Структурирование конфликтных групп
Одной из причин возникновения конфликтов считается несовершенная организация труда и жизнедеятельности в организации и обществе. В менеджменте снижение уровня конфликтности рассматривается как способ увеличения эффективности труда и, следовательно, повышения жизнеспособности организации. Структурирование, причем грамотное, основанное на стратегических планах организации, обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение поставленных целей.
Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Основные концепции, которые включает в себя структурирование организации, — это разделение труда и сфера контроля.
Можно выделить горизонтальное и вертикальное разделение труда.
При горизонтальном разделении труда происходит закрепление конкретной работы за специалистом, который в состоянии справиться с этой задачей лучше всех.
Если организация отличается большим количеством сотрудников, то происходит деление на функциональные области. Это работа, которую выполняет подразделение для организации в целом, например маркетинг, производство, финансы и т.п. При этом очень важно, чтобы обязанности были поделены соответственно делегированной ответственности. Иначе это чревато возникновением т.н. ролевого конфликта, когда человек не в состоянии справиться со и благодаря этому многие структурные несовершенства удалось нивелировать.
Структура системы вознаграждений. Это труднодостижимая система, но в идеале очень продуктивная. Суммы вознаграждения должны учитывать не только усилия, затраченные работником, но и вклад в достижение общих целей, комплексное, эффективное решение возникающих проблем.
Известно пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов. Три из них можно назвать менее конструктивными — уклонение, сглаживание, принуждение и решение проблемы.
Уклонение. Уйти от решения вопроса, не вступать в сложные, чреватые столкновениями, дебаты — все это сбережет ваши нервы, но противоречия, породившие необходимость подобных действий, не разрешаются. Этот метод можно использовать, когда нужна временная передышка, но как постоянная модель поведения он не подходит.
Сглаживание. Этот метод нечто сродни уклонению. Просто человек не уходит от решения проблемы, а осознанно принижает ее значимость. Это возможно, когда вы считаете, что прямое столкновение только ухудшит ситуацию, но реальность ее повторения все еще очень велика.
Принуждение. Данный метод возможен, когда, обладая властью, вы абсолютно уверены в своей правоте и любая дискуссия вам ни к чему. Опасность состоит в том, что подобный стиль поведения всегда вызывает негативную реакцию и игнорирование чужого мнения резко сужает видение проблемы.
Компромисс — это нахождение общей точки зрения при желании идти на уступки для достижения согласия. Компромисс необходим, когда речь идет об антагонистическом конфликте (этнический конфликт), но без выяснения причин противоречий все же не всегда достаточен.
Решение проблемы. Это наиболее эффективный способ урегулирования конфликта, поскольку устраняет саму его причину. Уважение мнений всех участников столкновения, знакомство с разными точками зрения и принятие интересов каждого — путь для достижения всеобщего соглашения. Иначе подобный результат можно назвать консенсусом. Одним из основных способов его достижения являются переговоры. Правильное и грамотное ведение переговоров — одно из условий достижения согласия, иначе можно еще более усугубить ситуацию, что приведет к эскалации конфликта.
43. Понятия «третья сторона в урегулировании конфликта», «посредничество», оказание «добрых услуг», «наблюдение за ходом переговоров», «арбитраж»
Существует точка зрения, что в каждом конфликте присутствует третья сторона, если изначально она может себя не проявить, то впоследствии ее участие неизбежно. Если рассматривать внутри-личностный конфликт, то каждый человек, сталкиваясь с внутренними противоречиями, желает «излить душу». Здесь на помощь приходят психологи, психоаналитики, так популярные на Западе, или просто «близкие друзья» и родственники, что более реально для российской ментальности. При межличностном конфликте у противоборствующих сторон возникает подсознательное желание обратиться к незаинтересованному лицу, обладающему объективным взглядом на ситуацию. Если вспомнить историю, то крестьяне на Руси, когда не могли решить дело миром, шли к барину, чтобы тот «рассудил их по совести». Третья сторона может выступать в роли посредника, в роли судьи и в роли наблюдателя.
Посредником можно назвать незаинтересованное лицо, обладающее мудростью, тактом, дипломатическими способностями, необходимыми для нахождения конструктивного взаимовыгодного решения, и способностью вести плодотворное общение со всеми участниками конфликта. Посредник участвует в переговорах, передает послания или требования, в общем принимает активное участие в процессе урегулирования конфликта. Его основная задача — ускорить этот процесс при минимизации возможных потерь для всех участвующих в противоборстве сторон. Важное требование, предъявляемое к посреднику, — способность удовлетворить всех участников конфликта, вызвать доверие и уважение, что создаст необходимую доверительную атмосферу и позволит ускорить процесс. В юридической практике роль посредника отводится адвокату. Он не только представляет интересы гражданина в суде, но и минимизирует возможные столкновения на межличностном уровне.
Функции судьи могут исполнять не только судебные структуры, в России, помимо Конституционного Суда, они представлены гражданскими, уголовными, административными и арбитражными видами судопроизводства, но и обычные люди (соседи, коллеги, руководители), если участники конфликта сочтут их способными на непредвзятый анализ конфликтной ситуации или если они обладают необходимыми полномочиями (например, начальник вправе рассудить своих подчиненных). Только в первом случае судья руководствуется существующими законами и правовыми актами и его решение обязательно принимается к исполнению, а во втором случае критерии субъективны, базируются на понятии справедливости, которое очень индивидуально и изначально необъективно, и данный «приговор» исполняется по желанию сторон. Существуют и международные суды, занимающиеся урегулированием конфликтных ситуаций, если государство не способно обеспечить удовлетворяющий все стороны судебный процесс. В России мы еще не привыкли к подобной схеме решения конфликта, предпочитая обходиться своими силами либо замалчивать проблему. Это имеет свои объективные причины: с одной стороны, неразвитость судебной системы, бедность большинства людей, что приводит к неспособности оплатить услуги адвокатов, коррумпированности суда и прокуратуры , с другой стороны — люди сами не готовы к конфронтации, здесь присутствует элементарный страх перед трудностями и препонами бюрократической системы.
Наблюдатель — это лицо, которое не принимает активного участия в конфликте, а следит за соблюдением норм поведения и требований, которые были установлены в процессе промежуточных договоренностей. Яркий пример наблюдателя — это миротворческие войска, которые не принимают участия в боевых действиях, следят за соблюдением прав человека и гарантируют безопасность мирному населению.