Кузнецов, Павел Александрович. 11 страница
ART.START-2007 стал значимым событием в молодежной среде города Москвы и проводился как Открытый московский молодежный фестиваль, аккумулирующий наиболее интересные тенденции в области рекламных коммуникаций (как в отношении креативных технологий, так и с точки зрения нестандартных носителей и идей).
В 2008 г. ART. START впервые проводился как Открытый международный молодежный фестиваль. На конкурс поступила 921 работа от более 700 участников из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, что указывает на новый уровень активности, проявляемый обществом по отношению к социальной рекламе в мире.
В современном виде фестиваль ART. START представляет собой социально значимый проект, способный привнести новые, оригинальные идеи в решение проблем молодежи, позволяющий представителям молодого поколения открыто выразить свои предложения, обсудить их средствами рекламы.
Характерным явлением сегодня стало проведение различных региональных фестивалей социальной рекламы. Наиболее известные из них следующие:
1) Международный молодежный фестиваль социальной рекламы «Виноградарь» (Ульяновск);
2) Международный фестиваль социальной рекламы «MbI!/WE!» (Нижний Новгород);
3) фестиваль социальной рекламы «Городская СРеДа» (Социальной Рекламе — Да) (Уфа);
4) региональный фестиваль социальной рекламы «Отражение» (Набережные Челны) и др.
Существенным недостатком региональных конкурсов является то, что многие из них проводятся на нерегулярной основе и не имеют собственного постоянного сайта. Некоторые конкурсы вообще носили разовый характер. Однако в настоящее время ситуация хотя и медленно, но начинает меняться в лучшую сторону.
Другой характерной особенностью стало то, что на основе ряда престижных образовательных учреждений, прежде всего московских, также стали проводиться фестивали социальной рекламы. Так, на базе Московского государственного университета культуры и искусств начал проводиться Российский студенческий фестиваль социальной рекламы (РСФСР). Как видно на примере фестиваля
HART. START, перспективы для развития такого рода мероприятий устойчиво высокие, поскольку социальный запрос на социальную рекламу продолжает уверенный рост.
Думается, что практически каждый российский регион мог бы организовать практику собственных фестивалей и конкурсов по тематике социальной рекламы. Это решило бы две задачи: первая — общество привлекалось бы к разработке различных вариантов социальной рекламы, а вторая — качество социальной рекламы, что есть на данный момент, повышалось бы за счет совместной с обществом работы.
Одновременно при организации общественной работы в области создания социальной рекламы было бы правильным проведение различных мероприятий в формате круглых столов, экспертных советов, посвященных современной практике рекламного социального информирования. Это позволит выработать единое понимание того, какая именно социальная реклама отражает социальные запросы общества.
Таким образом, проблемы повышения эффективности социальной рекламы за счет организации управленческой и общественной работы постепенно решаются. Как в отношении системы администрирования, так и для организации общественных массовых мероприятий предстоит сделать еще очень много. Однако все начинания будут достижимы при условии четкого понимания целей деятельности по повышению эффективности социальной рекламы.
5.2. Социометрические исследования социальной рекламы
Самый сложный аспект в теории и практике социального рекламирования — задача экспериментальной оценки эффективности социальной рекламы. Сюда относится решение вопросов целесообразности использования того или иного метода социометрического исследования, а также проблемы определения выборки и периода проведения эксперимента.
В настоящее время существуют различные методики, которые позволяют оценивать эффективность рекламной и PR-деятельности, но не все они адаптированы к социальной рекламе. Так, например, после рекламной и PR-кампании часто проводится медиаметриче-ский анализ (или как вариант — контент-анализ), после чего готовится пресс-клиппинг, в котором приводятся все упоминания о том или ином информационном поводе или какой-то организации. Но к оцениванию социальной рекламы этот метод практически нельзя адаптировать.
Иногда при оценке эффективности рекламной и PR-кампании используется метод социально-психологического анализа, который носит преимущественно индивидуализированный характер. Однако для социальной рекламы, которая призвана воздействовать на все общество либо на какую-то определенную социальную страту, данный метод также не всегда неприемлем.
И все же возможности оценки социальной рекламы существуют, хотя и не используются широко на практике.
Прежде всего необходимо четко разграничить процедуры оценки эффективности социальной рекламы ДОи ПОСЛЕее публичного размещения (рис. 5.1).
Если социальная реклама оценивается до публичного размещения, то уместно говорить скорее не о комплексной оценке эффективности, а о так называемом тестировании рекламной продукции. Во втором же случае после публичного размещения социальной рекламы речь идет именно о комплексной оценке эффективности.
