Периодизация молодежного движения и типологизация молодежных организаций в украине
Молодежное движение в Украине можно условно поделить на четыре различных по длительности и характеру исторических периода.
Первый период — с момента появления молодежных объединений и до конца XIX в. В этот период молодежное движение в Украине только зарождалось.
Второй период — с конца XIX в. до середины 20-х годов нынешнего столетия. Его еще именуют периодом становления молодежного движения в Украине, которое было представлено десятками разнообразных по своим политическим ориентациям и вкусам организаций.
Третий период начинается в конце 20-х и заканчивается в начале 80-х годов XX в. Фактически в Украине и во всем СССР этот период был представлен всего лишь двумя организациями — ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организацией им. В. И. Ленина, хотя до 1939 г. молодежное движение в той же Западной Украине включало десятки различных организаций. Достаточно активно развивались традиции украинского молодежного движения и в украинской диаспоре (в Канаде, США, Австралии). Во многом они сохранились и до сегодняшнего дня.
Четвертый период — с середины 80-х годов и до момента провозглашения независимости Украины. Многие специалисты называют его периодом "возрождения молодежного движения, его становления как общественного явления, разнообразного по политическим, структурным признакам, формам работы" [16, 55].
Такая характеристика не совсем верна. Скорее, можно говорить о формировании принципиально нового молодежного движения, в основу которого были положены как исторический опыт, практика, традиции молодежного движения в Украине прошлых десятилетий, так и объективно обусловленные особенности молодежного движения посттоталитарного периода в истории Украины, которое имеет уже качественно новый характер.
Можно попытаться систематизировать молодежное движение в независимой Украине, учитывая его временные качественные особенности.
Первый период такого движения был главным образом связан с завоеванием украинской независимости. Именно в эти годы возникали и формировались многие современные молодежные организации. Большинство исследователей небезосновательно считают, что в эти годы молодежное движение было наиболее активным и, несомненно, политизированным. Ведь в 1990—1991 гг. в Украине происходили самые яркие и масштабные политические события и акции, включая знаменитую студенческую голодовку на Майдане Незалеж-ности.
После обретения Украиной независимости начался второй, довольно краткий и динамичный период в истории ее молодежного движения. В это время молодежные организации несколько возросли количественно. Они действовали достаточно активно, и многие молодые люди не только проявляли к ним высокий интерес, но и полагали, что с участием таких организаций быстро решат свои самые наболевшие, обострившиеся вопросы и проблемы. Собственно, этот период длился всего один год (1991) до провозглашения Декларации о государственном суверенитете Украины.
После провозглашения независимости Украины (ориентировочно в 1991 —1995 гг.) наступил третий период. Молодежь постепенно стала все более отходить от политики; замедлился, а во многих организациях приостановился их численный рост. Отдельные организации, не выдержав проверки временем, просто прекратили свое существование, особенно стоявшие на радикальных позициях, ярко политизированные или державшиеся в ходе социально-политических бурь благодаря исключительно сильному активу, ядру, а то и отдельным ярким молодежным лидерам.
Нынешний, четвертый период в истории молодежного движения в Украине характерен еще большим снижением активности молодежных организаций, оттоком из них юношей и девушек, стремящихся самостоятельно, без помощи организаций или кого бы то ни было решать свои жизненные проблемы.
Именно в этот период в Украине прошли два конгресса, ставшие важными общественно-политическими событиями. Их целью был поиск путей дальнейшего положительного развития молодежного движения.
Так, в мае 1997 г. состоялся представительный Конгресс украинской молодежи "Молодежь Украины за социальный прогресс и согласие в обществе". В его работе приняли участие и выступили Президент Украины Л. Д. Кучма, Премьер-министр Украины и другие видные государственные и политические деятели. На конгрессе шла речь об участии молодежи и ее организаций во всех сферах строительства Украины как суверенного, самостоятельного, демократического государства.
Конгресс в итоговой резолюции рекомендовал шире привлекать общественные молодежные объединения к разработке и реализации государственной молодежной политики, обеспечить поддержку со стороны высших органов исполнительной власти и местных государственных администраций программ и проектов молодежных и детских общественных объединений, которые содействуют социальному становлению и развитию молодежи и реализации ее общественно полезных инициатив: постоянно поддерживать молодежные, детские общественные организации, "Украинский национальный комитет молодежных организаций в их деятельности по решению проблем молодежи, реализации молодежной политики" [17, 156].
