Контроль Президента РФ и контроль представительной власти
Согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; органы исполнительной власти претворяют их в жизнь.
Контролирующие полномочия Президента РФ проявляются в следующем:
1) при формировании Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц (Председателя Павительства РФ и др.), при формировании Службы безопасности, Администрации, назначении высшего командования Вооруженных Сил РФ;
2) в повседневном контроле за деятельностью Правительства РФ и других органов исполнительной власти (Президент РФ может председательствовать на заседаниях Правительства РФ, он является Верховным Главнокомандующим, Председателем Службы безопасности РФ);
3) Президент РФ может отменить постановления и распоряжения;
4) через Администрацию (ее подразделение – Главное контролирующее управление).
Полномочия Главного контролирующего управления: систематический контроль; координация деятельности органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти в субъектах, внесение Президенту РФ предложений по результатам проверок, при необходимости – направление материалов о выявленных нарушениях в соответствующие органы; регулярная проверка хода исполнения поручений Президента РФ органам исполнительной власти. Работают Полномочные представители Президента РФ в округах.
Контроль за соответствием Указов Президента РФ Конституции РФ и законам: Совет Федерации контролирует указы о введении военного положения, использование Вооруженных Сил за пределами РФ; Госдума дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ, ставит вопрос о доверии Правительству РФ, об импичменте Президента РФ, назначении и освобождении от должности Председателя Центробанка РФ и Уполномоченного по правам человека РФ.
Для контроля за исполнением федерального бюджета образована Счетная палата. Она контролирует исполнение доходных и расходных статей бюджета, определяет целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценивает проекты бюджетов; делает финансовую экспертизу проектов федеральных законов и нормативно‑правовых актов федеральных органов исполнительной власти; делает регулярные доклады Федеральному собранию о ходе исполнения бюджета; проводит ревизии, проверки, передает материалы в соответствующие органы, направляет представления по результатам проверок, дает предписания.