Становление и развитие советского государства.
1. Второй всероссийский съезд советов и формирование высших органов гос.власти
2. Советское строительство на местах.
3. Конституционные и чрезвычайные органы гос.власти и управления в годы войны.
4. Образование РСФСР и дальнейшее государственное строительство в РСФСР
1. Процесс становления советского государства протекал в соответствии с программой партии большевиков (РСДРПб) и по сценарию главного идеолога Ленина, как продолжения и развития буржуазно-демократической революции в России Ленин рассматривал завоевание власти рабочими и другими трудящимися, установление диктатуры пролетариата и предусмотр. общ. на соц.налогах. период власти от временного правительства к советам проходил в 2 этапа. На первом этапе был осуществлен гос.переворот в ходе вооруженного восстания. Второй этап характеризовался стремлением большевиков законодательно закрепить итоги государственного переворота в решении второго всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов.
Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов должен был состояться в сентябре 1917 года, но руководство ВЦИКа советов рабочих и солдатских депутатов оттягивало созыв съезда, прикрывавшись созывом и работой различных совещаний и предпар., хотя в сентябре 1917 года стало вполне очевидно, что съезд может быть созван помимо воли ВЦИКа, оставив его на обочине исторической дороги, т.к. повсеместно наблюдался большевизм советов. Что бы не потерять влияние среди населения и сохранить свою соц.базу ВЦИК 17 сентября принимает решение о созыве 2 всероссийского съезда советов. Партия большевиков выступает с инициативой оформирования делегатского корпуса этого съезда. 24 октября на совещании с руководителями партии было принято решение о том, что партийные организации возглавят весь процесс провеет.област. съезда совета и сформир. делегат. на второй всероссийский съезд советов. К середине октября практически был сформирован делегатский корпус 2 всероссийского съезда советов, но руководство ВЦИКа 17 октября принимает решение перенести дату созыва съезда и рассмотреть на съезде 3 вопроса. В повестку дня не включались вопросы которые интересовали большинство населения России. Вопрос о повестке съезда рассматривался на своем заседании ЦК партии большевиков 21 октября и прин.решение рассмотреть на съезде вопрос о мире, о земле, о власти и рабочем контроле. В 22 часа 40 минут 25 октября открыл свое заседание второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Сразу же на заседании съезда развернулась дискуссия, которая носила коллективный характер по повестке съезда. Как только меньшевики и право-эсеры покинули съезд, в этот момент съезд приступил к фактической работе. Вопрос о вооруженном захвате гос.власти был решен 10 октября 1917 года.
Спасти учредительное собрание мог только его созыв, причем незамедлительный. Достаточно указать, что от решения о создании комиссии по подготовке к созыву учредительного собрания и до первых шагов прошло 2 месяца. Тем не менее 14 июня 1917 года временное правительство принимает решение о проведении выборов в учредительное собрания и о созыве учредительного собрания. Принятие подобного решения было очевидно, что в назначенные сроки просто нереально, тем более что в один день провести выборы невозможно. 26 июня решение вопроса о регламенте учредительного собрания, о его статусе было поручено юр.совещанию. в августе временное правительство принимает решение о переносе сроков выборов и созыва учредительного собрания на 12 ноября и на 28 ноября. В результате гос.переворота в октябре 1917 года 2 всероссийский съезд советов провозгласил себя высшим органом гос.власти, но тем не менее 2 всероссийский съезд советов не отказался от учредительного собрания и в перечне первоочередных задач советской власти сформ.задача об обеспечении и созыве учредительного собрания. 27 октября всероссийский центральный исполнительный комитет на первом заседании подтвердил позицию советской власти о проведении выборов в сроки назначенные еще временным правительством. Совет народных комиссаров так же опред. в этом вопросе и приз. все изб. комиссии орг. местн. самоуправ. и советы направ. свои усилия на проведение выборов в учредительные собрания и прежде всего соблюдение демократических основ этой комиссии. Не смотря на то, что выборы были назначены на 12-14 ноября, выборы депутатов в учредительное собрание нач. с 1 ноября. Выборы в учредительное собрание проводилось по партийным спискам, составленным до гос.переворота. более 60% голосов получили правые эсеры и меньшевики, большевики получили чуть более 20% голосов. Такой расклад политических сил в депутатском корпусе учредительного собрания означал что правые эсеры и меньшевики практически в состоянии были решить вопрос по реставрации буржуазной республики. Они могли уже обойтись без большевиков, устранив их из всех органов гос.