Способы борьбы за господство в воздухе и их развитие
Введение.
Борьба за стратегическое господство в воздухе явилась составной и неотъемлемой частью всей вооруженной борьбы на советско-германском фронте, первоочередной задачей советских ВВС. Ставка Верховного Главнокомандования ставила в прямую зависимость от завоевания господства в воздухе исход контрнаступления наших войск под Сталинградом. Борьба, начатая советскими ВВС еще в первые дни Великой Отечественной войны, приобрела наибольший размах и особенно ожесточенный характер весной и летом 1943 г. Наивысшего накала она достигла в ходе летнего наступления немецко-фашистских войск на курском направлении.
Верховный Главнокомандующий писал в связи с этим 12 ноября 1942 года представителю Ставки Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову:
"... Опыт войны с немцами показывает, что операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превосходство в воздухе ... " и далее предлагал: "... лучше отложить на некоторое время операцию и накопить побольше авиации".
По мере увеличения ударной мощи советских ВВС на отдельных стратегических направлениях, где позволяла обстановка, наносились массированные удары силами авиации смежных фронтов, соединениями авиации дальнего действия, авиации флота и ПВО страны. Эти действия в ряде случаев носили форму воздушных операций.
В течение зимы и лета 1942 года продолжалась напряженная борьба за стратегическое господство в воздухе. Однако она уже носила другой характер. Понеся значительные потери в боевой технике и в наиболее подготовленном летном составе, гитлеровское командование было вынуждено отказаться от одновременных активных действий авиации на всем советско-германском фронте, а сконцентрировало ее усилия лишь на главных направлениях.
Советская авиация внесла существенный вклад в разгром одной из крупнейших стратегических группировок противника. Всего в ходе оборонительного сражения и контрнаступления под Сталинградом в воздушных боях и на аэродромах советские ВВС совместно с войсками ПВО страны и войсками фронтов уничтожили свыше 4,4 тысяч боевых и транспортных самолетов. В ходе Сталинградской битвы советскими ВВС было положено начало коренному перелому в борьбе за стратегическое господство в воздухе на советско-германском фронте. В последующем ни в одной крупной операции немецко-фашистской авиации так и не удалось перехватить инициативу в воздухе на сколько-нибудь длительный промежуток времени.
Способы борьбы за господство в воздухе и их развитие
В борьбе за господство в воздухе советская авиация применяла различные способы: уничтожала авиацию противника в воздухе и на аэродромах, подавляла средства управления авиацией, выводила из строя взлетно-посадочные полосы аэродромов, разрушала склады авиационного топлива, боеприпасов и других средств материально-технического обеспечения боевых действий.
Анализ показывает, что важнейшими из них являлись уничтожение авиации в воздухе и уничтожение ее на аэродромах, что было не случайно. Эти способы позволяли наиболее ощутимо, а главное — быстро подорвать боеспособность ВВС противника и завоевать господство в воздухе. Другие способы применялись от случая к случаю, эпизодически и практически на воздушную обстановку влияния не оказали.
Из 57 180 самолетов, уничтоженных советской авиацией на советско-германском фронте, более 44 тыс. были сбиты в воздушных боях и 13 тыс. — выведены из строя на аэродромах. Отсюда видно, что решающее значение в разгроме авиации противника во время Великой Отечественной войны имели воздушные бои и сражения, в ходе которых уничтожались не только самолеты, но и в 70–80% случаев погибали летные экипажи.
Основным средством борьбы с авиацией противника в воздухе были истребители. Последние уничтожали вражескую авиацию при прикрытии своих сухопутных войск и объектов тыла фронта, а также при обеспечении боевых действий бомбардировочной и штурмовой авиации. В операциях первого периода Великой Отечественной войны, когда стратегическое господство в воздухе было на стороне противника и когда сил истребительной авиации у нас явно не хватало, главные ее усилия (от 60 до 70% всех производившихся самолето-вылетов) направлялись на прикрытие войск и объектов тыла фронта. В последующих операциях, когда советская авиация завоевала господство в воздухе, удельный вес самолето-вылетов, совершаемых на прикрытие войск и объектов, значительно снизился, а на обеспечение боевых действий бомбардировщиков и штурмовиков, наоборот, увеличился.
Кроме того, в операциях второго и третьего периодов войны увеличилось количество истребителей в составе советских ВВС. И командующие воздушными армиями имели возможность выделять крупные силы истребительной авиации как на прикрытие войск, так и на обеспечение боевых действий других родов авиации.
