Тема 8. Россия и мир в XXI веке
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.
Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2008 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ.
Содержание практических занятий, семинарских занятий и др.
Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
Тема 2. Исследователь и исторический источник
Семинар № 1.Место истории в системе наук и исторические источники
Вопросы для обсуждения
1) Что такое история, историческое знание, историческая наука (сущность, формы, функции исторического знания);
2) Роль истории и историков в обществе
3) Методы, источники, историография исторической науки;
4) Роль археологии, нумизматики и других вспомогательных дисциплин в становлении и развитии исторической науки
5) Наиболее значимые археологические открытия (находки) в Росси и в мире (по выбору)
6). Может ли человек влиять на ход истории? Имеет ли он для этого возможности?
7). Составьте родословную вашей семьи, расскажите о наиболее значимых событиях в вашей семье, связанных с историей России. Можете принести старинные фотографии, книги, предметы. Сделайте презентацию.
8). Если вы увлекаетесь коллекционированием (монеты и другие артефакты) можете рассказать об этом.
9) Расскажите о становлении монетной системы в России
10) Появление герба в России (двуглавый орел)
11) История, флагов, орденов, гербов (по выбору)
12) История календаря
Литература
Основная
1. Абрамова, Н.Г. Вспомогательные исторические дисциплины / Н.Г. Абрамова, Т.А. Круглова. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
2. Блок, М. Апология истории, или ремесло историка / М. Блок. – М.: Наука, 1986 .- 254 с.
3. Деревянко, А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – М.: Проспект, 2011. – С. 3-15
4. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Рямянцева. – М.: РГГУ, 1998. – 702 с.
5. Наумова, Г.Р. Историография истории России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Р. Наумова, А.Е. Шикло. – М.: Академия, 2009. – 480 с.
6. Фортунатов, В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В.В. Фортунатов. – СПб., Питер, 2012. (Гл. 1)
Дополнительная
1.Авдусин, Д.А. Основы археологии/ Д.А. Авдусин.- М.: Высшая школа, 1989. - 335 c.
2.Амальрик, А. С., Что такое археология. 3-е, исправленное и дополненное издание / А.С. Монгайт., А.Л. Монгайт.- М. Просвещение, 1966. - 252 с.
3. Бабич, А.В. Введение в общую нумизматику / А.В. Бабич.- М.: Лилия, 1998. – 63 .
4. Васильев, А.Н. История науки в коллекции монет / А.Н. Бабич. – М.: Бюро Квантум, 2007. – 221 с.
5. Вилинбахов, Г.В. Символы России / Г.В. Вилинбахов. – СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009 .- 536 с.
6. Всеволодов, И.В. Беседы о фалеристике / И.В. Всеволодов. – М.: Вече, 2009. – 312 с.
7. Керрам, К.В. Боги, гробницы, ученые. / К.В. Керам. – М.: Республика, 1994. – 351 с.
8. Леонтьева, Г. А. Ключи к тайнам Клио: Кн. для учащихся и студентов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин – М.: Просвещение, 1994. – 286 с.
9. Малыгин, П.Д. Археологические памятники Тверской области и история их изучения / П.Д. Малыгин. – Тверь, ТвГУ, 2007. – 104 с.
10. Мельникова, А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого / А.С. Мельникова. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 316 с.
11. Мельцин, М.О. Геральдика, нумизматика, сфрагистика, униформология / М.О. Мельцин. – СПб, Петербургский институт печати, 2006. – 319 с.
12.Полчанинов, Р.В. Заметки коллекционера / Р.В. Полчанинов. – Лондон (Канада): Заря, 1988. – 278 с.
13. Потин, В. М.Монеты. Клады. Коллекции : Очерки нумизматики / В. М. Потин . – СПб. : Искусство, 1993 . – 302 с.
14. Риккерт . Г Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт http://modernlib.ru/books/rikkert_g/nauki_o_prirode_i_nauki_o_kulture/read/
15.Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А.Г. Силаев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 238 с.
16. Сильверберг, Р. Приключения в археологии / Р. Сильверберг.- М.: Вече, 2007. – 380 с.
17. Соболева, Н.А. Очерки истории Российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета / Н.А. Соболева. - М.: Языки славянских культур, 2006. - 488 с.
18. Ульянов, А.В. Русская символика / А.В. Ульянов.- М.: АСТ, Астрель, ВКТВладимир, 2010. - 479 с.
19. Формозов, А.А. Археологические путешествия / А.А. Формозов. – М.: Наука, 1974 . – 120 с.
20. Штоль, Г.А. Шлиман. Мечта о Трое / Г.А. Штоль. – М.: КДУ, 2005. – 430 с.
21. Яровой, Е.В. Мистика древних курганов / Е.В. Яровой. – М.: Вече, 2005. – 462 с.
22. Свищев, П.А. Особенности генеалогического знания и проблемы его преподавания / П.А. Свищев // Вопросы истории. – 2004. - № 4. – С. 158-162.
23.Медушевская, О. М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего / О.М. Медушевская // Отечественные архивы. - 1995. № 2.– С. 9-13.
24. Проскурякова, Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии / Н.А. Проскурякова // Вопросы истории . – 2005. - № 7. – С. 153-164.
25. Шмитд, С.О. Памятники художественной литературы как исторический источник / С.О. Шмидт // Отечественная история – 2002. - № 1. – С. 40-49.
Методические рекомендации
Приступая к изучению истории следует помнить, что история является важнейшей составной частью современного образования об обществе и призвана формировать вместе с другими науками мировоззренческие взгляды. За всем многообразием исторических фактов и явлений необходимо уяснить закономерности исторического процесса, стремления и поступки, идеи и свершения предшественников, особенности российского движения по пути общественного прогресса.
Необходимо так же учесть, что история, это наука многоотраслевая и слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания. Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие более узкий предмет исследования.
Важное значение имеют источниковедение и историография, а также археология.
Темы докладов и рефератов
1. Что такое история
2. Историография Отечественной (Российской) истории (обзор, кратко).
3. Наиболее известные российские историки (по выбору)
4. Что такое археология (нумизматика, сфрагистика, палеография, вексиллология. геральдика, генеалогия и др.- по выбору)