Дворцовые перевороты в XVIII веке

Правитель Даты правления Основные события и итоги царствования
     
     
     
     
     

4. Найдите в тексте ошибки:

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции. Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

5. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Отрывок из какого документа приведен ниже? Когда и в связи с какими событиями он появился? К каким последствиям могли привести его требования?

«Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наглавнейшее моё попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Ещё обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учреждённый Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской»[32].

6. Прочитайте отрывок из романа В. Пикуля и ответьте на вопрос: какое событие описывает автор? Каково его значение?

Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где размещалась рота гренадер. Войдя в казарму, она сказала солдатам:

-Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся на кресте сем, что умрем за Россию вместе.

-Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!

-А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…

За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер».

7. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О каком университете идёт речь в документе? Назовите дату его основания. Кто был инициатором основания данного университета? Кратко расскажите об основателе.

«§ 1. На содержание сего университета и при оном гимназии довольно десяти тысяч рублев в год.

§ 2. 1) Весьма за нужно ко ободрению наук почитается, чтоб е. и. в. новоучреждаемой Университет в собственную свою высочайшую протекцию принять и одну или двух из знатнейших особ, как в других государствах обычай есть, кураторами Университета определить соизволила, которые бы весь корпус в своем смотрении имели и о случающихся нуждах ево докладывали е. и. в.

2) Чтоб сей корпус, кроме Правительствующего сената, не подчинен был никакому иному присутственному месту и ни от кого бы иного повеления принимать не был обязан.

§ 4. Хотя во всяком Университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему Синоду.

§ 5. Профессоров в Университете будет в трех факультетах десять. В юридическом:

1. Профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи.

2. Профессор юриспруденции российской.

3. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою...
В медицинском:

1. Доктор и профессор химии...

2. Доктор и профессор натуральной истории должен на лекциях показывать разные роды минералов, трав и животных.

3. Доктор и профессор анатомии...

В философском:

1.Профессор философии обучать должен логике, метафизике и нравоучению.

2. Профессор физики обучать должен физике экспериментальной и теоретической.

3. Профессор красноречия для обучения оратории и стихотворства.

4. Профессор истории для показания истории универсальной и российской, також древности и геральдики.

§ 9. Все публичные лекции должны быть предлагаемы либо на латинском, либо на русском языке...

§ 13. По окончании каждого месяца выбирать день субботний, в который... заставлять студентов приватно диспутоваться...»[33].

8. Законодательная активность правительства ПетраIII была необычайной. За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа: манифесты, именные и сенатские указы, резолюции и т. п. Но в то же время в трудах историков, в научно-популярной и художественной литературе Петр III предстаёт в образе невежественного, слабоумного, ненавидящего Россию правителя. Как Вы можете объяснить данное противоречие. Каковы его истоки?

9. Прочитайте отрывок из Манифеста Петра III о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству (18 февраля 1762 г.) и ответьте на вопросы. Какие «вольности» были учреждены манифестом для российского дворянства? К каким социальным последствиям это привело? Каким документом впоследствии привилегии дворянства были подтверждены?

«1) Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы… просить да не дерзают, но по окончании как внутрь, так и вне государства; состоящие в военной службе могут просить у командующих над ними об увольнении из службы или отставки, и ожидать резолюции…

4) Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в свое отечество, когда только о том учинено будет надлежащее обнародование…».[34]

10. Почему правление Екатерины II вошло в историю под названием «просвещенного абсолютизма»? Дайте определение термину «просвещённый абсолютизм». Совместимы ли абсолютная власть и идеи Просвещения? Свой ответ аргументируйте.

11. Какие идеи Просвещения отражены в приведенном ниже афоризме Екатерины II? Согласны ли Вы с ним? Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать правитель?

«Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает пло­хо, принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия этого. Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? Полезно ли? Прежде всего государственному человеку следует иметь в виду следующие пять предметов: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно создать государство грозным в самом себе и внушающим ува­жение соседям. Каждый должен быть воспитан в сознании долга перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нуж­но преподать ему некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни»[35].

12. По указу Екатерины II «Об уложении штатов» было проведено резкое сокращение государственных дотаций на содержание церквей и монастырей. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. Почему, будучи набожной правительницей, Екатерина решилась на такой шаг?

13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О каком событии идёт речь в документе? Какие события предшествовали его появлению? Кратко расскажите о внешней политике Екатерины II. «И для того по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии отечества, стараясь в пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между империями Всероссийскою и Оттоманскою заключённый, который мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков наших, решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону»[36].

Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений историков и ответьте на вопросы.

В политике внешней Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков 18 века. Она сумела, как Петр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи. … она довела до конца свое дело, и после нее русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены.

С.Ф. Платонов

О каких задачах идет речь? Согласны ли Вы с тем, что Екатерина II была преемницей Петра I прежде всего во внешней политике? Свой ответ обоснуйте.

Внешняя политика сего царствования (Екатерины II) достойна особенной хвалы. Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Петр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам

Н.М. Карамзин.

Согласны ли Вы с оценкой Н.М. Карамзина, что именно во внешней политике Екатерина добилась наибольших успехов? Приведите примеры, иллюстрирующие данную точку зрения.

15. Видный екатерининский вельможа И.И. Белецкой, обращаясь к императрице Екатерине II, сказал: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Как Вы понимаете данное высказывание? Согласны ли Вы с ним? Дайте оценку ее вклада в российскую историю.

16. Напишите эссе на тему, которая предложена в высказывании В.О. Ключевского, характеризующее деятельность Екатерины II. «А большие дела налицо: 7 миллионов новых подданных и сильное впечатление за границей и дома».

17. Какие исторические лица и события упоминаются в приведённом ниже отрывке из произведения А. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Кратко охарактеризуйте их.

Тут кротко или строго

Царило много лиц,

Царей не слишком много,

А более цариц.

Бирон царил при Анне;

Он сущий был жандарм,

Сидели мы как в ванне

При нем, das Gott erbarm!

Веселая царица

Была Елисавет:

Поет и веселится,

Порядка только нет.

Какая ж тут причина

И где же корень зла,

Сама Екатерина

Постигнуть не могла.

«Madame, при вас на диво

Порядок расцветет, —

Писали ей учтиво

Вольтер и Дидерот, —

Лишь надобно народу,

Которому вы мать,

Скорее дать свободу,

Скорей свободу дать».

«Messieurs, — им возразила

Она, — vous me comblez», —

И тотчас прикрепила

Украинцев к земле.

Список литературы

1. Анисимов, Е. В. Женщины на русском престоле – М.: Питер, 2008. – 458 с.

2. Анисимов, Е. В. Куда же нам плыть? Россия после Петра Великого – М.: АСТ, 2010 – 604 с.

3. Волкова, И.В., Курукин, И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII – XX в.в. // Вопросы истории.1995. №5-6.

4. Григорьев, Ю.А. Елизавета: борьба за Петрово наследство //Наука и религия. 2003. №3.

5. Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М.: Знание, 1997. – 288 с.

6. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3 кн. Кн. 3 - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 671 с.

7. Курукин, И.В. "Государыню заколоть шпагою...": Власть глазами участников дворцовых переворотов // Родина. 2003. № 4.

8. Курукин, И.В. Из истории складывания режима «бироновщины»// Отечественная история. 2003. № 2.

9. Оболенский, Г.Л. Время Екатерины Великой: Время героев и героических дел. М.: Русское слово, 2001. – 464 с.

10. Петрухинцев, Н.Н. Дворцовые интриги 1730-х годов и "дело" А. П. Волынского // Вопросы истории. 2006. № 4.

Наши рекомендации