Федеральная служба безопасности РФ. По своему статусу ФСБ России представляет единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности
По своему статусу ФСБ России представляет единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, решает задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации. Федеральная служба безопасности является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов ФСБ России, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти. Она представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, решающих задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» (далее в этой главе — Закон о ФСБ), другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, международные договоры РФ[148]. Руководит деятельностью ФСБ России Президент РФ, который и определяет структуру ее органов.
В свою очередь, на Правительство РФ возложена координация деятельности ФСБ России в части, касающейся ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
Федеральная служба безопасности является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в банках и других кредитных организациях.
Возглавляет ФСБ России директор, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. /I и ректор ФСБ России имеет одного первого заместителя директора ФСБ России, одного первого заместителя — руководителя Пограничной службы ФСБ России и двух заместителей директора ФСБ России.
Директор организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов и войск, образует в системе органов федеральной службы безопасности коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых и иных вопросов. Он информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск ФСБ, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед ФСБ России, осуществляет другие полномочия в соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В состав руководства ФСБ России входят руководители служб и управлений.
Все перечисленные должностные лица вправе представлять ФСБ России во взаимоотношениях с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, законодательными (представительными) и судебными органами государственной власти РФ, а также осуществлять согласование проектов нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и вести переписку от имени ФСБ России по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов и войск.
Численность и состав коллегии ФСБ России утверждаются директором ФСБ России.
Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним решения. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.
В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.
В тех случаях, когда решения принимаются на совместных заседаниях коллегии ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти, они оформляются совместными приказами ФСБ России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
При осуществлении органами ФСБ России своей деятельности запрещается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 7 Закона о безопасности).
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством РФ получать разъяснения и информацию от органов ФСБ России в случае ограничения своих прав и свобод, а также требовать от органов ФСБ России возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц ФСБ России при исполнении ими служебных обязанностей.
Полученные в процессе деятельности органов ФСБ России сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами ФСБ России кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Если сотрудниками органов ФСБ России допущены нарушения прав и свобод человека и гражданина, то руководитель Службы, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Структуру органов ФСБ России составляют:
1) федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (центральный аппарат);
2) управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
3) управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности н Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
4) управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
5) другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ России (другие органы безопасности);
6) авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ России.
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.
При ФСБ России действует Академия криптографии РФ, Устав которой утверждает Президент РФ.
Центральный аппарат ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ России, управленческие и обеспечивающие функции.
Управления (отделы) ФСБ России в отдельных регионах и субъектах РФ и приравненные к ним управления (отделы) в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления создаются ФСБ России и находятся в ее прямом подчинении.
Начальники управлений (отделов) ФСБ России по регионам и субъектам РФ назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ по представлению директора ФСБ России.
Низовым звеном системы органов ФСБ России являются отделы и отделения в административно-территориальных единицах. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от нее директором ФСБ России.
Назначение, основные задачи, направления деятельности и функции ФСБ России, полномочия ее органов, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органом ФСБ России определены Законом о ФСБ, Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Положением об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках).
В соответствии с этими правовыми актами деятельность органов ФСБ России осуществляется по следующим основным направлениям:
- контрразведывательная деятельность;
- борьба с преступностью и террористической деятельностью;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности.
Контрразведывательная деятельность— деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Основаниями для осуществления органами ФСБ России контрразведывательной деятельности в соответствии со ст. 9 Закона о ФСБ являются:
- наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
- необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказавших содействие органам ФСБ России на конфиденциальной основе;
необходимость обеспечения собственной безопасности.
Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ России вправе использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности регламентируется нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Та же деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В необходимых случаях для получения судебного решения на право осуществления контрразведывательной деятельности суд вправе потребовать от органов ФСБ России представить служебные документы, касающиеся оснований для осуществления контрразведывательной деятельности (за исключением оперативно-служебных документов, содержащих сведения о лицах, оказывающих или оказавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности).
Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью и террористической деятельностьюзаключается в проведении оперативно-розыскных мероприятии по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных организаций, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
К одной из главных функций органов ФСБ России в рамках борьбы с преступностью относится их процессуальная деятельность по расследованию преступлений, т.е. производство ими дознания и предварительного следствия. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание производится дознавателями пограничных органов ФСБ России по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 УК РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и растений», ч. 1 ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации», ч. 1 ст. 323 УК РФ «Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации».
Следователи органов ФСБ России производят предварительное следствие по уголовным делам в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 151 УПК РФ. В основном это дела, связанные с группой преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (например, шпионаж, государственная измена и т.д.).
Согласно ч. 2 ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия по этим преступлениям вправе производить и оперативные подразделения ФСБ России.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти на органы ФСБ России могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
При необходимости эту деятельность органы ФСБ России организуют во взаимодействии с другими правоохранительными органами. Предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп (бригад) в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных групп.
В состав следственно-оперативных групп (бригад) включаются следователи, сотрудники оперативных подразделений и служб обеспечения, специалисты-криминалисты органов следственного комитета, внутренних дел и безопасности, а также других правоохранительных органов.
Основаниями создания следственно-оперативных групп (бригад) являются возбуждение и расследование сложных уголовных дел о преступной деятельности межрегиональных организованных групп, а также большой объем следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо провести по многоэпизодным уголовным делам.
Следователи органов безопасности включаются в состав следственно-оперативных групп (бригад) и участвуют в расследовании уголовного дела лишь в рамках отнесенного к их подследственности преступления. Оперативные сотрудники органов безопасности могут включаться в состав следственно-оперативных групп (бригад) независимо от подследственности, если в рамках уголовного дела реализуются оперативные материалы органов безопасности.
Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ, Законом о ФСБ, указами Президента РФ[149], совместными приказами директора ФСБ России, Генерального прокурора РФ и министра внутренних дел РФ.
Разведывательная деятельностьосуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».
Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.
Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Пограничная деятельностьФСБ России связана с охра ной и защитой Государственной границы РФ и направлена на обеспечение соблюдения режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима пропуска черва Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также обеспечение в пределах своей компетенции режима чрезвычайного положения, участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований и последствий чрезвычайных ситуаций[150].
Полномочия ФСБ России по защите и охране экономических и иных законных интересов Российской Федерации распространяются в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также за пределы исключительной экономической зоны РФ в целях охраны запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации (ст. 11.1 Закона о ФСБ).
Контроль за деятельностью органов ФСБ России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ России в порядке, определяемом законодательством РФ.
Надзор за исполнением органами ФСБ России законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих или оказавших органам ФСБ России содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ России в предмет прокурорского надзора не входят.
Служба в органах ФСБ России является разновидностью государственной службы. Комплектуются органы ФСБ России военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ России (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу но призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ России.
Лицо, претендующее на определенную должность при поступлении в органы ФСБ России на службу, должно иметь гражданство Российской Федерации и быть способным по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Военнослужащие органов ФСБ России проходят военную службу в соответствии с законодательством РФ о прохождении военной службы с учетом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей.