Б. Системный политический кризис
Этот кризис характеризуется следующими основными признаками:
1) грубейшие нарушения естественного права народа, граждан на достойную жизнь ведет к разрыву взаимосвязей между обществом и государством.
И, как следствие этого игнорирования принципов естественного права, приводит к тому, что и является критериями анализа:
1.1. К обнищанию большинства народа ввиду отказа государства реально решать задачи помощи малоимущим; признание народом несправедливыми зарплат, пенсий, пособий, услуг здравоохранения, тарифов на жилье, транспорт и т.д.
1.2. К недоверию общества к процедурам комплектования госаппарата, честности системы судопроизводства и охраны общественного порядка, все большего перехода госаппарата к насильственным действиям, масштабной лжи и аморальности руководителей;
1.3. К отсутствию понятной людям, народу стратегии развития страны;
1.4. К законодательному подавлению государством (или фактического – госаппаратом на местах) органов самоуправления и путей духовного и хозяйственного саморазвития народа;
2) грубейшие нарушения естественного права народа, граждан на достойную жизнь в сочетании с закрепленным в сознании сотрудников госаппарата принципами юридического позитивизма приводят к разрыву политико-административных взаимосвязей между политическим руководством и министерствами, ведомствами, службами.
При этом (а это и есть критерии):
2.1. Властные структуры (министерства, ведомства, «силовые» и жилищно-коммунальные службы) превращаются в самодостаточные организации, которые, используя законодательство (которое теперь создается ими «под себя»), работают только на себя, сами «питаются» обществом, «доят» и «делят» его и не выполняют необходимых обществу государственных и муниципальных функций;
2.2. Эти сложившиеся и укоренившиеся в госструктурах нормы и принципы взаимоотношений внутри них и с народом, признаваемые руководящими работниками всех звеньев этих структур как «честные» и «справедливые», делают невозможным любое реальное их реформирование, переламывают любых реформаторов и реформы «под себя»;
2.3. Незащищенность естественных прав собственности рядовых граждан, небольших национальных производителей при одновременном произволе собственников-монополистов, отсутствия защиты личной и имущественной безопасности от криминала и госчиновников в судах и в правоохранительной системе государства - ведут к кризису в хозяйственной жизни общества.
Признаками такой утраты обществом доверия к государству являются снабжение его во всех слоях общества такими оценками, как: «воровское», «несправедливое», «продажное», «оккупационное», «компрадорское», «коррупционное» и т.п.;
Все это ведет к углублению раскола между обществом и государством, к полному отрыву общества от государства и, в итоге, к распаду государства как аппарата политического управления обществом, управленческой компоненты системы «страна».
Эта ситуация сразу же стимулирует процесс оставления страны самой активной и, часто, самой образованной частью общества и уход «штабов» национальных «хозяйствующих субъектов» и банковских счетов бизнесменов и крупных чиновников за рубеж.
Д.э.н. М.Г. Делягин, например, обращает наше внимание на причины эмиграции из нашей страны тех, кто является разработчиком новых технологий: «…как показал опыт России, важен не только уровень доходов, но и возможность их реализовать. Некоторые корпорации, спонсировавшие развитие Интернета в регионах, столкнулись со стремлением обеспеченных компьютерщиков эмигрировать. Их желание вызвано не только невозможностью реализовать доходы выше определенного уровня (купив автомобиль и бытовую технику, человек, не склонный к накопительству, сталкивается с отсутствием мотивации для заработков — квартиру все равно не купишь).
Важен и рост в силу общественного признания (которое выражает высокая зарплата) чувства собственного достоинства, которое не позволяет терпеть унижения, усилившиеся при общении с государством на всех уровнях.» [20, c.131]