При этом молодежным общественным организациям была дана настоятельная рекомендация значительно больше внимания уделять тем направлениям работы, которые способствуют консолидации, социальному прогрессу и согласию в обществе, созданию хороших условий для жизненного самоопределения и самореализации молодых граждан в украинском обществе.
Вопросы практического развития, консолидации, объединения усилий молодежного движения в Украине детально рассматривались также на IV Всемирном конгрессе украинских молодежных организаций (СКУМО), состоявшемся 21—28 августа 1998 г. в г. Киеве.
Конгресс, участниками которого были представители молодежных организаций 22 стран мира, в том числе США, Канады, Австралии, сыграл важную роль в развитии молодежного движения в Украине. В докладе оргкомитета по подготовке и проведению IV СКУМО отмечалось, что молодежные организации в демократическом обществе — это "отражатели" молодежных надежд и ожиданий; посредники между государственными органами и молодежью; организаторы решения большинства молодежных проблем; инструмент привлечения молодежи к решению как своих, так и общегосударственных социальных проблем; "кузница" подготовки новых, незаангажированных кадров для решения политических и экономических проблем общества [10, 19].
Работа Конгресса велась на пленарных и пяти секционных заседаниях. Первой была секция "Сотрудничество между молодежными организациями". В заключительных документах секции содержались две основные идеи. Одна касалась необходимости сотрудничества между молодежными организациями как важнейшего условия создания подлинно демократического государства. Другая указывала на реальную потребность развития и углубления сотрудничества молодежных общественных организаций с государством, его структурами в условиях переходного периода в истории украинского общества [10, 73-76].
О снижении в последние два-три года социально-политической активности молодежных общественных организаций, их роли в создании Украинского независимого государства свидетельствуют многие данные. По результатам социальных исследований, проведенных УкрНИИ проблем молодежи (ныне — Украинский институт социальных исследований) в декабре 1997 г., только 8% опрошенных молодых людей заявили, что в течение года они принимали участие в мероприятиях и акциях, проводимых молодежными общественными объединениями, а 86% дали отрицательный ответ.
В таких общественных детских и молодежных организациях, как Союз пионерских организаций Украины, например, насчитывается (по их собственным данным) 1 млн пионеров, в Молодежной лиге — 60 тыс. юношей и девушек, украинском детско-юношеском обществе "С1ч" — 15 тыс., Украинском студенческом союзе — 11 тыс., украинском аэрокосмическом объединении "Суз1р'я" — 10 тыс. чел. и т. д. Однако, по нашим подсчетам, во всех вместе взятых общественных организациях принимает участие не более 10% общего количества молодежи Украины [19, 103].
Крайне мало (всего 16%) молодых людей в Украине положительно относятся к существованию политических объединений молодежи [19, 104].
В настоящее время используются разнообразные критерии, на основе которых ученые осуществляют типологизацию молодежных общественных организаций.
В целом можно выделить следующие критерии:
1) особенности социальной базы молодежных организаций;
2) специфика генезиса (процесса возникновения), организационные принципы и структура организации;
3) основные функции молодежных общественных организаций;
4) место молодежных организаций в обществе;
5) особенности влияния молодежных организаций на общественные процессы.
Типологизация молодежных общественных организаций может осуществляться с учетом таких факторов:
• этнической, расовой принадлежности их участников; . *ч<-
• пола участников (например, женские организации); - ^»
• региональных, регионально-культурных особенностей;
• возраста участников, членов организации (дети, подростки, молодежь);
• профессиональных особенностей их участников (студенты, предприниматели, деятели культуры, искусства и т. д.);
• состояния здоровья членов организации (например, организации инвалидов и т. п.).
Вполне возможна классификация молодежных общественных организаций и по идеологическим признакам:
• социалистические (революционные социалистические и социал-реформистские);
• коммунистические (ортодоксально-коммунистические, демократические, коммунистические);
• либеральные;
• анархистские;
• консервативные;
• традиционалистские;
• фашистские и т. п.
Приведенную квалификацию предлагает и обосновывает украинский ученый В. М. Якушик в монографии "Государство переходного периода (вопросы теории)" [21, 182—184}.
Возможна также классификация молодежных общественных организаций на основании их религиозной принадлежности:
• религиозные (как идейно толерантные, так и настроенные радикально, фанатично-фундаменталистские);
• атеистические (среди них могут быть и воинствующе-атеистически настроенные, нетерпимые);
• светские (считающие, что проблема отношения к религии является не политической, а сугубо личной для каждого гражданина).