В операциях 1941–1942 гг., когда у нас не хватало сил истребителей, которые к тому же распылялись по общевойсковым армиям, одни и те же полки и дивизии истребительной авиации привлекались (в зависимости от обстановки) и для прикрытия войск и тыловых объектов фронта, и для сопровождения до цели и обратно штурмовиков и бомбардировщиков. Опыт между тем показал, что каждая из этих задач имеет свои характерные особенности требуя применения различных способов боевых действий, особых навыков летного состава, специфичной организации управления. Вот почему во втором и третьем периодах войны, когда воздушные армии располагали большими силами истребителей, истребительные авиационные соединения фронтовой авиации стали специализироваться по задачам.
В директиве командующего ВВС Красной Армии от 29 ноября 1943 г. указывалось: «При условии, когда воздушная армия располагает достаточным количеством истребительной авиации, необходимо задачу завоевания господства в воздухе и прикрытие истребителями методом сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков резко разграничивать между частями и соединениями истребительной авиации».
Если все истребительные авиационные дивизии, участвовавшие в операциях, принять за 100%, то на прикрытие войск и объектов тыла фронта выделялось в среднем от 50 до 65% истребительных авиасоединений. Количество сил истребителей, привлекающихся для решения данной задачи, определялось конкретной воздушной обстановкой.
Как правило, истребительные соединения фронтовой авиации, решая задачу прикрытия войск, взаимодействовали со средствами ПВО фронта, а в некоторых операциях — и с соединениями истребительной авиации и зенитной артиллерии ПВО страны (под Ленинградом, Москвой и Сталинградом, в Белорусской операции и др.). 2 июня 1943 г., например, при отражении массированного удара авиации противника на железнодорожный узел Курск взаимодействовали между собой соединения и части истребительной авиации 16-й и 2-й воздушных армий, а также 101-й истребительной авиадивизии ПВО страны. Взаимодействие выражалось в распределении зон перехвата и уничтожения воздушного противника, в обмене информацией [88] о воздушной обстановке, в предоставлении аэродромов и материально-технических средств, в оказании помощи самолетам, произведшим вынужденную посадку. При прикрытии войск основные усилия истребительной авиации сосредоточивались на направлении главного удара и концентрировались тогда, когда решались важнейшие задачи операции. При этом в первую очередь уничтожались бомбардировщики противника.
При прикрытии войск и тыловых объектов истребительная авиация применяла патрулирование в воздухе, перехват из положения дежурства на аэродроме или из засад и «свободную охоту».
Патрулирование являлось самым распространенным (90, 3% от всех вылетов, затраченных на прикрытие) и надежным способом боевых действий истребителей при прикрытии войск на поле боя. Однако этот способ требовал исключительно большого расхода сил истребителей. Вот почему он применялся в наиболее напряженные периоды действий сухопутных войск, когда вражеская авиация проявляла особенно высокую активность.
Патрулирование осуществлялось в заранее намеченных зонах, которые до 1943 г. находились непосредственно над объектом прикрытия. В последующих же операциях они выносились на территорию противника, что давало возможность перехватывать вражеские самолеты до подхода к линии фронта.
Патрулирование дополнялось способом перехвата воздушного противника из положения дежурства на аэродромах. Данный способ был экономичен. Он не требовал большого расхода сил. Однако до 1944 г., когда фронтовая авиация не располагала средствами дальнего обнаружения самолетов противника, перехват из положения дежурства на аэродромах не обеспечивал надежного прикрытия войск на поле боя. Этот способ себя оправдывал лишь в тех случаях, если он использовался для наращивания усилий патрулей или применялся для прикрытия объектов глубокого тыла, а также, когда перехват осуществлялся по данным радиолокационных станций.
В системе фронтовой истребительной авиации перехват из положения дежурства на аэродроме являлся основным в периоды оперативных пауз, если вражеская авиация особой активности не проявляла. На перехват из положения дежурства на аэродромах было произведено фронтовыми истребителями за время войны 21 064 самолето-вылета, что составляло 4% от всех вылетов, совершенных ими на прикрытие войск. Стало быть, во фронтовой истребительной авиации этот способ не получил широкого использования, что объяснялось нехваткой радиолокационных средств и их несовершенством.
