Мусульманская правовая сис-ма
Особенности норм мусульманского права: Под нормой права исламские правоведы понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, "поправить", оно бесспорно и абсолютно, долей, но безусловно исполняться. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юр-их уловок, фикций, других приемов противоположного результата. По содержанию нормы мусульманского права как правило, не являются управомочивающими или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой. Источники мусульманского права. 1) Самый значимый источ.Коран — священная книга мусульман. Лишь незначительная его часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство же стихов посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юр-им документом подобно конституции или кодексу. 2) близок Корану и тесно связан с ним второй источник– Сунна. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. 3) Тлджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. 4) Кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В исламских странах решение по, аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер. 5) Вторичным источником явл. закон (НПА). Сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в соц-ом регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). 6) Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Структура мусульманского права: 1) Не подразделяется на общее и частное право. Можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками - суннитскими и несуннитскими. 2) По поступкам: в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные.
106. Теория разделения властей.
Основоположник Монтескье. Джон Локк, Гуго Гроций. Связывает вопрос о разделении властей с понятием политической свободы. Основные условия, кот. д. обеспечить политическую свободу: 1) справедливые законы, 2) надлежащая организация гос. власти. При хорошей организации власти возможны справедливые законы. Гос. вл. построена по принципу разделения власти, чтобы не было злоупотреблений. 3 части: 1)Законодательная (основная). 2) исполнительная. 3) судебная.