X. арендт начала тоталитаризма

Тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации. Массы держит вместе не сознание общих интересов, и у них нет той отчетливой классовой структурированности, которая выражается в определенных, ограниченных и достижимых целях. Термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых в силу либо просто их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе, — в политические партии, или органы местного самоуправления, или различные профессиональные организации и тред-юнионы. Потенциально «массы» существуют в каждой стране, образуя большинство из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединяются ни к какой партии и едва ли вообще ходят голосовать. [..*]

Тоталитарные движения — это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов. В сравнении со всеми другими партиями и движениями их наиболее выпуклая внешняя черта есть требование тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от своих индивидуальных членов. Такое требование вожди тоталитарных движений выдвигают даже еще до захвата ими власти. Оно обыкновенно предшествует тотальной организации страны под их всамделишным правлением и вытекает из притязания их идеологий на то, что новая организация охватит в должное время весь род человеческий. Однако там, где тоталитарное правление не было подготовлено тоталитарным движением (а это, в отличие от нацистской Германии, как раз случай России), движение должно быть организовано после начала правления, и условия для его роста надо было создать искусственно, чтобы сделать тотальную верность и преданность — психологическую основу для тотального господства — совершенно возможной. Такой преданности можно ждать лишь от полностью изолированной человеческой особи, которая при отсутствии всяких других социальных привязанностей — к семье, друзьям, сослуживцам или даже к просто знакомым — черпает чувство прочности своего места в мире единственно из своей принадлежности к движению, из своего членства в партии. Тотальная преданность возможна только тогда, когда идейная верность пуста, лишена всякого конкретного содержания, из которого могли бы естественно возникнуть перемены в умонастроении. Тоталитарные движения, каждое своим путем, сделали все возможное, чтобы избавиться от партийных программ с точно определенным конкретным содержанием, программ, унаследованных от более ранних, еще нетоталитарных стадий развития. Независимо от радикальных фраз каждая определенная политическая цель, которая не просто предъявляет или ограничивается заявкой на мировое руководство, каждая политическая программа, которая ставит задачи более определенные, чем «идеологические вопросы исторической важности на века», становится помехой тоталитаризму. Величайшим достижением Гитлера в организации нацистского движения, которое он постепенно выстроил из темного, полупомешанного состава типично националистической мелкой партии, было то, что он избавил движение от обузы прежней партийной программы, официально не изменяя и не отменяя ее, но просто отказываясь говорить о ней или обсуждать ее положения, очень скоро устаревшие по относительной скромности своего содержания и фразеологии. [...]

Отсутствие или игнорирование партийной программы само по себе не обязательно является знаком тоталитаризма. [...]

Тоталитаризм же никогда не довольствуется правлением с помощью внешних средств, а именно государства и машины насилия. Благодаря своей необыкновенной идеологии и роли, назначенной ей в этом аппарате принуждения, тоталитаризм открыл способ господства над людьми и устрашения их изнутри. В этом смысле он уничтожает расстояние между управляющими и управляемыми и достигает состояния, в котором власть и воля к власти, как мы их понимаем, не играют никакой роли или в лучшем случае второстепенную роль. По сути тоталитарный вождь есть ни больше ни меньше как чиновник от масс, которые он ведет; он вовсе не снедаемая каждой власти личность, во что бы то ни стало навязывающая свою тираническую и произвольную волю подчиненным. Будучи в сущности обыкновенным функционером, он может быть заменен в любое время, и он точно так же сильно зависит от «воли» масс, которую его персона воплощает, как массы зависят от него. Без него массам не хватало бы внешнего, наглядного представления и выражения себя, и они оставались бы бесформенной, рыхлой ордой. Вождь без масс — ничто, фикция. Гитлер полностью сознавал эту взаимозависимость и выразил ее однажды в речи, обращенной к штурмовым отрядам: «Все, что вы есть, вы есть со мною. Все, что я есмь, я есмь только с вами». [...]

Вопросы к тексту

1. Какие признаки тоталитарных режимов выделяет X. Арендт?

2. Какие качества масс обусловливают возможность существования тоталитарных режимов?

3. Какова роль вождя в тоталитарном государстве?

4. Каковы механизмы функционирования тоталитарного режима?

5. Охарактеризуйте характер связи лидера и массы при тоталитаризме.