Способ «свободной охоты» стал применяться лишь во втором периоде войны, когда на вооружение советской истребительной авиации поступили самолеты, превосходившие по своим тактико-техническим данным однотипные самолеты противника, а наш летный состав приобрел большой опыт ведения воздушных боев. В директиве от 14 сентября 1942 г. командующий ВВС Красной Армии, требовал: «Группы «истребителей-охотников» создавать при каждой истребительной дивизии, отработать с ними тактику «истребителя-охотника»... «Истребители-охотники» должны быть набраны добровольно из лучших бойцов воздуха. Это должны быть не только отважные летчики, но и отлично владеющие пилотажем, отличные воздушные стрелки, хладнокровные, расчетливые, уверенные в себе, своем самолете и оружии».
На борьбу с авиацией противника способом «свободной охоты» наши истребители затратили в ходе войны 31 330 самолето-вылетов, что составляло 5,7% от всех произведенных самолето-вылетов на прикрытие. «Охота» одиночных экипажей и пар истребителей отличалась высокой эффективностью, хотя сил и средств на ее ведение затрачивалось относительно немного. «Охотники», самостоятельно ведя поиск вражеских самолетов и максимально используя внезапность первой атаки, причиняли авиации противника большой урон, значительно деморализовывали ее действия. В среднем на один уничтоженный самолет противника «охотники» затрачивали приблизительно три-четыре самолето-вылета. [90]
Однако следует учитывать, что для ведения боевых действий таким способом могли привлекаться только наиболее опытные летчики, грамотные в тактическом отношении, хорошо знающие слабые и сильные стороны противника, умеющие выполнять боевые задачи в сложных метеорологических условиях и использовать в качестве маскировки облачность, солнце, рельеф местности и различные высоты построения маршрутов.
Что же касается перехватасамолетов противника из засад, то этот способ применялся главным образом для борьбы с воздушными разведчиками. В засады выделялись небольшие группы самолетов (пара, звено), которые располагались на аэродромах (площадках) в 8–15 км от линии фронта. Вылет на перехват осуществлялся «по-зрячему». Иногда для того, чтобы облегчить поиск цели в воздухе, использовались радиостанции наведения.
Следует указать, что ни один из рассмотренных нами способов боевых действий истребителей, взятый отдельно, не мог обеспечить надежное прикрытие войск. Поэтому они применялись одновременно, в сочетании. Их удельный вес в тот или иной период операции определялся характером наземной и воздушной обстановки, а также другими факторами (наличием сил истребительной авиации, средств дальнего обнаружения и пр.).
Опыт показывает, что наиболее ожесточенная борьба в воздухе велась в течение первых 6–10 дней операции. В ходе боевых действий обе воюющие стороны стремились оказать противодействие авиации противника, исключить ее удары по войскам и объектам тыла. В свою очередь они старались обеспечить свободу действий своим воздушным силам, что, естественно, обусловливало напряженную борьбу в воздухе. Исход этой борьбы в значительной мере предопределял успех действий сухопутных войск и эффективность применения своих бомбардировщиков и штурмовиков.
Воздушные бои истребителей носили упорный характер. Нередко они перерастали в воздушные сражения. Под воздушным сражением подразумевалась совокупность групповых воздушных боев, проводившихся истребителями последовательно или одновременно, объединенных единым замыслом и направленных на разгром в воздухе крупных сил авиации противника.
Во время Великой Отечественной войны воздушные сражения проводились в различных условиях обстановки. Чаще всего они возникали при отражении массированных налетов вражеской авиации на административно-политические центры и другие важные объекты тыла страны, при прикрытии главной группировки войск фронта от ударов немецкой авиации, при обеспечении бомбардировщиков и штурмовиков во время нанесения ими ударов в ходе воздушных операций.
В первом периоде Великой Отечественной войны наиболее крупные воздушные сражения возникали при отражении массированных налетов на Москву и Ленинград. Большое воздушное сражение возникло также 23 августа 1942 г. при отражении массированного удара немецкой авиации на Сталинград.
Во втором периоде войны наиболее яркими примерами воздушных сражений, в которых с обеих сторон участвовало одновременно по нескольку рот самолетов, были воздушные сражения на Кубани и под Курском. В этих сражениях, продолжавшихся (без учета отдельных пауз) более полутора месяцев, был достигнут крупный оперативный результат. Разгромив в них авиационные группировки противника, наша авиация завоевала оперативное господство в воздухе. Итог указанных воздушных сражений существенно повлиял на успех борьбы за стратегическое господство в воздухе на всем советско-германском фронте.
