбора: альтернативная стоимость.
7) Специфика экономического развития в современном мире.
С8. 2. «Основные экономические системы»
1) Понятие об экономических системах. / Экономическая система как способ организации хозяйственной жизни общества.
2) Функции экономических систем:
а) удовлетворение материальных потребностей общества;
б) рациональное потребление ограниченных благ;
в) определение способа и характера производства и распределения благ.
3) Типы экономических систем:
а) традиционная экономика;
б) рыночная экономика;
в) командная (плановая) экономика;
г) смешанная экономика (социально регулируемое рыночное хозяйство).
4) Основные различия между экономическими системами:
а) роль государства в экономике;
б) доминирующие формы собственности;
в) механизмы регулирования хозяйственной деятельности;
г) характер распределительных отношений;
д) характер отношений между производством и потреблением.
5) Специфика современного социально ориентированного рыночного хозяйства.
С8. 3. «Роль государства в рыночной экономике
1) Государство как субъект хозяйственной деятельности. / Государство – участник социально регулируемого рыночного хозяйства.
2) Причины усиления роли государства в экономике:
а) расширение масштабов экономики;
б) усложнение характера экономической деятельности;
в) увеличение числа хозяйствующих субъектов;
г) несостоятельность рыночных механизмов в решении ряда экономических проблем.
3) Механизмы государственного регулирования экономики:
а) прямые (государственное планирование и прогнозирование, государственная собственность, государственные заказы и субсидии);
б) косвенные (кредитно-денежные, налоговые, бюджетно-финансовые).
4) Функции государственного регулирования:
а) производство общественных благ;
б) борьба с монополизмом, защита свободной конкуренции;
в) создание правовой основы рыночной экономики, гарантирование прав собственников;
г) макроэкономическое регулирование, структурная политика;
д) регулирование рынка труда, участие в социальном партнерстве;
е) поддержание стабильного курса национальной валюты.
5) Специфика государственного регулирования в периоды спада мировой экономики.
С8. 4. «Налоги и их роль в экономической жизни общества».
1) Сущность налогов. / Налоги – основной источник доходов государственного бюджета.
2) Основные виды налогов:
а) прямые налоги;
б) косвенные налоги.
3) Структура налогооблагаемой базы:
а) налоги с физических лиц;
б) налоги с юридических лиц.
4) Функции налогов:
а) социальная;
б) стимулирующая;
в) фискальная;
г) регулирующая.
5) Тенденции развития налоговой системы в современной России.
С8. 5. «Банки и банковская система».
1) Понятие о банках и банковской системе.
2) Основные задачи банков:
а) аккумулирование свободных финансовых средств;
б) инвестирование финансовых средств в перспективные экономические проекты.
3) Структура банковской системы:
а) Центральный банк;
б) Коммерческие банки.
4) Основные виды банковских операций:
а) активные;
б) пассивные;
в) кредитно-посреднические.
5) Работа банков с клиентами:
а) прием вкладов и кредитование физических лиц;
б) размещение средств и кредитование юридических лиц.
6) Роль банковских инвестиций в развитии реального сектора экономики.
7) Банки в мировой финансовой системе.
8) Развитие банковской системы в современной российской экономике.
С8. 6. «Роль фирмы в рыночной экономике».
1) Фирма (предприятие) – первичное звено рыночной системы хозяйства. / Понятие о фирме (предприятии).
2) Признаки фирмы:
а) наличие имущества;
б) юридический адрес;
в) коллектив работников;
г) участие в хозяйственной деятельности.
3) Экономические цели деятельности фирмы:
а) максимизация прибыли;
б) минимизация затрат.
4) Основные виды фирм (предприятий):
а) хозяйственные товарищества (полное, коммандитное);
б) хозяйственные общества (с ограниченной ответственность, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество);
в) производственные кооперативы;
г) индивидуальные предприятия;
д) унитарные предприятия.
5) Производство товаров и услуг – главная функция фирм.:
6) Роль фирм в формировании спроса и предложения; равновесной цены.
7) Деятельность фирм в условиях рыночной конкуренции.
С8. 7. «Факторы производства и факторные доходы».
1) Факторы производства – ресурсы, непосредственно вовлеченные в производственный процесс.
2) Основные факторы производства:
а) земля (земли сельскохозяйственного назначения, земли под предприятиями, полезные ископаемые, лесные и водные ресурсы);
б) труд (умения, квалификация работников);
в) капитал (здания, сооружения, станки, оборудование, финансы на счетах предприятия, продукция на складах и пр.);
г) предпринимательская активность (соединение в процессе производства остальных факторов).
