Общественный строй древней Руси

После образования государства Русь основную массу его населения составляли свободные люди. Их так и называли — людьми. Они были обязаны платить князю дань — строго определенные денежные или натуральные поборы. Существовали объединения земледельцев — верви. Члены верви помогали друг другу и в некоторых случаях несли совместную ответственность перед законом.

28 Часть населения Руси была зависимой. Зависимое население выполняло для князя и служившей ему знати различные повинности. Так, в древнерусских источниках упоминаются смерды (по мнению разных историков, либо лично зависимые от князя сельские жители, либо все сельское население в целом) и закупы (люди, задолжавшие богатым и

знатным людям и обязанные этот долг отрабатывать).

29 Более высоким статусом отличались свободные горожане — купцы и ремесленники. В крупных городах они, наряду с представителями знати, участвовали в городском собрании — вече, и оказывали таким образом влияние на политическую жизнь.

30 На верхней ступени общественной лестницы древней Руси стояли князья из рода Рюриковичей. Осуществлять управление страной, защищать ее от внешних опасностей, собирать дань им помогала знать. Все знатные люди в целом назывались дружиной князя. Высший слой знати составляли бояре. Они были ближайшими советниками князей, командовали войсками, в качестве посадников (наместников) управляли волостями, вершили от имени князей суд и взимали дань. Князья и дружина жили в основном за счет собираемой в их пользу дани. Существовали также специальные поселения, жители которых обеспечением жизнедеятельности князя и дружины (охотой, промыслами, приготовлением пищи, заботой о боевых конях, охотничьих псах и соколах и так далее). Поселения такого типа, которые в научной литературе принято относить к служебной организации, существовали примерно в то же время и в странах Центральной Европы: в Польше, Чехии, Венгрии. Это свидетельствует о том, что пути развития Руси были в целом схожими с путями, по которым шло развитие соседних европейских стран.

31 Иногда за верную службу князья жаловали боярам земельные владения — села, или знатные люди просто покупали их. Это была собственность, передававшееся по наследству. Однако главным источником богатства знати оставалась ее служба князю. Земельными собственниками становились также церковные иерархи и монастыри. Значительная часть земель находилась в руках князей.

32 К общественной элите относилось и православное духовенство, делившееся на две части: черное (монахов) и белое (священники и дьяконы приходских храмов). Одним из древнейших и известнейшим среди древнерусских монастырей был Киево-Печерский, названный так, поскольку монахи этой обители жили в пещерах. Из Киево-Печерского монастыря вышло множество подвижников благочестия.

33 Для ведения хозяйства вотчинники использовали труд несвободных земледельцев, в основном бесправных рабов — челядь и холопов. Холопами становились попавшие в плен, женившиеся на рабыне или разорившиеся люди, вынужденные продать в холопство самого себя. Холопы работали в поле и в усадьбе землевладельца и находились в полной зависимости от своего хозяина.

Правда Русская

Становление государственности привело к необходимости записи правовых норм, которые до этого главным образом бытовали в устной традиции (так называемое обычное право). Древнейшим русским правовым кодексом стала Правда Русская («правда» в данном случае — закон), которая сохранилась в двух древних редакциях (вариантах), существенно отличающихся друг от друга. Большинство ученых считают древнейшей Краткую редакцию и датирует ее XI в., более

поздней (XII в.) — Пространную, но есть и другие мнения.

35 Краткая редакция состоит из двух основных частей. Первая — так называемая «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава», которая связывается с именем киевского князя Ярослава Мудрого (1016—1018, 1019—1054 гг.); вторая — «Правда Ярославичей», принятая сыновьями Ярослава Мудрого: Изяславом, Святославом и Всеволодом. И в «Древнейшей Правде», и в «Правде Ярославичей» основное внимание уделено уголовному праву, что вполне понятно, так как одной из главных задач формировавшегося государства было поддержание правопорядка. В частности, в «Правде Ярослава» кругом ближайших родственников ограничивается архаическое право кровной мести. В «Правде Ярославичей» много статей посвящено защите княжеского хозяйства и княжеских людей. В качестве наказаний предусматриваются денежные штрафы и — за самые тяжкие правонарушения — расправа на месте преступления. В Краткой редакции упоминаются различные категории населения древней Руси.

36 Пространная Правда обычно датируется началом XII в., хотя, по мнению ряда ученых, она относится к более позднему времени. Большое место также занимает в Пространной Правде уголовное законодательство. Кровная месть — со ссылкой на установление Ярославичей — отменяется. Основным наказанием является выплата виры — судебного штрафа в пользу князя. Если в случае убийства конкретный виновник был неизвестен, то вервь, на территории которой было обнаружено тело жертвы, платила так называемую «дикую виру», то есть коллективный штраф, который платился совместно всеми членами верви. Размер виры зависел от социального статуса жертвы: за убийство представителя знати платили 80 гривен, за убийство рядового свободного человека — 40, за убийство зависимого — всего 5 гривен. Это говорит о развивавшейся социальной дифференциации.

37 В Пространной Правде уделяется значительное внимание правовым процедурам, таким, как сбор свидетельских показаний, а в случае их отсутствия предусматриваются клятва и ордалии (испытания железом и водой). Впервые в качестве меры наказания за тяжкие преступления упомянуто архаическое по своему происхождению наказание «поток и разграбление». «Поток и разграбление» восходил к древним коллективным расправам, представлявшим собой удаление из коллектива лица, противодействовавшего ее воле. «Поток и разграбление» представлял собой изгнание, а иногда даже умерщвление преступника, и уничтожение или конфискацию принадлежавшего ему и его семье имущества. Согласно Пространной Правде его инициировала местная общность, а непосредственно осуществляла княжеская власть, что говорит о том, что в это время «поток и разграбление» был уже поставлен под контроль государства.

38 Составной частью Пространной Правды стал «Устав» киевского князя Владимира Мономаха (прозвище «Мономах» он получил от своего деда по матери, византийского императора, по-гречески означает «единоборец»), принятый вскоре после его вокняжения в Киеве в

1113 г. Его статьи посвящены долговым вопросам и правовому положению закупов. Произвол кредиторов в отношении закупов определенным образом ограничивался, в частности, закупов

запрещалось обращать в рабство. По-видимому, это следствие Киевского восстания 1113 г., главной причиной которого стало возмущение кабальными условиями займов в княжение предшественника Владимира Мономаха Святополка Изяславича. Таким способом Владимиру Мономаху удалось снизить социальную напряженность и восстановить порядок в государстве.

39 Русская Правда впоследствии стала основой всего русского законодательства и оказала значительное влияние на русские правовые памятники позднейшего времени. В новгородском летописании и берестяных грамотах есть свидетельства использования норм Русской Правды в конкретных правовых ситуациях.

Наши рекомендации