Молодежные общественные организации подразделяют также на малочисленные и массовые. Такое деление, однако, нельзя
ассоциировать и напрямую соотносить со степенью авторитета и влияния организаций. Подчас малочисленные организации, как, например, политические партии, могут иметь куда большую популярность, авторитет и влияние на общество, нежели массовые.
Исследователи А. Корниевский и В. Якушик придерживаются точки зрения, что существуют государственные молодежные структуры как составная часть молодежного процесса (молодежного движения). Это, в частности, Комитет Верховной Рады Украины по делам молодежи, физической культуре и спорту, Национальный Совет по вопросам молодежной политики при Президенте Украины (создан Указом Президента Украины от 3 декабря 1995 г.), Министерство Украины по делам семьи и молодежи (создано Указом Президента Украины от 27 июля 1996 г.).
Молодежные общественные организации различают также:
• по особенностям членства (индивидуальное, коллективное, смешанное);
• степени структуризации (аморфные, четко структурированные);
• степени демократичности (демократичные и недемократичные, или авторитарные, автократичные);
• степени открытости (легальные, полулегальные, нелегальные);
• основным сферам деятельности (политические, культурологические, образовательные, хозяйственные и т. п.);
• отношению к социально-экономическим отношениям в обществе (ультралевые, левые, левоцентристские, центристские, право-центристские, ультраправые);
• степени влияния в обществе на молодежь (очень влиятельные, влиятельные, маловлиятельные, практически не имеющие влияния);
• отношению к историческому развитию данного общества, его политической системы (прогрессивные, консервативные, реакционные);
• влиянию на существующие в обществе социальные отношения (революционные, реформистские, консервативно-стабилизационные, контрреволюционные).
В современной Украине несколько сотен разнообразных молодежных общественных организаций можно попытаться классифицировать по группам. Так, сегодня достаточно много молодежных организаций в стране занимается (что вполне объяснимо в силу социально-эконо-
мических проблем) решением разнообразных социальных, профессиональных, образовательных вопросов молодежи, пытаясь обеспечить ей определенную социальную защиту. Среди них — Ассоциация МЖК Украины "Укрмолодьжитло", Всеукраинский совет молодых ученых и специалистов, Молодежная морская лига Украины, Союз молодежных организаций Украины, Украинский фонд студентов, Украинская ассоциация молодежных жилищных комплексов воинов-интернационалистов ("Укринтерстрой").
Существуют молодежные профсоюзные организации: Ассоциация профсоюзных организаций студентов Украины, Первый студенческий украинский профсоюз, Харьковская ассоциация профсоюзных организаций студентов и аспирантов и др.
Отдельную группу могут составить молодежные общественные организации, занимающиеся преимущественно благотворительной деятельностью: Благотворительный фонд поддержки рабочей и сельской молодежи Украины, Украинский молодежный благотворительный фонд помощи пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, Южно-украинское благотворительное общество "Молодежь за милосердие" и др.
К следующей группе можно отнести молодежные общественные организации, цель которых — удовлетворение различных творческих, научных, спортивных или культурных потребностей. Это всеук-раинская молодежная лига "Е1егпо 1ито" (изучение международного языка эсперанто), Общество Льва, г. Львов, Украинская молодежная экологическая лига, украинское молодежное аэрокосмическое объединение "Сузф'я", всеукраинская спортивная молодежная организация "Клуб Ивана Поддубного" и др.
Несколько молодежных общественных организаций Украины можно объединить в группу организаций, занимающихся подготовкой национальной элиты. Это Клуб украинской элитарной молодежи (г. Ровно), молодежный клуб "Новая генерация" (г. Харьков), Политический лицей (г. Днепропетровск) и др.
В отдельную группу можно выделить молодежные организации, работающие над решением проблем детей. Среди них — Союз пионерских организаций Украины (СПОУ), Союз пионерских организаций г. Киева (СПОК), ассоциация молодежных поисковых объединений "Обелиск", ассоциация гайдов Украины, украинская скаутская организация "Пласт", украинское детско-юношеское общество "Оч" (аналог Запорожской Сечи) и т. п.
Такие молодежные организации, как Социальный конгресс молодежи, Либеральное объединение молодежи или Конфедерация анархистов-синдикалистов и им подобные, ставят своей целью общественно-политическую деятельность. Это, как правило, молодежные припартийные организации, ориентирующиеся на политику и деятельность конкретных политических партий.