Многие воздушные сражения, особенно в первом периоде войны, носили стихийный характер. Элементы планирования воздушных сражений имели место в системе ПВО крупных объектов (Москвы, Ленинграда). В планах прикрытия намечались различные варианты завязки сражений (в зависимости от направлений налета, количества бомбардировщиков противника, метеоусловий и других факторов), определялся порядок наращивания сил истребителей в воздухе, предусматривались вопросы взаимодействия как между частями и соединениями истребителей, так и с зенитной артиллерией, решались вопросы наведения и управления истребительной авиацией в воздухе. Более организованный характер носили воздушные сражения на Кубани и под Курском. Определенный замысел воздушных сражений намечался также при нанесении массированных ударов по аэродромам во время воздушных операций, которые проводились в мае и июне 1943 г. (выделялись крупные маневренные группы истребителей, предназначавшиеся для уничтожения самолетов противника в воздухе).
Истребительная авиация являлась главным средством борьбы за господство в воздухе в течение всей войны. Если все самолеты противника, сбитые фронтовыми истребителями, принять за 100%, то на 1941 г. приходится 17,7%, 1942 г. — 23,5%, 1943 г. — 28,5%, 1944 г. — 20,4% и 1945 г. — 9,9%. Как видим, наибольшие потери немецкая авиация несла в воздухе в 1942–1943 гг., когда борьба за господство в воздухе носила особенно ожесточенный характер.
Самыми результативными были первые атаки истребителей. Если все сбитые истребителями самолеты противника принять за 100%, то с первой атаки было уничтожено 75% самолетов, со второй — 15% и с третьей и последующих атак — 10%. Атаки обычно производились сверху сзади или снизу сзади под ракурсом от 0/4 до 2/4.
Второй способ борьбы за господство в воздухе — уничтожение авиации противника на аэродромах — не получил в минувшей войне столь широкого применения. Это подтверждается количеством произведенных самолетовылетов и численностью уничтоженных при этом самолетов противника. На борьбу с авиацией противника на аэродромах было затрачено фронтовой авиацией 58 446 самолетовылетов, или 2% от всех совершенных ею вылетов в ходе войны (в 1941 г. удельный вес самолетовылетов по аэродромам составлял 2,8%, в 1942 г. — 3,2%, в 1943 г. — 2,0%, в 1944 г. — 1,5% и в 1945 г. — 1,4%)
Однако в отдельных операциях этот способ применялся довольно широко. Так, в контрнаступлении под Сталинградом на удары по аэродромам было совершено 3406 самолетовылетов, что составляло 33% от всех самолетовылетов, произведенных на борьбу за господство в воздухе. Большое внимание уделялось действиям по вражеским аэродромам также в воздушном сражении на Кубани и в Крымской операции. В других же операциях на борьбу с авиацией противника на аэродромах затрачивалось от 1 до 4% всех вылетов, произведенных на борьбу за господство в воздухе.
Незначительный удельный вес произведенных самолето-вылетов на уничтожение авиации противника на аэродромах вовсе не означал, что этот способ борьбы за господство в воздухе был малоэффективен. Опыт показывает, что удары по аэродромам при хорошей организации давали высокие результаты. В среднем на один уничтоженный самолет на земле приходилось примерно 5 самолето-вылетов, т. е. в 5–6 раз меньше, чем затрачивалось в воздушных боях.
Для нанесения ударов по аэродромам противника использовались соединения и части не только фронтовой, но и дальней авиации, а также ВВС флота. А в операциях 1941–1942 гг., проводившихся под Москвой и Ленинградом,[94] для действий по аэродромам привлекалась даже часть истребительной авиации ПВО страны.
Способы боевых действий по аэродромам определялись многими условиями: задачами авиации, количеством привлекаемых авиационных сил, временем нанесения удара — днем или ночью, состоянием погоды, противодействием ПВО врага и др. Днем чаще всего наносились сосредоточенные удары бомбардировщиков и штурмовиков в сопровождении истребителей. При этом часть авиационной группы выделялась для подавления средств ПВО, а основные силы нацеливались на уничтожение самолетов, складов боеприпасов и ГСМ, пунктов управления и других аэродромных объектов.
Чем же можно объяснить, что столь эффективный способ борьбы за господство в воздухе не нашел широкого применения в ходе Великой Отечественной войны?
Во-первых, это объяснялось малочисленностью, дневной бомбардировочной авиации, а в первом периоде войны — и штурмовой авиации как главного средства борьбы с ВВС противника на аэродромах. Основные усилия бомбардировщиков и штурмовиков, как известно, сосредоточивались на уничтожение живой силы и боевой техники врага на поле боя и в ближайшем тылу. Не удивительно поэтому, что удары по аэродромам противника больше всего применялись, в периоды оперативных пауз, а не в ходе операций, когда соединения штурмовой и бомбардировочной авиации привлекались главным образом для поддержки сухопутных войск.