6. Охарактеризуйте роль партии в рамках тоталитарного режима

Задание 10+. Экспертная оценка уровня политической стабильности

Для оценки уровня политической стабильности используют индекс политического риска. Одной из наиболее распространенных моделей расчета индекса политического риска является BERI (Business Environment Risk Index). Индекс политического риска рассчитывается на основе экспертных оценок. Попытайтесь выступить в роли эксперта и рассчитайте индекс политического риска для России. Ниже приводятся 15 переменных и вес каждой из них. Напротив каждой переменной поставьте количественную оценку от 0 до 4. «4» — это самая высокая оценка, «0» — самая низкая. Например, вы оцениваете такой параметр, как «политическая стабильность». В том случае, если политическая ситуация оценивается как контролируемая, выставляется оценка «4»; если существует потенциальная угроза правящим силам (сильная оппозиция) — «2»; высокая вероятность смены власти — «1»; приход к власти новых политических сил в результате революции, мятежа или переворота — «0». Каждая выставленная оценка умножается на вес соответствующей переменной. Полученные итоги суммируются.

Переменная Вес переменной Оценка, баллы Итого
1. Политическая стабильность   3,0          
2. Отношение к иностранным инвесторам 1,5    
3. Уровень национализации 1,5    
4. Степень инфляции 1,5    
5. Состояние платежного баланса 1,5    
6. Степень бюрократизации 1,0    
7. Степень экономического роста 2,5    
8. Конвертируемость валюты 2,5    
9. Осуществимость контрактов 1,5    
10. Стоимость рабочей силы 2,0    
11. Степень профессиональной подготовки 1,5    
12. Развитие инфраструктуры 1,0    
13. Местное управление 1,0    
14. Наличие краткосрочных кредитов 2,0    
Наличие долгосрочных кредитов 2,0    

Максимальный индекс может равняться 100. Это означает, что политическая система абсолютно стабильна и устойчива (подробнее об этом см.: Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование, управление. М., 1992. С. 23—24).

Шкалы оценки уровня риска позволяют дать качественную оценку полученному риску.

Уровень риска Баллы Вероятность ущерба
Практически отсутствует 83—100  
Очень низкий 75—82 Низкая
Низкий 67—74 (Мала)
Заметный 60—66  
Ниже среднего 55—59 Умеренная
  51—54 (Допустимая)
Средний 45—50  
Выше среднего 40—44 Большая
На грани допустимого 34—39 (Велика)
Не допустимо 26—33    
  18—25 Высокая
  0—17  

Попробуйте с помощью приведенных шкал оценить уровень риска в России. В 1995г. индекс политического риска в России оценивался в 22 балла.

Сравните полученные Вами результаты с данными 1995г.

Каким образом изменился индекс политического риска?

Политический риск может также оцениваться с помощью методики, предложенной У. Коплином и О’Лири. Американские ученые разработали матрицу, на основе которой рассчитывается индекс политического риска. Ниже приводится матрица, адаптированная к российской политической системе.

Актор   Ориентация   Последовательность   Мощь   Заинтересованность   Итого  
Президент                    
Премьер-министр                    
Министр иностранных дел                    
Председатель Центрального банка                    
Коммунистическая партия РФ                    
ЛДПР                    
«Единая Россия»                    
«Справедливая Россия»                    
Профсоюзы                    
Армия                    
ФСБ                    
МВД                    

Ориентация представляет собой отношение к различным факторам политического риска. Она может оцениваться положительно (+), отрицательно (-) или нейтрально (0). Например, если вы считаете, что Президент отрицательно относится к факторам политического риска (является гарантом стабильности), в графе ориентация ставится знак «-». Под последовательностью понимается сохранение ориентации данной политической силы, под мощью — ресурсы, которыми она обладает, а под заинтересованностью — придание значения тому или иному фактору политического риска. Последовательность, мощь и заинтересованность отдельно оцениваются в баллах от 1 (наименьшей) до 5 (наибольшей). Затем результаты перемножаются и со знаком ориентации заносятся в графу «итог». Выступая в качестве экспертов, вы оцениваете расстановку, политических сил и их отношение к факторам политического риска.

Литература

Основная:

1. Гаджиев К.С. Политология: учебник для вузов / К.С. Гаджиев. - М., 2004. -С. 145-202.

2. Политология: учебник / М.А. Василик. - М,, 2003. - С. 98-130.

3. Политология: Уч. Пособие/ Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, .В. Бакулина Под ред. Б.И. Кретова.-М.: Высшая школа, 2001-С.180-192/.

Дополнительная:

1. Буренко В.И. Политология. Учебник.- М.: Кнорус, 2012- 384с.

2. Василенко И.А. Политология.Учебник.-М.: Юрайт, 2013.- 511с.

