Глава 3.вокально-хоровой анализ
Произведение В.И.Мурадели написано для смешанного четырехголосного хора a cappella, с divisi в каждой партии.
Выбор композитором данного состава для воплощения художественных образов, обеспечил наибольшую выразительность в прочтении стихотворения А.Одоевского.
Разнообразие тембровых красок, использование голосов в различных тесситурах, охват большого диапазона всего хора - всё это помогло Мурадели воплотить главную идею – идею всеобщего единения, просвещения и освобождения народов.
Изложение хоровых партий:
Сопрано: Тенора:
Альты: Басы:
Общий диапазон:
В общем, Мурадели использует удобные тесситурные условия для всех партий и для создания естественного ансамбля в хоре. Соотношение хоровых партий относительно одинаковое. Благодаря аккордово-гармонической фактуре создается динамическое равновесие. Все же , следует указать на некоторые существенные моменты.
Например : 42 – 43 такты – cresc в восходящем движении значительно усложняет исполнение, следует применить метод искусственного ансамбля.
Яркие патетические образы III части следует исполнять плотным и крепким звуком. Можно сказать, что допустимо применение «драматических» тембровых красок хорового звучания.
Напротив, в построениях более певучих, сосредоточенных, хотелось бы слышать более утонченные хоровые краски.
Хоровой ансамбль:
Фактурный ансамбль;
Предусматривает относительное равновесие голосов в гармоническом контексте. Наличие плотной гомофонно-гармонической фактуры в данном произведении способствует ясному интонированию, т.е. тесное расположение более удобно для достижения хорошего ансамбля, нежели широкое.
Динамический ансамбль:
В I части предполагается абсолютная, идеальная темброво – динамическая слитность в звучании хоровых партий. Однако, следует
вычленить мелодико – тематический материал, на протяжении всей I части проходящий в партии Сопрано. Также следует обратить внимание на динамические нюансы.
1 – 6 такты pp – следует добиваться ровного, наполненного звучания голосов; нужно следить за кантиленностью звучания.
7 – 11 такты рр- cresc - f- dim -mp- dim –pp.Необходимо постепенное, без толчков, выполнение всех подвижных нюансов; для этого следует воздействовать на силу звука посредством опертого однотипного певческого дыхания.
Во II части требуется еще более гибкое исполнение динамических нюансов. Волнообразная динамика II части отражает ее неустойчивый и переменчивый характер. Нужно очень четко следить за исполнением всех динамических указаний, особенно в 40 – 43 тактах, так как они являются частной кульминацией. Здесь следует помнить об опертости вокального дыхания, аккуратно готовить предстоящую динамическую кульминацию и сразу же «войти» в р sub, не потеряв темпа и характера звучания.
32 такт – необходимо вывести на первый план реплику Тенора 1 – она подчеркивает взволнованную патетичность всеобщего настроения.
III часть начинается с авторского указания ff. Далее никаких пометок относительно динамических нюансов нет. Из этого следует, что всю III часть нужно исполнять в указанной динамике. Однако, на практике малое количество исполнительских составов сможет выполнить данное указание. Хормейстеру следует самостоятельно, с учетом вокальных возможностей своего хорового коллектива, составить динамический план III части.
46т – 50 ff , 51 – 54 mf, 55 – 58 f, 58 – 67 ff.
Ритмический ансамбль:
В данном произведении следует обратить внимание на несколько различных задач, стоящих перед коллективом.
I часть - темп Adagio может спровоцировать исполнителей на понижение интонации. Так как ритмический ансамбль неразрывно связан с хоровым строем, следует особо внимательно следить за интонационными линиями. Чтобы не допустить изъянов в интонировании, необходимо постоянно ощущать ритмическую пульсацию на длинных нотах.
Еще один важный момент – одновременное синхронное вступление на слог «стру» (..струн вещих пламенные звуки…).
Для наиболее точного, быстрого проговаривания согл. И для получения плотного, насыщенного звука на pp ,следует выбрать смешанную атаку звука. Она активизирует опору дыхания и усиливает внимание исполнителей.
Хоровой строй:
Вцелом, характер гармонических соединений, мелодическое положение аккордовых пластов и тесситурные условия благоприятны для поддержания хорового строя.
Однако, следует рассмотреть варианты исключений
I часть – мелодическое зерно. Вследствие повторяющегося интонационного материала могут возникнуть проблемы, касающиеся хорового строя. Они не появятся, если исполнители будут ощущать непрерывную ритмическую пульсацию ( о чем уже говорилось выше), а также будут искусственно «завышать» интонацию.
Мелодические скачки в партии Сопрано также могут вызвать у исполнителей затруднения. Чтобы этого избежать, необходимо картовые скачки активно пропевать с заметным стремлением к верхней ноте, но желательно не делать на ней акцента, либо удара. А последующие нижние ноты (фа - диез) исполнять остро, с тяготением вводного тона в G dur.
12 – 16 такты – реплики мужского хора должны исполняться собранно, но не слишком глубоко, иначе это приводит к понижению интонации и потере хорового строя. Скачок м.6 следует петь аккуратным звуком, не прибавляя динамику. Нужно сохранять высокую певческую позицию и эмоциональный тонус.
На постепенном нисходящем движении необходимо сохранять внутреннюю собранность и ясно артикулировать – все это поможет сохранить строй.
II часть: следует обратить внимание на самое начало. Вокальное развертывание каждой новой фразы начинается с унисона, поэтому необходимо верное предслышание и активный слуховой контроль.
II часть 36 – 43 такты. Яркие хроматические ходы требуют развитого интонационного чувства. Восходящее движение в g moll нужно активно пропевать, не забывать про хорошую опору на дыхании.
III часть: общехоровой унисон. Стремительное движение по звукам тонического трезвучия в триольном ритме. Изначально нужно проработать несколько тактов в медленном движении в удобной тесситуре, чтобы данный мотив интонационно закрепился и хорошо впелся.
Вокальные штрихи:
Богатство штриховой палитры позволяет выявить тончайшие грани художественных образов, выраженных в данном сочинении.
Legato – (связно) - является здесь господствующим способом звуковедения. Оно обеспечивает образование единой звуковой линии. При этом требуется максимально долгое пропевание гласных звуков. Это требуется для того, чтобы не нарушить связность и плавность развертывания музыкального материала.
Marcato- (подчеркнуто) – встречается единожды в III части (в 47 и 49 тактах). Здесь требуется активная подача дыхания сильными, импульсными толчками в сочетании с «укрупненной», ораторски – подчеркнутой артикуляцией.
Акценты – встречаются эпизодически. Применены на сравнительно коротких отрезках для выделения отдельных звуков, или выразительных последовательностей( 17 – 18 такты, 9 такт) Необходимо добиваться легких, соразмеренных ударов согласных языком и губами.
Tenuto – (выдержанно, точно по длительности и силе) –нужно исполнять связно, на сплошном звуке. Непременно должно присутствовать крепкое певческое дыхание. При этом следует обратить внимание на четкую, ясную артикуляцию и постоянно возрастающую динамику.(I часть 4 и 9такты ; II часть 42 такт;)
Специфические дикционные требования- особо следует отметить подачу стихотворного текста. Она должна быть активно – действенной, укрупненной(«..мечи скуем мы из цепей..», «..и радостно вздохнут народы!»), соответствовать ликующему настроению данного хора.