Во-вторых, это объяснялось отсутствием у нас до 1944 г. истребителей дальнего сопровождения, без которых действия днем по объектам тыла, в том числе по аэродромам, сопровождались большими потерями.
В-третьих, малый удельный вес ударов по аэродромам объяснялся сложностью отыскания замаскированных полевых аэродромов и трудностью организации действий по ним. Чтобы обеспечить высокую эффективность ударов, необходимо было проводить большой комплекс подготовительных мероприятий (тщательно осуществлять разведку и доразведку аэродромов, организовывать взаимодействие между группами самолетов, подавлять средства ПВО на маршруте и в районе цели, проводить мероприятия по достижению внезапности и пр.), на что не всегда хватало времени, сил и средств. Малейшее же упущение какого-либо из этих вопросов приводило к тому, что боевые действия по аэродромам оказывались неэффективными и сопровождались большими потерями нашей авиации.
Наконец, отмечалась некоторая недооценка этого способа борьбы отдельными авиационными и общевойсковыми командирами и военачальниками. Она была вызвана недостаточной их уверенностью в высокой эффективности ударов по аэродромам, которые подчас наносились без контрольной воздушной разведки с фотографированием объектов, подвергшихся налетам. Доклады же экипажей не всегда были точными, вызывали недоверие к результатам ударов.
Другие способы борьбы за господство в воздухе применялись в ходе войны крайне редко. Правда, задача разрушения приаэродромных складов ГСМ и боеприпасов, командных пунктов и радиотехнических средств управления, а также вывода из строя взлетно-посадочных полос частично решалась при уничтожении самолетов противника на стоянках. Специальные же действия ВВС по уничтожению этих объектов, как правило, не практиковались.
Не получили распространения и способы разрушения центров по подготовке летных кадров и предприятий авиационной промышленности, хотя они рекомендовались нашими довоенными уставами. С одной стороны, это можно объяснить большой удаленностью объектов авиационной промышленности Германии, а следовательно, и их недоступностью вплоть до 1944 г. для нашей бомбардировочной авиации, которая располагала ограниченным радиусом действия. С другой стороны, опыт второй мировой войны убедительно показал, что данный способ борьбы за господство в воздухе дает ощутимый результат лишь тогда, когда авиация способна надежно разрушить авиационные предприятия противника, а повторными налетами исключить их восстановление.
Действия же небольших сил бомбардировщиков при слабых средствах поражения желаемого эффекта не давали. К тому же многие авиационные заводы Германии были почти неуязвимы с воздуха, так как находились в подземных укрытиях и имели сильную ПВО. Иными словами, для вывода из строя авиационных предприятий требовались огромные силы бомбардировочной авиации и истребителей сопровождения, которыми наша страна тогда не располагала.
А так как советская авиация одновременно не воздействовала на все звенья воздушной мощи противника, не наносила удары по его авиационной промышленности, центрам подготовки летных кадров, источникам горючего, гитлеровское командование имело возможность вплоть до лета 1943 г. восполнять потери своей авиации за счет воспроизводства самолетов и летного состава, а также за счет имевшихся резервов и маневра авиационных сил. Разгромленные на советско-германском фронте авиационные группировки восстанавливались. Борьба за стратегическое господство в воздухе, таким образом, приняла затяжной характер и увенчалась успехом только по истечении двух лет Великой Отечественной войны, когда потери противника, особенно в летном составе, стали намного превышать их воспроизводство и уже не восполнялись.
Итак, в ходе Великой Отечественной войны борьба за стратегическое и оперативное господство в воздухе осуществлялась такими формами и способами, которые приводили к разгрому группировок ВВС противника на советско-германском фронте, а не к подрыву их базы воспроизводства. При разгроме авиационных группировок противника советское командование, учитывая конкретную обстановку, сочетало проведение воздушных операций с уничтожением ВВС Германии в повседневных боевых действиях (в рамках наступательных и оборонительных операций сухопутных войск).
Воздушные операции как форма борьбы за господство в воздухе наиболее удачно применялись во втором периоде войны, когда решался вопрос об окончательном завоевании советской авиацией стратегического господства в воздухе. Основными способами борьбы за господство в воздухе являлись уничтожение авиации в воздухе и уничтожение ее на аэродромах. Наибольший успех в борьбе за господство в воздухе достигался тогда, когда эти формы и способы умело сочетались с учетом сильных и слабых сторон авиации противника.