Некоторые молодежные общественные организации, такие как Студенческая громада УАПЦ (г. Черновцы), Общецерковное православное движение Одесской области, общество украинских студентов "Обновление" (г. Львов), "УкраТнська молодь Псусу Христу" и им подобные,составляют отдельную группу молодежных религиозных организаций.
К перечисленным группам молодежных общественных организаций также относятся занимающиеся предпринимательской деятельностью, объединяющие студенческую и учащуюся молодежь, создающиеся по национальному признаку или из числа молодежи разных стран и континентов, существующие как своеобразные национально-культурные объединения, общества, землячества.
Если в целом попытаться охарактеризовать молодежные общественные организации Украины, то большинство из них весьма немногочисленны и непопулярны среди молодежи.
Благодаря разнообразной деятельности (достаточно активной, постоянной и последовательной) молодежные общественные орга низации имеют возможность организовать такой духовный и мораль-1 ный климат в стране, который поможет молодому человеку безоши-! бочно найти и определить свой жизненный путь. <
Основные функции молодежных организаций такие: органи-\ зационная, воспитательная, коммуникативная и хозяйственная.1
Организационная функция связана не столько с объединением молодежи на основе общих интересов и ценностей в организацию, сколько с обучением умению жить в коллективе, сверяя свои интересы и потребности с интересами других людей, всего коллектива.
Воспитательная функция находит свое проявление в том, что организация, практически не нивелируя интересы отдельно взятого человека, сохраняя его автономность, тем не менее воспитывает, учит как хорошему, так и плохому. В организации происходит очень интенсивное влияние людей друг на друга.
Коммуникативная функция связана с непосредственным общением людей, состоящих в одной организации. С точки зрения социальной психологии она обогащает личность крайне необходимым навыком социального общения в коллективе, отдельной группе, микрогруппах.
Хозяйственная функция предполагает участие молодежных организаций в решении как собственных (материальная база, средства обеспечения деятельности организации), так и общегосударственных народнохозяйственных задач.
Анализируя функции молодежных организаций, следует особое внимание обратить на проблему молодежных организаций и политики.
Ни одна из молодежных организаций не может стоять вне политики, поскольку такая организация, имея определенные цели и задачи, контактирует со "взрослыми" политическими партиями, движениями, объединениями. А достичь эти цели, сплотиться и объединиться в организацию можно не иначе как на основе системы неких ценностей, идей и взглядов.
Считалось, что сами по себе молодежные организации не в состоянии сформировать собственную идеологию. Такое утверждение унаследовано от В. И. Ленина, призывавшего молодежные организации предусмотрительно "заводить связи с социал-демократами", дабы уберечься от ошибок в своей деятельности.
Таковой была основная идеологическая установка относительно отношений между РСДРП, затем ВКП(б), КПСС и т. д. с комсомолом — РКСМ, РЛКСМ, ВЛКСМ, которая неоднократно,/а в 80—90-е годы весьма серьезно оспаривалась не только рядовыми членами ВЛКСМ, но и его лидерами. Например, А. Матвиенко — бывший первый секретарь ЦК ЛКСМУ — писал: "Мы в этом отношении (речь шла о формировании молодежной организацией собственной политики — Н. Г.) — заложники партии, зависимые от результатов ее теоретической и политической деятельности. Вместе с тем мы не можем соглашаться на роль безмолвного исполнителя партийной воли" [11, 36].
Любая молодежная общественная организация, не являясь непосредственно политической, имеет тем не менее прямое отношение к политике, ибо занимается воспитанием молодежи, в том числе и формированием идейных убеждений, политической культуры. Такая деятельность не может быть абсолютно политической.
Политическую окраску имеет деятельность молодежных организаций во время избирательных кампаний, референдумов, проведения различных, в том числе и массовых, мероприятий другого характера и предназначения.
Упомянутое высказывание А. Матвиенко и других лидеров молодежного движения относительно чрезмерной идеологической зависимости комсомола от партии неоднократно подтверждалось и другими событиями в жизни молодежных организаций. Так, на III Республиканской конференции ЛКСМУ (МДС) было высказано опасение, что под влиянием ряда кризисных обстоятельств и процессов в обществе возрастает угроза раскола и противостояния молодежи по политическим мотивам, что "в жестокой борьбе за власть разные политические силы стремятся привлечь на свою сторону как можно больше молодых людей, особенно не задумываясь о возможных последствиях" [7].