С нашей точки зрения, заказчики социальной рекламы если бюджет позволяет, вполне могут использовать и методики тестиро-
вания социальной рекламы ДО, и процедуры оценки эффективности социальной рекламы ПОСЛЕ публичного размещения.
Как представляется, оценивать эффективность, равно как и проводить тестирование социальной рекламы, можно двумя основными путями, оба из которых предполагают использование социометрического инструментария: качественным и количественным.
К качественному методу можно отнести метод фокус-групп, когда группа из того сегмента, на который направлена социальная реклама (например, молодежь), ведомая экспертом, в процессе беседы определяет свое отношение к содержанию социальной рекламы.
Метод фокус-групп заключается в том, что небольшую группу людей, отобранных по специальным критериям (чье мнение по обсуждаемому вопросу интересно), приглашают на встречу, во время которой ведущий проводит дискуссию по заранее созданному сценарию. В ходе дискуссии ведущий (называемый также модератором) акцентирует внимание участников на вопросах, интересующих исследователей, с целью получения от них глубокой информации на заданные темы.
Оптимальное количество участников этой малой группы составляет 8—10 человек, но в любом случае их не должно быть меньше 6 или больше 12 человек. Иначе получить достоверную информацию будет сложно — в первом случае из-за недостатка участников, во втором из-за того, что не все участники успеют высказаться в ходе проведения фокус-группы. Работоспособность метода фокус-групп заключается в эффекте, создаваемом ситуацией группового обсуждения.
Например, администрация города размещает серию однотипных билбордов, призывающих к чему-либо. Задача на начальном этапе должна заключаться в том, чтобы через качественные методики фокус-групп выявить отношение к данной рекламе того целевого сегмента, на который она направлена, и в случае несоответствия содержания рекламы ожиданиям целевой группы (целевых групп) откорректировать его в нужную сторону.
К количественному методу мы можем отнести преимущественно опросы в различных их комбинациях. Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Естественно, размеры и типы выборочных совокупностей при опросе будут зависеть от целей проводимого оценивания.
Например, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы размещает серию рекламных конструкций с призывами
экономить электроэнергию. После размещения такой рекламы целесообразно провести опрос и выяснить, как повлияло на жителей города Москвы данное обращение Департамента (илл. 5.3).
На начальном этапе (тестировании) целесообразнее проводить качественные социологические исследования, а на этапе публичного размещения социальной рекламы — количественные исследования.
Таким образом, социальная реклама без оценки эффективности не достигает тех целей и не решает тех задач, ради которых она создается. Однако необходимо оценивать эффективность социальной рекламы, а затем корректировать ее содержание на основе полученных результатов. Только в этом случае реклама будет эффективной.
Заключение
С момента принятия в 1995 г первого в истории России правового акта, который положил начало регламентации правоотношений, возникающих в сфере распространения социальной рекламы, прошло уже полтора десятка лет За этот период социальная реклама превратилась из единичных проявлений в емкий информационный рекламный пласт, который сегодня имеет самое широкое распространение
Появление новых тематических форм социальной рекламы предопределяется стоящими перед государством и обществом задачами, которые решаются посредством социальной рекламы Несмотря на свою непродолжительную историю, социальная реклама уже положила начало развитию социальной инфраструктуры, ее обслуживающей Это всевозможные конкурсы и фестивали международного и регионального масштабов, экспертные и круглые столы и другие направления административной, научной и общественной работы
Ключевая задача, которую необходимо решить в самой ближайшей перспективе, заключается в повышении качественного уровня социального рекламирования В процессе совместной работы государства, коммерческих структур и некоммерческих организаций важно выработать такой подход к организации социальной рекламы, при котором бы она реально и всесторонне отражала ценности и интересы всего общества, а также отдельных социальных групп
Российской социальной рекламе должны быть присущи здравый смысл, чувство гуманности, этичность, которые были бы легко воспринимаемыми Много внимания нужно уделить оценке целесообразности использования тех или иных рекламных образов, текстовым и композиционным аспектам социального рекламирования Перспективы развития российской социальной рекламы выглядят оптимистично
Библиографический список
Учебная и научная литература
1. Андросова Л. А. Политическая и социальная реклама: Учеб. пособие. Пенза: ПГУ, 2008.
2. Грибок Н.Н. Социальная реклама: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2008.
3. Исаев СМ. Правительственная социальная реклама: теория и практика. М.: Лист Нью, 2002.
4. Ковалева А.В. История, теория и технологии социальной рекламы (опыт социологического исследования проблемы). Барнаул, 2005.
