Мусульманское образование
Несмотря на общие положительные тенденция, больным вопросом по-прежнему остается подготовка молодых мусульманских проповедников в пределах республики. Обучение детей Корану, истории ислама, арабской письменности осуществлялось большей частью на дому. Поэтому мусульманская молодежь стремилась выехать для обучения в зарубежные мусульманские страны.
В связи с радикализацией именно этой части мусульман в начале XXI века забили тревогу и на Северном Кавказе, и в Закавказье. По данным Государственного Комитета по религиозным делам Азербайджана на 2002 год в республике были зарегистрированы 5 тысяч молодых людей, получивших мусульманское образование за пределами страны. Подавляющее большинство из них были взяты на учет спецслужбами в связи с проведением «радикальной исламской пропаганды». По мнению Комитета, не имеющие жизненного опыта студенты попадают в зарубежных медресе под пристальное внимание вербовщиков из радикальных мусульманских организаций. В связи с этим азербайджанские власти рассматривали вопрос о полном запрете выезда за границу с целью получения религиозного образования. Одновременно правительство намеревалось ужесточить контроль над приезжающими в страну проповедниками.6
Аналогичные меры пришлось принимать и в Республике Дагестан. В середине октября 2002 года на совместном заседании Государственного совета и Совета безопасности РД говорилось об опасности вовлечения обучающихся в религиозных учебных заведениях стран Ближнего Востока молодых дагестанцев в экстремистскую деятельность. Заместитель министра юстиции Республики Дагестан А. Алиев потребовал прекратить практику религиозного обучения студентов за рубежом.7
Руководством мусульманской общины Северной Осетии опасность такой тенденции была отмечена на раннем этапе. Летом 1992 года при мечети селения Чикола было открыто медресе. В нем обучались две возрастные группы: дети школьного возраста и взрослые. Программа медресе предполагала, что целью обучения должна стать «не только религиозная подготовка обучающихся, но и общечеловеческие, и нравственные, и моральные качества человека, основанные на жизненном опыте наших отцов и дедов». При этом говорилось, что обучение в медресе не должно отрывать детей от получения общеобразовательных знаний в школе, «напротив, человек, посещающий мечеть или медресе должен быть примерным не только в приобретении религиозных, но и в повышении общеобразовательных знаний, без которых духовно грамотного человека быть не может».8
Таким образом, можно отметить, что почти одновременно с началом работы духовного объединения, встал и один из главных вопросов для мусульманской общины: Мусульманское образование. Каким оно должно быть в современных условиях?
В общеобразовательных школах Чиколы вопрос о совмещении светского и мусульманского образования был воспринят «в штыки». Некоторые учителя, ставшие в годы советской власти приверженцами атеизма, не только в беседах друг с другом, но и на уроках высказывали детям свое негативное отношение к открытию медресе. Восприимчивые к мнению взрослых школьники тоже раскололись на сторонников и противников посещения медресе. В средних школах отмечались факты, когда «школьники нецензурной бранью публично выражаются в адрес детей, которые посещают мечеть...», «некоторые дети из хулиганских побуждений в знак оскорбления или унижения преподносят им кресты и христианскую литературу в мусульманском селе». В связи с этим Духовное управление мусульман отмечало: «Мы здесь не противостоим возрождению христианства, оно необходимо, но у каждого своя дорога, а цель одна — воспитание».9
Помощь мусульманам Осетии в вопросах становления образования оказывали мусульмане центральной части России. Несколько раз в Ирафском районе устраивались кратковременные курсы по изучению основ ислама. В августе 1997 года в течение недели проходили сборы Молодежного исламского центра Республики. На территории бывшего пионерского лагеря «Ираф» собрались молодые мусульмане (с 9 до 25 лет — от школьников младших классов до студентов ВУЗов) из Ирафского, Кировского, Правобережного районов РСО-А и города Владикавказа.
Обучение проходило в трех группах, от начальной подготовки — «вхождения в ислам» до наиболее подготовленных — знающих основы арабского языка и умеющих читать Коран. Преподавателями на этих курсах были представители исламского духовенства Северной Осетии, сотрудники организации «Исламский конгресс России». С молодежью обсуждался вопрос перспективы дальнейшей подготовки в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Чтобы услышать мусульманскую проповедь, получить ответы на те или иные жизненные вопросы, по вечерам в лагерь приезжали верующие из соседних сел.10
В 1996 году 20 мусульман из Северной Осетии были направлены для обучения в Казанское высшее мусульманское медресе. Некоторые исследователи считают это следствием того, что мусульмане Татарстана, как и мусульмане Осетии, являются суннитами и последователями ханафитской правовой школы.11 Однако, практика показывает, что молодежь из Северной Осетии для обучения основам ислама выезжает и в те регионы, где распространены другие правовые школы.