3. Гаджиев К.С. Базовый курс.Политология.-М.: Юрайт, 2012.- 467с.

4. Зеленков М.Ю. Политология. Учебник.. –М.: Дашков и К.-2012.-340с.

5. Лавриненко В.Н. Политология. Учебник.-М.: Юрайт,2011.-519с.

6. Политология.-/под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А..-М.: Юрайт, 2012.-840с

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6. ТЕМА: ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ И СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Цель семинарского занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правления; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав человека; содержательный анализ принципа разделения властей.

Время- 8 часов (2Л.+ 4СРС+2ИКЗ)

Рейтинг занятия-8 баллов

Задание 1. Работа со словарем.

Найдите определения следующих ключевых понятий, которыми необходимо овладеть, чтобы раскрыть содержание данной темы: государство, правовое государство, социальное государство, функция государства, форма государства, тип государства, унитарное государство, федеративное государство, конфедерация, государственный режим, государственный аппарат, глава государства, правительство, парламент, монархия, республика, государственная власть, форма государственного правления, форма государственного устройства

Задание 2. Ответьте на контрольные вопросы:

1. Определите 3 признака, без которых невозможно представить институт государства;

2. Назовите основные признака монархии и республики.

3. Почему в федеративных государствах необходима двухпалатная структура парламента? Приведите примеры государств с подобной структурой.

4. Почему государство является основным институтом политической системыобщества?

5. Как определяется тип государства?

6. Какой тип государства был первым в истории и каковы его черты?

7. Что понимается под формой государственного устройства?

8. Что является главным при определении формы государственного режима?

9. В чем состоит качественное отличие правового государства от всех других типов государств?

10. Что выступает социальной основой и необходимой предпосылкой правового государства?

11. Определите формулу социального государства.

12. Какие проблемы стоят перед современным российским государством?

13. Каковы особенности государственного устройства Российской Федерации?

Задание 3.Заполните таблицу: «Теории происхождения государства».

Название теории Автор (ы) Основные положения
Патриархальная    
Теологическая    
Органическая    
Теория общественного договора    
Теория насилия    
Психологическая    
Историко-материалистическая    

Задание 4.Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:

а) федерация;

б) суверенитет;

в) государство;

г) конфедерация;

д) форма правления;

е) унитарное государство;

ж) форма государственного устройства;

з) парламент;

и) суд;

к) сецессия;

л) монархия;

м) субъект Федерации;

н) республика;

о) импичмент;

п) право вето;

р) правительство;

с) разделение властей;

т) Федеральное Собрание;

у) правовое государство;

ф) социальное государство.

1) представительный и законодательный орган власти;

2) независимость и верховенство государственной власти;

3) особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;

4) форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо фор­мируются общенациональным представи­тельным учреждением;

5) процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части;

6) форма государственного устройства, характеризующаяся высокой степенью централизации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - территориальных образований;

7) административно-территориальное образование, обладающее ограниченными полити­ческими правомочиями;

8) структура высших органов государственной власти;

9) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образования обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;

10) форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;

11) политический институт, выполняющий исполнительские функции;

12) высший орган представительной и законодательной власти Российской Федерации;

13) отстранение президента от должности на основании выдвинутых против него обвинений;

14) форма государственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств;

15) тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантированы права человека и осуществляется разделение властей;

15) административно-территориальная организация государства, система взаимоотношений высших государственных и региональных органов власти;

16) политический институт, выполняющий функции контроля за соблюдением законов;

17) право президента отклонить принятый парламентом закон;

18) институциональное распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;

19) государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина.

Задание 5.Используя справочник "Страны мира" и конституции государств, определите форму государства в следующих странах:

Название страны Форма государственного правления Форма государственного устройства Форма государственного режима
Российская Федерация      
США      
Саудовская Аравия      
Иран      
Норвегия      
Нигерия      
Италия      
Бразилия      
Австралия      
КНР      
Япония      
Германия      
Индия      

Задание 6. Заполните таблицу "Отличия федерации от конфедерации".

Признак Федерация Конфедерация
Кем принимаются определяющие решения    
Территория    
Конституция    
Гражданство    
Субъект внешней политики    
Степень самостоятельности административно-территориальных единиц    

Задание 7.Постройте схему: "Государственное устройство Российской Федерации".

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Органы власти   Федеральный уровень   Уровень субъектов федерации Уровень местного самоуправления  
Органы законодательной власти      
Органы исполнительной власти      
Органы судебной власти      

Задание 8.Что такое правовое государство и каковы его основные принципы? Заполните таблицу.

Наши рекомендации