3) Важнейшие факторные доходы:
а) рента;
б) заработная плата;
в) процент;
г) прибыль.
4) Информация – новый фактор производства в современной экономике.
5) Изменение роли и значения факторов производства в современной экономике./ Главенствующая роль человеческого фактора в современной экономике.
С8. 8. «Экономическая свобода и социальная ответственность».
1) Экономическая свобода – фундамент функционирования рыночной экономики.
2) Проявления экономической свободы:
а) свобода производителя (самостоятельно принимает решения что и как производить);
б) свобода потребителя (самостоятельно принимает решения что и как потреблять).
3) Социальная ответственность производителя:
а) не производить в ущерб обществу (с нарушением законов, традиций, морали);
б) не нарушать принципы честной конкуренции;
в) не производить в ущерб природе (соблюдать экологическое законодательство).
4) Социальная ответственность потребителя:
а) не потреблять сверх необходимого;
б) не потреблять в ущерб обществу, принятым правилам и нормам;
в) не потреблять в ущерб природе.
5) Неразрывная связь экономической свободы и социальной ответственности – условие развития современной системы хозяйствования.
С8. 9. «Разделение труда и специализация».
1) Понятие о разделении труда./ Разделение труда – обособление качественно отличных видов трудовой деятельности.
2) Этапы общественного разделения труда:
а) выделение сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) из охоты и собирательства;
б) выделение промышленности (ремесла) из сельского хозяйства;
в) выделение торговли из сельского хозяйства и ремесел;
г) выделение финансов и банковского дела;
д) выделение управления, менеджмента.
3) Уровни общественного разделения труда:
а) международное;
б) межрегиональное;
в) межотраслевое;
г) между фирмами;
д) внутри фирмы.
4) Специализация и кооперация производителей как следствие разделение труда.
С8. 10. «Экономический цикл и экономический рост
1) Понятие об экономическом цикле./ Экономический цикл – период цикличности деловой активности./ Экономический цикл – модель развития рыночной экономики.
2) Основные фазы экономического цикла:
а) экономический спад (кризис);
б) экономическое сжатие (рецессия);
в) оживление в ряде отраслей хозяйства;
г) экономический подъем.
3) Причины циклического развития экономики:
а) внешние причины (вооруженные конфликты, изменение международной конъюнктуры производства энергоносителей, крупные инфраструктурные проекты);
б) внутренние причины (качество монетарной политики правительства, изменение соотношения совокупного спроса и совокупного предложения, накопление больших запасов товаров сверх спроса).
4) Экономический рост и соотношение с экономическим циклом.
5) Пути экономического роста:
а) экстенсивный (расширение масштабов использования сырьевых ресурсов, рабочей силы и пр.);
б) интенсивный (качественное улучшение факторов производства, техники и технологии).
6) Научно-технический прогресс и повышение квалификации работников – основные факторы экономического роста в современной экономике.
С8. 11. «Измерители экономической деятельности».
1) Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов./ Понятие об измерителях экономической деятельности.
2) Функции макроэкономических показателей:
а) измерение объема производства в конкретный момент времени;
б) определение факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики;
в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития;
г) разработка государственной экономической политики.
3) Основные макроэкономические показатели:
а) валовый внутренний продукт (ВВП) (это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период);
б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени);
в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства));
г) объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике;
д) объем инвестиций в национальную экономику;
е) объем национального экспорта и импорта и др.
4) Система национальных счетов – информация о состоянии экономики страны.
С8. 12. «Рынок и рыночный механизм».
1) Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности.
2) Признаки рыночной экономики:
а) экономическая свобода производителя и потребителя;
б) формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения;
в) действие механизма свободной конкуренции;
г) многообразие форм собственности, гарантирование неприкосновенности прав собственника.
3) Участники рынка:
а) производитель (формирует предложение товаров и услуг);
б) потребитель (определяет спрос на товары и услуги).
4) Рыночное равновесие – формирование равновесной цены.
5) Основные функции рынка:
а) посредническая (соединение спроса и предложения);
б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары);
в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные);
г) санирующая, оздоравливающая (выявление и выведение с рынка убыточных, неэффективных предприятий, принуждение их к банкротству);
д) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования).