РЕЗЮМЕ .
1. Реализация молодежной политики в целом и решение проблем отдельного молодого человека зависят от многих факторов, важнейшим из которых является деятельность детских, молодежных общественных организаций (объединений), молодежного движения.
2. Молодежное движение — это неотъемлемый атрибут политической системы общества. Оно формируется и развивается под воздействием объективных обстоятельств, социально-экономических, политических, духовных процессов, традиций, культуры данного народа, нации, общности.
3. В современной научной литературе отсутствует определенная типологизация молодежных организаций, особенно возникших и формирующихся сегодня. На наш взгляд, наиболее приемлемы для такой типологизации следующие критерии: ценностный антропоцентризм, системно-структурный подход и анализ, степень институализации и легитимизации молодежных организаций, основные их функции и направления деятельности; особенности инновационных связей в группе, спектр форм и направлений в работе.
4. При всем различии подходов к классификации молодежных общественных организаций все же можно определить основные из
них. Однако при возникновении какой-то организации (объединения) не следует торопиться с характеристикой ее политической направленности, ориентации и т. п. Их можно определить лишь после того, как организация пройдет, как минимум, четыре основные стадии своего становления и развития.
Первая стадия — номинальная, когда люди стихийно объединяются в организацию, группу и устойчивые связи между ними еще не сложились. Обычно такая стадия длится недолго.
Затем наступает стадия формирования, когда в организации (движении) появляются микрогруппы, возникают определенные взаимные симпатии и антипатии.
Практически после года деятельности организации наступает так называемая консолидирующая стадия. Она характеризуется выделением лидеров, определением функций отдельных представителей или групп людей.
Четвертая стадия — завершающая — связана с окончательным оформлением или, наоборот, исчезновением (распадом) организации (движения). В этот период принимаются основные документы — программы, уставы, декларации и т. п.
Наши собственные наблюдения за процессом оформления организации или объединения дают интересные данные относительно поведения отдельного человека. На начальной стадии большинство людей весьма заинтересованно входят в какую-то организацию. Со временем каждый человек выбирает ту или иную группу в организации (как правило, наиболее сильную, авторитетную). Позже большинство членов группы ориентируются на определенных лидеров, стараются сблизиться с ними, более критически относятся к деятельности всей организации.
5. Вполне очевидно, что при формировании и реализации молодежной политики важно учитывать не просто состояние, направленность молодежного движения, но и характер, особенности деятельности молодежных организаций. Нет четких критериев, по которым классифицируются молодежные организации. Их еще только предстоит выработать и использовать как в науке, так и практике молодежного движения.
В. Наличие такой единой общенациональной молодежной организации, как Украинский национальный комитет молодежных организаций, не означает идеального единства молодежных организаций
в стране в целом. Единство может и должно быть по ключевым вопросам — стратегии молодежной организации, целей и задач государственного строительства.
Вместе с тем несомненно, что любая из молодежных организаций будет строить свою политику с учетом местных национальных и культурных особенностей и традиций.
7. Дальнейшему углублению деловых отношений между государством и молодежными организациями (молодежным движением) на этапе переходного периода, в котором находятся постсоциалистические страны, в том числе Украина, могут способствовать такие факторы:
• совершенствование законодательной базы, детерминирующей деятельность молодежных общественных организаций и объединений, поддержка и стимулирование их деятельности;
• более активное привлечение молодежных организаций, их лидеров и активистов, молодых парламентариев, бизнесменов к разработке и практической реализации государственной молодежной политики, осуществлению молодежных проектов и программ;
• забота государства о подготовке (обучение, практика общественно-политической деятельности) молодых политических лидеров, организаторов, активистов детских и молодежных общественных организаций;
• расширение, усиление международных молодежных контактов, обмен опытом, практикой государственной поддержки молодежного движения;
• усиление постоянного внимания к деятельности молодежных общественных организаций со стороны местных, региональных органов власти и др.
8. Типологизация молодежных общественных организаций может осуществляться на основе различных признаков, которые составляют общую характеристику организации, дают представление о ее подлинной сущности и особенностях. При этом главным показателем эффективности деятельности организации является то, насколько она позволяет своим членам самореализоваться, воздействовать на разнообразные процессы государственного строительства и развития.