власти и управления, либо существенно потеснить. Большевики оценив реальную ситуацию и не собирались уступать право-эсерам и меньшевикам. В этой связи Ленин настоял на том, что бы вообще не созывать учредительное собрание либо отодвинуть его сроки на неопределенное время. В то же время Зиновьев и другие настояли на выполнении своих обязательств которые были даны народу. С целью ослабления позиций правых эсеров и меньшевиков на учредительном собрании представители партии кадетов объявили врагами народа и начали кампанию по аресту представителей этой партии включая и депутатов учредительного собрания. Тем самым партия большевиков и возглавляемые ею органы власти игнорировали депутатскую неприкосновенность депутатов учредительного собрания. 13 декабря были приняты тезисы об учрежд. соб. В которых указывалось, что возможность сосуществования 2х типов гос-ти отпало, т.е. практически было заявлено о нецелесообразности перехода гос.власти в руки учредительного собрания. 22 декабря ВЦИК принимает постановление о созыве 5 января о созыве учредительного собрания. Большевики проигнорировали решение временного правительства о созыве учредительного собрания 28 ноября в силу того, что к назначенному времени прибыло чуть более 100 депутатов учредительного собрания, а СНК Россия 26 ноября принимает решение, что учредительное собрание будет правомочно при наличии 400 депутатов в учредительное собрание. Однако с принятием решения о дате учредительного собрания ВЦИК принимает и постановление о созыве 3 всероссийского съезда советов, т.е. 3 всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов и крестьянских депутатов. Данное постановление свидетельствует о том, что большевики не собираются признавать учредительное собрание в качестве верховного органа гос.власти. за день до открытия учредительного собрания ВЦИК принимает постановление о признании контрреволюционными действиями всех орг, которые пытаются узурпировать гос.власть у советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, т.е. по существу данное постановление это основание для разгона учредительного собрания в случае непризнания им советской власти. 5 января открывается учредительное собрание, на котором председатель ВЦИКа Свердлов предлагает обсудить декларацию прав трудящихся, представляющей собой документ, в котором в концентрированной форме сформулирована решение 2 всероссийского съезда советов. Учредительное собрание отказалось обсуждать декларацию, тем самым заявив о несогласии с советской властью. После этого факта левые эсеры и большевики покинули заседание учредительного собрания, которое с формальной юридической точки зрения не могло уже рассматривать никакие вопросы. В ночь с 6 на 7 было принято постановление ВЦИКа о роспуске учредительного собрания как организации выступившей против основных мероприятий второго всероссийского съезда советского правительства в период после гос.переворота. Фактически это был разгон учредительного собрания. 10 января открыл свои собрания 3 всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 января 3 всероссийский съезд крестьянских депутатов. Объединились съезды 13 января, поддержав решение о разгоне учредительного собрания, а так же решение о необходимости исключения из всех актов, принятых в период с 25 октября ссылок на учредительное собрание, т.е. было принято решение об изменении совет.правительства. Оно стало рабочее и крестьянское правительство совета народных комиссаров. Именно с начала работы 3 ВСС мы можем констатировать, что советская российская республика нач. ор. пост. орг. гос. вл. и упр.
Советское строительство.
Государственный переворот совершен в октябре 1917 года, но руководством партии большевиков ознам. повсеместный переход власти в руки советов рабочих солдатских крестьянских депутатов прав. Основой этого перехода власти следует считать обращение 2 ВСС, в котором и указывалось, что съезд постановляет: вся власть на местах переходит к советам рабочих солдатских крестьянских депутатов, но переход власти это не единовременный акт. Потребуется определенное время перехода власти в руки рабочих солдатских крестьянских орг.советов. переход власти в руки советов затянулся до марта 1918 года, но в отдельных регионах России этот процесс продолжался до июня-июля 1918. разновременный характер перехода власти к советам обуславливался экономическими условиями, социально-классовыми, политическими, национальными и другими. В тех регионах, которые в экономическом отношении более развиты, где имелось прост. рабочего класса поддерж. большевиков и значительное влияние партии большевиков власть переходит к советам в ноябре-декабре 1917 года. Так в январе 1918 года более чем в 50 губерниях власть перешла в руки советов. Переход власти осуществлялся мирными и немирными формами, идеальным и неидеальным путем. Идеальный путь установления советской власти это такой путь, когда советская власть устанавливается в губернии, городе, а затем распространяется на уезды, волости и села. Идеальный путь это когда установление советской власти в уездах и волостях опережает процесс установления советской власти в губернии, городе. Как правило, советская власть устанавливалась идеальным путем и мирными формами. Необходимо выделить период январь-февраль 1918 года, когда наблюдался наиболее интенсивный процесс установления советской власти в волостях и селах. Это объясняется тем, что на данный период приходится возвращение демобилизованных солдат и матросов, которые как наиболее политически подготовленные и возглавляют процесс перехода власти к советам. Переход власти осуществляется через создание временных революционных комитетов. Сначала именно они сосредоточили в своих руках всю полит.