6) Виды рынков:
а) рынок земли и природных ресурсов;
б) рынок потребительских товаров и услуг;
в) рынок сырья и материалов;
г) рынок капиталов (кредитный и фондовый);
д) рынок труда;
е) рынок информации и инноваций;
ж) рынок валютный.
7) Специфика рыночных отношений в современной экономике.
С8. 13. «Экономическое содержание собственности».
1) Понятие собственности./ Собственность – экономическое отношение между людьми по поводу вещей.
2) Единство юридического и экономического содержания собственности.
3) Субъекты собственности:
а) человек, семья;
б) трудовой коллектив;
в) социальная группа;
г) государство.
4) Важнейшие объекты собственности:
а) земля, земельные участки, угодья;
б) деньги, валюта, ценные бумаги;
в) природные ресурсы;
г) рабочая сила;
д) здания, сооружения, недвижимость;
е) духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы.
5) Основные права собственника:
а) владение (фактическое обладание имуществом);
б) пользование (извлечение полезных свойств имущества);
в) распоряжение (возможность изменения юридической судьбы имущества).
6) Основные формы собственности в РФ:
а) частная собственность (собственность граждан и юридических лиц);
б) государственная собственность (федеральная, субъектов РФ);
в) коллективная, совместная форма собственности (кооперативная, акционерная);
г) муниципальная (собственность городских и сельских поселений).
7) Специфика отношений и форм собственности в современной экономике.
С8.5.14.
«Спрос и предложение в рыночной экономике».
1) Спрос и предложение – ключевые понятия рыночной экономики./ Понятие о спросе и предложении.
2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке.
3) Факторы формирования спроса:
а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары);
б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов).
4) Факторы формирования предложения:
а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены);
б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг).
5) Закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения.
С8. 15. «Рынок труда и безработица».
1) Рынок труда – особый сегмент рыночной экономики./ Рынок труда – механизм соединения спроса и предложения на рабочую силу.
2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке рабочей силы.
3) Участники рынка рабочей силы:
а) работник (определяет предложение на рынке);
б) работодатель (определяет спрос на рынке).
4) Заработная плата – цена труда.
5) Безработица – характерный признак рынка труда.
6) Основные формы безработицы:
а) фрикционная;
б) циклическая;
в) структурная;
г) сезонная;
д) застойная.
7) Специфика современного рынка труда:
а) возрастание спроса на сложный, квалифицированный спрос;
б) установление государственных гарантий прожиточного минимума и минимальной заработной платы;
в) осуществление индексации заработной платы в зависимости от уровня инфляции;
г) ответственность государства и бизнеса за уровень безработицы в стране;
д) развитие и совершенствование трудового законодательства.
8) Социальное партнерство – основа современного рынка труда.
С8. 16.
«Государственный бюджет и государственный долг».
1) Понятие о государственном бюджете и бюджетной политике./ Бюджет – расходы и доходы государства на определенный период времени.
2) Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета:
а) разработка правительством;
б) утверждение Федеральным собранием;
в) исполнение правительством.
3) Части государственного бюджета:
а) доходы (налоги и сборы, государственные займы, приватизация, эмиссия ценных бумаг, доходы от государственной собственности, возврат долгов иностранными государствами);
б) расходы (финансирование оборонного заказа, содержание государственного аппарата, финансирование бюджетной сферы, социальных программ, фундаментальной науки, обслуживание государственного долга, дотации предприятиям и развитие инфраструктуры).
4) Варианты реализации бюджетной политики:
а) сбалансированный бюджет;
б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы);
в) профицитный бюджет (доходы превышают доходы).
5) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:
а) тенденции формирования налогооблагаемой базы;
б) фаза экономического цикла;
в) текущая политика правительства.
5) Государственный долг и его обслуживание.
6) Структура государственного долга: внешние и внутренние долговые обязательства.
7) Специфика бюджетного процесса и состояния государственного долга в РФ.
С8. 17. «Деньги и их функции
1) Деньги – всеобщий эквивалент при обмене товаров и услуг.
2) Основные функции денег:
а) мера стоимости (выражается в цене товаров и услуг);
б) средство обращения (являются посредником в обменных операциях);
в) средства платежа (оплата товара в кредит, с разрывом во времени);
г) средство накопления (сохранение средств и ценностей на будущее).
3) Структура денежной массы в современной экономике:
а) наличные денежные средства (бумажные деньги и разменная монета);
б) безналичные деньги (чеки, векселя, банкноты, электронные деньги).