5. Ковалева А.В. Социальная реклама в России: состояние, проблемы и решения. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2006.
6. Ковалева А.В., Азарова А С, Тахтарова КВ. Социальная реклама: Учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2004.
7. Колоколъцева О.В. Социальная реклама в процессе формирования ценностных установок трансформирующегося общества. Саратов: Изд-во Саратовского гос. техн. ун-та, 2003.
8. Николайшвили Г. Социальная реклама: Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2008.
9. Савельева О.О. Введение в социальную рекламу с двумя приложениями. М.: РИП-Холдинг, 2006.
10. Селиверстов С.Э. Социальная реклама:" искусство воздействия словом. Самара: Бахрах-М, 2006.
11. Социальная реклама: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Дмитриевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
12. Ученова В.В., Старых Н.В. Социальная реклама: вчера, сегодня, завтра. М.: ИндексМедиа, 2006.
Статьи в периодических изданиях
1. Бузин В.Н. Социальная реклама: быть или не быть? // Реклама. Теория и практика. 2007. № 1. С. 16—28.
2. Выдрина А. С. Место и роль социальной рекламы некоммерческих организаций в развитии третьего сектора общества (на примере Алтайского края) // Вестник Самарского государственного университета.
2007. № 1. С. 71-80.
3. Гершун М. Социальная реклама в контексте взаимодействия государства и общества // Государственная служба. 2007. № 3. С. 86—88.
4. Доронина М.А. Коммуникационные модели в социальной рекламе // Культурная жизнь Юга России. 2007. № 4. С. 100—103.
5. Евтеева О. Социальная реклама государственного сектора // Социальное обеспечение. 2005. № 21. С. 12—13.
6. Зайнутдинов И.Ф. Социальная реклама в Республике Башкортостан: время институционализации // Вестник Башкирского университета.
2008. Т. 13. № 1. С. 157-161.
7. Крупное Р. В. Городская социальная реклама как объект управления // Социология власти. 2006. № 5. С. 121—128.
8. Крупное Р. Городская социальная реклама как объект управления // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 1. С. 67-74.
9. Кузнецов П. Российская социальная реклама: кто виноват и что делать? // Рекламодатель: теория и практика. 2008. № 3. С. 86—94.
10. Кузнецов П. Семейная социальная реклама: что год прошедший нам уготовил? // Рекламодатель: теория и практика. 2008. № 11. С. 40—48.
11. Кузнецов П. Часть пейзажа? как оценивать эффективность социальной рекламы // Маркетолог. 2008. № 1. С. 50—52.
12. Матвиенко В. Социальная реклама как информационный ресурс современной России // Информационные ресурсы России. 2004. № 6. С. 39-41.
13. Плетнева НА. Место социальной рекламы в системе рекламной деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 3. С. 41—44.
14. Тарасевич Г. Как работает социальная реклама // Рекламные технологии. 2005. № 2. С. 14-15
15. Теплицкий А. Социальная реклама «вечных ценностей» под землей // Рекламные технологии. 2007. № 7. С. 34—35.
16. Шекова Е.Л. Социальная реклама: основные понятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5. С. 99—101.
Диссертации
1. БелянинАБ. Социальная реклама как коммуникативный ресурс управления: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.
2. Гершун М.В. Социальная реклама как коммуникативный инструмент государственного управления: Дис. ... канд. полит, наук. М., 2007.
3. Доронина М.А. Социальная реклама как феномен культурной коммуникации: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.
4 Кочергина Д. С. Социальная реклама как фактор гуманизации современного общества: Дис. .. канд. филос. наук. Омск, 2007.
5. Крупное Р.В. Социальная реклама как инструмент управления социальными процессами: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2006.
6. Потапова У.Ю. Социальная реклама* эффективность функционирования в социальной коммуникации российского общества: Дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2006.
7. Степанов Е.В. Социальная реклама в России: функциональные и жан-рово-стилистические особенности: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
Интернет-ресурсы
1. Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы (официальный сайт) // http://www.outdoor-komitet ru/.
2. Лаборатория социальной рекламы (официальный сайт) // http://www. socreklama.ru/.
3. Московский фестиваль социальной рекламы (официальный сайт) // http://www.mfsr.ru/.
4. Национальный конкурс социальной рекламы «Новое пространство России» (официальный сайт) // http://www.nprossia.spb.ru/.
5. Союз создателей социальной рекламы (официальный сайт) // http ://www.cccp-onhne .ru/.
Оглавление
Предисловие 3