гос.вл. и одной из ближайших их задач была подготовка и избрание советов рабочих солдатских крестьянских депутатов. Продолжительность работы ВРК как правило от нескольких дней до двух недель. ВРК созданные после гос.переворота решали задачи установления власти советов. Организ.структурое многообразии обуславливается тем, что после октябрьского гос.переворота еще не было создана правовая основа для их организации и функционирования. Так же и отсутствие практический опыт организации советов. Разрозненные инструкции и циркуляры первых месяцев советской власти не могли унифицировать структуру советов рабочих солдатских крестьянских депутатов. Структ.унификация советов продолжалась до июня 1918 года. И материал.в норм. конст. РСФСР. Сложившаяся структура орг.советской власти была характерна для областного и губернского звена, где советы как правило состояли из 3 секций: рабочий, солдатский и крестьянский. Каждая секция была автономна в решении подведений ею вопросов, но наиболее важные значимые вопросы решались на общем собрании советов. Решение текущих вопросов находилось в ведении исполнительной власти совета как губернского областного исполнительного комитета, так и в их отделах и управлении. В тех регионах, где сильны были позиции большевиков практически безболезненно формировалась исполнительная власть поэтому в этих областях и губерниях функционировали как законодательная, так и исполнительная власть. По иному складывалась ситуация в регионах, где сильны были позиции левых эсеров. Именно в этих регионах длительное время отсутствовала исполнительная власть. Невозможность своевременного создания органов исполнительной власти объясняется тем, что при определении принципа или начала ее формирования произошло столкновение между двумя политическими системами, которые неоднозначно понимали принцип паритетного представительства. Большевики как претенденты на полит. и гос. господство не могли согласиться с левыми эсерами в части формирования исполнительной власти. Таковыми органами на местах стали советы народных комиссаров и народные комиссариаты. В РСФСР возникли 3 формы: автономная республика, автономная область, труд.нав. В декретах о создании нац.гос.очерч. и структура орг.гос.власти и управления. Согласно конституции РСФСР 1918 года. Более подробно в декретах решался вопрос об отраслевых органах гос.управления, о наркомах, которые делились на автономные и объединенные. Такое деление сохранялось до 30х годов. Революционные комитеты создавались и в автономных республиках и в автономных областях. ВРК решали двоякую задачу это орган управления нац.государственности, это подготовка и созыв первого съезда советов. На уровне автономной респ.изб.ЦИК а послед. На первой организационной сессии избирается президиум ВЦИКа и образования правительства сов.наркомов. Орг. отросл. гос.управ как авт.респ, так и труд форм на основе отделов врем. революционного комитета национальной государственности. Орг.гос.власти и управления автономных областей функц. в соответствии с конституцией, а так же с советскими нормами прав. Актами РСФСР в авт.респ.форм собст.респ.зак-ва. При разработке данных нормативных актов учитывались аналогичные нормативно-правовые акты РСФСР. Декреты об образовании конкретной формы национальной государственности и текущее законодательтво это были первые акты опред.гос.прав.статус ком.гос-ти. С образования СССР и его конституция были приняты 12 мая 1925 года. 12 ВСС в котором впервые на уровне основного законодательства РСФСР закреплен государственно-правовой статус субъектов РСФСР. Таковыми к этому периоду остаются автономные республики и автономные области. Этому вопросу была посвящена глава 4 конституции РСФСР 1925 года, в которой дается пер.орг.гос.власти и управления автономными респ. и авт.области. В этой же главе за автономной республикой закрепляется право не только республиканского законодательства, но и право на принятие собственной конституции, которая принимается высшим органом государственной власти автономной республики и утверждается ВЦИКом. Каждая автономная область разрабатывает о себе положение, которое принимается областным съездом советов с последующим утверждением ВЦИКом. В то же время в соответсвии со статьей 17 совмест.вед. всеросс. съезда советов и всеросс. съезда советов относительно границ автономных республик входящих в состав РСФСР утверждений их конституционных и рас.споров между автономными республиками, а эконом. между автономными республиками и другими част. РСФСР. В соответствии с конституцией РСФСР 1925 года в 1925-1926гг все автономные республики разработали, приняли и представили на утверждение во ВЦ свои конституции которые к сожалению не получили статус основного закона, т.к. не были утверждены ВСС.