4) Формы движения денег в современной экономике:
а) обращение в качестве платежных и расчетных средств, обслуживание сделок;
б) движение в качестве заемных средств или кредитов;
в) движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке.
4) Электронные деньги, сетевые платежи – основной вид денег в современной экономике.
С8. 18. «Инфляция и ее опасность для экономики».
1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег./Инфляция – опасность для экономики.
2) Основные источники появления инфляции:
а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;
б) увеличение цен на сырье и энергоносители;
в) увеличение налогов на производителя.
3) Инфляция спроса и инфляция предложения.
4) Основные виды инфляции:
а) по характеру протекания (открытая и скрытая);
б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).
5) Последствия инфляции для экономики:
а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;
в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;
г) снижение инвестиций;
д) потеря деньгами своей ценности.
6) Меры преодоления инфляции:
а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;
б) сокращение бюджетных расходов;
в) развитие производства, преодоление спада в экономике.
7) Специфика антиинфляционных мер в РФ.
С8. 19. «Плановая экономика и ее особенности
1) Плановая экономика – экономика государственно регулируемого хозяйства.
2) Возникновение плановой системы хозяйствования – реакция на проявления несостоятельности рынка.
3) Признаки планового хозяйства:
а) господство государственной формы собственности;
б) доминирование производителя над потребителем;
в) директивные цены на товары и услуги;
г) отсутствие экономической свободы, централизованное распределение ресурсов;
д) директивное определение характера и номенклатуры производства.
4) Преимущества планового хозяйства:
а) стабильность экономического развития;
б) высокий уровень занятости;
в) высокие мобилизационные возможности в военный период;
г) поддержка убыточных производств.
5) Основные недостатки планового хозяйства:
а) дефицит потребительских товаров и услуг;
б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;
в) отставание в области освоения новой техники и технологии.
6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.
С8. 20. «Монополизм и его последствия».
1) Монополизм – враг свободной конкуренции.
2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):
а) наличие на рынке одного продавца;
б) формирование монопольно высокой цены;
в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;
г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.
3) Меры государственной антимонопольной политики:
а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм;
б) принятие антимонопольных законов;
в) применение экономических санкций к монополистам;
г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм.
4) Монополия и олигополия – сходство и различие.
5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.
С8. 21. «Кредиты и кредитная политика».
1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики.
2) Основные функции кредита:
а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами;
б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами);
в) сокращение издержек обращения;
г) эффективное использование временно свободных финансовых средств.
3) Принципы кредитования:
а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);
б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);
в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика);
г) гарантированность (банк требует с заемщика залог).
4) Основные формы кредита:
а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);
б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);
в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный).
5) Роль кредита в развитии современной экономики.
С8. 22. «Место информации в современной экономике».
1) Информация – важный фактор производства в современной экономике.
2) Основные свойства информации как общественного блага:
а) возможность одновременного наличия у множества людей;
б) неуничтожимость при передаче и использовании;
в) сложность деления на отдельные части.
3) Стадии формирования информационной экономики:
а) проникновение информационных технологий в производство;
б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;
в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;
г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.
4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).
5) Ограниченность использования информации во времени.
6) Основные виды информации:
а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);
б) по характеру (техническая, социальная).
7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.
С8. 23. «Торговля и обмен»
1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе.
2) Основные звенья торговли:
а) оптовая торговля;
б) розничная торговля.
3) Функции торговли:
а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;
б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);
д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.
4) Основные виды розничной торговли:
а) независимые розничные торговцы;
б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок);
в) специализированные магазины;
г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы;
д) розничные торговые сети (ритейл);
е) склады-магазины;
ж) электронные магазины.
5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.
С8. 24. «Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя».1) Потребитель в экономике – сторона, формирующая спрос на товары и услуги.
2) Цели потребителя:
а) получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг;
б) осуществление рационального выбора в пользу наиболее необходимых благ.
3) Основные источники доходов потребителя:
а) заработная плата;
б) доходы от размещения средств в банках;
в) доходы в форме дивиденда от акций;
г) пособия, пенсии, стипендии;
д) доход от предпринимательской и иной деятельности;
е) доходы, получаемые от собственности.
4) Основные права потребителя:
а) право на получение достоверное информации о товаре;
б) право на безопасное использование товара;
в) право на защиту потребительских прав.
5) Структура и уровень доходов и расходов потребителя – показатель развития экономики страны.
Темы планов по разделу «Социология»