Вопрос 57 Кодификация норм международного права
Недостаточная точность, характерная для очень большого числа норм МП, явившаяся результатом его медленного развития, создала движение в пользу его кодификации т.е стимулировалось желанием предоставить в распоряжение международных судов собрание установленных и одобренных норм и тем самым стимулировать готовность государств передавать свои споры на судебное разрешение. Работа первой Гаагской конференции мира. В конце XIX в., в 1899г., так называемая Гаагская конференция мира, созванная по инициативе русского императора Николая II показала, что некоторые части МП могут быть кодифицированы удалось создать две значительные конвенции, а именно: Конвенцию о мирном разрешении международных споров и Конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны. Первая из названных конвенций имеет большоепрактическое значение, так как различные суды, действуя в качестве Постоянной палаты третейского суда, вынесли решения по ряду дел, вторая из вышеназванных конвенций имеет много пробелов, сам факт ее существования является доказательством того, что кодификация некоторых частей МП осуществима.
Вторая Гаагская конференция мира 1907. Три конвенций, а именно: Конвенция о мирном разрешении международных споров, Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны и Конвенция о применении к морской войне. Если не считать Конвенции об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам и Конвенции об открытии военных действий, все они были посвящены регулированию права войныи нейтралитету во время военных действий на суше и на море.
Кодификация после первой мировой войны. В области права войны были подписаны многосторонние конвенции об обращении с военнопленными об обращении с больными и ранеными а в 1925 г. была заключена конвенция об употреблении отравляющих и удушливых газов. В области права мирного времени были частично кодифицированы крупные разделы МП при помощи таких документов, как устав Лиги наций, статус Постоянной палаты международного правосудия, Генеральный акт о мирном разрешении международных споров 1928. Генеральный договор об отказе от войны конвенции о воздухоплавании и о внутреннем и морском судоходстве а также большое число конвенций научного, экономического и гуманитарного. Включая внушительную серию конвенций, заключенных под эгидой МОТ. Лиге наций было предоставлено приступить к систематической работе над проблемой кодификации в собственном смысле слова.
Кодификация под руководством Лиги наций. Пятая Ассамблея Лиги наций приняла резолюцию, предлагавшую Совету Лиги созвать комитет экспертов для выработки предварительного перечня вопросов, разрешение которых путем международных соглашений было бы желательным и практически осуществимым В 1924 г. Совет Лиги назначил комитет которому была поручена не подготовка кодексов, а лишь представление Совету Лиги доклада о темах, которые созрели для кодификации Комитет рассмотрел ряд докладов по семи следующим темам: 1) Гражданство; 2) Территориальные воды; 3) Ответственность государств за ущерб, причиненный на их территории личности или собственности иностранцев; 4) Дипломатические привилегии и иммунитеты; 5) Процедура международных конференций и порядок заключения и составления проектов МД; 6) Пиратство; 7) Эксплуатация морских богатств; 8)О правовом положении и функциях консулов 9) О компетенции судов в отношении иностранных государств. Комитет доложил о следующих темах, как еще не созревших для международного разрешения: 1) Уголовная юрисдикция государств по отношению к преступлениям, совершенным за пределамиих территории; 2) Выдача преступников; 3) Толкование оговорки о наиболее благоприятствуемой нации Комитет рекомендовал Совету Лиги не предпринимать в настоящее время никаких дальнейших мер).
Гаагская конференция по кодификации 1930г. Первая конференция по прогрессивной кодификации международного права заседала в Гааге 1930 г. В результате работ конференция приняла: а) конвенцию по некоторым вопросам коллизии законов о гражданстве; б) протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства; в) протокол, относящийся к определенному случаю без гражданства; г) особый протокол, касающийся без гражданства.
Пределы кодификации МП и ее перспективы. Участники Гаагской конференции 1930г. очевидно прeдполагали, что она является первой в ряду конференций, которые под руководством Лиги наций будут вести работу по кодификации. Результаты Гаагской конференции 1930 г. дают возможность установить желательность кодификации и виды на будущее кодификационных работ. Во-первых, конференция отчетливо вскрыла различие между кодификацией в смысле систематизации и унификации уже согласованных принципов и кодификацией в смысле согласования мнений и практики, по которым еще существуют расхождения. Во-вторых, в виду того, что международные конференции руководствуются правилом единогласия, существует опасность, что попытки достигнуть соглашения в форме кодифицированных норм могут иметь своим результатом умаление значения норм, Таким образом результат кодификации может задержать развитие МП, а не способствовать ему. В-третьих, существует опасность, что ввиду осторожного подхода правительств попытки провести кодификацию могут во многих случаях вскрыть и подчеркнуть расхождения в вопросах, по которым до того предполагалось наличие согласия. В-четвертых, выясняется, что, поскольку кодификация предполагает принятие единообразных правил, сфера ее по необходимости должна быть ограниченной, так как во многих случаях различие интересов и условий делают единообразие затруднительным и нежелательным. В-пятых, конференция показала, что даже в отношении вопросов, вообще говоря не спорных, работа по кодификации требует длительной подготовки и обсуждения, что не всегда возможно в суетливой атмосфере международной конференции. Таким образом, программа Гаагской конференции 1930 г., предполагавшей в течение одного месяца кодифицировать три крупных раздела международного права, представлялась чрезмерно самонадеянной. Сфера действия конвенций, принятых таким способом, может быть легко расширена в результате последующего присоединения к ним. Факт длительного их действия в сфере отношений между обширными группами государств не может не оказать значительного влияния. Устав ООН определил в ст. 13, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях, между прочим, поощрения прогрессивного развития МП и его кодификации